История нашего родства. Глава 13

Андрей Женихов
        Потомки Андрея Никитича Добренко (в письмах).

   Двенадцатое января 1976 года (дата из текста письма). Дорогая тётушка Поля, дорогая Нюрочка, то есть дочь Поли. В памяти моей отчётливо помню вас обеих. В 1974 году была в Спокойной у тети Любы (Никитичны). Она была с очень светлой головой, многое мне рассказала про детство моего отца Андрея Никитича. Пела его любимые песни, а я записывала. После смерти тётушки Любы её дочь Наташа Емцева со всем своим семейством переехали в город Гулькевичи Краснодарского края. Дорогая тетушка Поля, обращаюсь я к вам с большой просьбой. Когда-то моя мама отдала вам Библию. В ней на последней странице есть какие-то записи отца. Я очень прошу вас, может вы мне её перешлёте, хотя бы на время, если  не желаете  отдать насовсем как реликвию отца нашего. Нюрочка напиши как живёте. Меня судьба не баловала. Сейчас живу с дочерью, зятем и внучкой, живём дружно, я понемногу работаю. Нюрочка напиши подробности о вашей жизни. У меня одна дочь больная, вот уже 15 лет (с 19 лет), ужасно, ужасно, за что наказал Бог? Жду от вас письма.
   Один подполковник в Виннице собрал все сочинения нашего дядюшки Василия Никитича Добренко, обработал их. Работал над этим целый год. Добивался, чтобы издали книгу, но все издательства отказались напечатать. Он мне прислал отпечатанные экземпляры. Очень даровитый был наш дядюшка Вася, но его пребывание в Белой армии повлияло на издателей. Целую вас всех, обнимаю Люба Добренко.

   Седьмое марта 1976 года (дата по штемпелю на конверте).
   Дорогая Нюрочка, дорогая тётушка Поля, здравствуйте!!! Поздравляю Вас и Всю Вашу семью и родню с праздником 8 Марта. Желаю счастья,здоровья и благополучия. Напишу по порядку о себе и сёстрах. Я в Ленинграде по путёвке комсомола из станицы Невинномысской (куда мы уехали из Спокойной после гибели отца)закончила сельскохозяйственный ВУЗ и жила в Ленинграде. Вышла замуж и в мае 1941 года уехала в Таганрог, в отпуск с двумя дочерьми. Одна из них 1938, другая 1939 года рождения.
   В Таганроге тогда жили Валя и Лена, сёстры. У Вали второй муж - баптист. Детей у Вали нет и не было. Муж её столяр, работал на тракторном заводе. Сейчас они на пенсии имеют свой домик, виноградник. Мы часто у них бываем.
   У  Лены две дочери. Старшая, Галя, актриса-героиня, живёт в г. Челябинске. Она замужем, у неё сын. Муж инженер, живут хорошо, своя машина. Другая дочь, Таня, живёт с матерью и отцом в г.Архангельске.
Муж Лены, большой человек, ответственный редактор областной газеты "Правда Севера", депутат Верховного Совета. Их дочь Таня, учительница музыки, имеет дочь от первого брака.
  Ну вот, меня застала Отечественная война в Таганроге и мы с Леной эвакуировались в Грузию. После войны я вернулась в Ленинград. А Лена  долго жила в Улан-Удэ, куда Ц.К. посылало её мужа Ваню. Моя мама называла его "святым". Она говорила: "Богу молитесь на Ваню. Я больная и Слава(мой брат) жили у Лены и зять никогда её не обижал. А сколько добра людям делал". И этот Иван по воле судьбы был в Отечественную войну на Новороссийском направлении. Прошёл такое пекло и не имеет ни одной царапины. Вот он и вспомнил при встрече мою мать, (которая умерла в 1937 г. Тяжело страдала бронхиальной астмой и брат мой у них жил, Слава). Брат Слава жил в Таганроге, работал шофёром. Затем запил, ушёл от семьи и через полгода умер. Скоропостижно(под Новый 1974год) перепил. Осталась жена, дочь замужем имеет ребёнка, девочку, живут в Таганроге.
  Я сейчас на пенсии, но работаю. Живу с дочерью Светочкой, муж её  подполковник, кандидат  военных наук. На днях купили легковую машину "Москвич" У меня  внучка Ирочка, ходит третий класс. Другая дочь тяжело больна и лежит в больнице безнадежно, никогда ничего у меня не спрашиваете в письмах про неё. Очень тяжко и больно. Вот как будто вкратце описала тебе всё. Я была у Назара в Тбилисской, ездила и застала живой тётю Любу (Никитичну) А какой у неё светлый ум, она даже спела мне песни, которые любил мой отец, Андрей Никитич. Мне очень хочется видеть тебя и твою маму, Нюрочка. Я помню тебя очень хорошо. Жизнь наша прошла в войнах и тяжёлых материальных условиях, поэтому искать друг друга было недосуг, спасался кто как мог. Мы, сёстры, преклоняемся перед мудростью Нашей матери Марии Григорьевны, помнишь её? Ведь она, неграмотная женщина, дала нам путевку в жизнь. Она продала всё хозяйство в Спокойной и уехала в Армавир. Учила, наставляла нас как жить, Я через комсомол получила высшее образование, сестра тоже. И когда я побывала в Спокойной, не могла пройти к своему дому, была непроходимая грязь. И мы могли быть ещё там. Дорогая Нюрочка, поцелуй маму Полю, передай ей мой сердечный поклон. Это последняя самая родимая цепочка нашего родства. Целую всех, обнимаю Люба Добренко.

   31.01.1980 год. Дорогая моя сестричка Нюрочка! Дорогая тетя Поля. Как давно я вас не видела. Вспоминаю Нюрочка как в станице Отрадной, где я училась в гимназии, я часто приходила к вам.  Мы с тобой на печке читали книгу "Путешествие пилигрима", ходили в молельный дом баптистов. Вы до сих пор баптисты? Вы и твоя семья, и тётя Поля? Ты, значит, живёшь с сыном Павликом и невесткой Лилей и внучками Анечкой и Леночкой. Напиши ты на пенсии? Где работает сын, невестка и внучки.  А тётя Поля живёт у твоей дочери Даши, в Константиновской, да? Так и живёте до сих пор в одной комнате или получили другую квартиру? Теперь я напишу тебе о себе.
   Мне 73 года, я на пенсии, живу  с дочерью младшей Таней, ей 43 года, зятем и внучкой Леной, ей 19 лет. У меня есть старшая дочь Галя ей 49-й год. У неё муж и сын 20 лет, она живёт в городе Челябинске. 12 апреля 1979 года умер мой муж, Стегачев  Иван Мартынович, я с ним прожила 51 год. Не могу успокоиться, очень переживаю и наверное скоро сама умру. У меня гипертония и сердце очень плохое. К тёте Поле у меня большая просьба, пусть она тебе под диктовку расскажет о моём отце Андрее Никитиче Добренко. Меня интересует такие вопросы. 1. Почему дед Никита был против брака  моего отца с моей матерью Марией Григорьевной. 2. Кем был дед Никита Добренко, правда что он был крепостным и что он рассказывал о том времени. 3. Что я родилась в степи, под копной, где мама была с дядей Васей, братом отца на сенокосе. И всё,что тётя Поля помнит о жизни моего отца и матери. Хорошо знала об этом всё тётя Люба, но я опоздала её об этом расспросить. Я буду тебе очень благодарна, если ты мне об этом всём напишешь. Судьба забросила нас на север, но это не Крайний Север. 19 часов поездом от Москвы. Город на реке Двине, плывут по ней наши и заграничные корабли, пароходы с лесом. У нас много леспромхозов и лесопильных заводов. Ну вот, пока и всё. Целую всех, особенно тётю Полю. Желаю вам всем здоровья и счастья. Высылаю тебе фотографии  памятника Братской могилы, где похоронен Андрей Никитич Добренко, мой отец и твой родной дядя.   Лена Добренко.

   Закончено описание событий связанных с жизнью Андрея Никитича Добренко и его потомков. Хорошо, когда остаются такие свидетельства, как письма. С помощью которых мы можем узнать о жизни наших предков, читая пережить вместе с ними их радости и горести, из первых уст узнать как жили в то далекое время. Но к сожалению нынешнее поколение будет первым поколением которое не оставит о себе следов. Они не оставят писем из своего детства и юности, не оставят от себя писем, когда будут уже старше. Для друзей и потомков с тоской о прошедших днях, которые когда-то казались незначительными. Они не оставят своих почерков, затёртой, мятой и сложенной бумаги, конвертов с адресами, штемпелями, именами тех, кому и от кого. Они не оставят фотографий на пожелтевшей от времени бумаге, потому, что все они сгинут в электронной суете. Мы и сейчас уже не достанем свой фотоальбом, не сделаем надпись на обороте "На память дорогому брату или другу..." потому, что нет оборотов. Негде написать, что это я, а это Женька или Мишка. Это мы там-то и там-то, тогда-то и тогда-то. Они не оставят своих лиц. Не будет мемуаров, дневников, записок, писем разных лет. Не будет почерков, фотографий, всего, что для кого-то остаётся нитью к нам ушедшим навсегда. Да, они будут первыми кто раствориться без следа в эпоху гаджетов, компьютеров и соцсетей.


      Старые фотографии.

Старые фото - как прошлого таинство,
Радость и горесть, что длится в столетиях.
Есть ли у вечности межи, окраины?
Скрыто ли счастье в сирени соцветиях?

Старые фото, где все улыбаются.
Там в глубине, как в колодце, во времени.
Звёздочкой маленькой жизнь зарождается -
Счастьем родительским, дружными семьями.

Старые фото - цветы на поляночке.
Бабочки в лёгком движеньи застывшие.
В косах веночки у Леночки с Анечкой -
Фото, их в детство опять возвратившее.

Старые фото - пришла чья-то очередь...
Мать, что над холмиком сердце склонившая,
С скорбным лицом на могиле у дочери...
С горькой печалью, детей пережившая.

Старые фото, что в Лету не канули -
Прелести сколько в прекрасных мгновениях...
Глянец поглажу... и слёзы нагрянули...
Словно к ожившим, от прикосновения.

Старые фото - частички истории.
Кадры, как жизнь, они неповторимые.
Все мы идём по своей траектории -
К вечным обителям, Богом хранимые.

Старые фото - на цвет тёмно-серые,
Лица размыты дождём, перекошены...
(Словно могилы поросшие вереском)
В мусорку кем-то безжалостно брошены.
                А. Ж.

 Ещё хочется добавить, что по просьбе младшей сестры Андрея Никитича Добренко, Пелагеи Никитичны, в честь него был назван один из сыновей в семье Жениховых.