Темный волшебник Конрад Файт

Юрий Вигнер
Ностальгируя по своей жизни в Париже (1959-й год), Берроуз вспоминает об актере Конраде Вайдте:
«Ты помнишь, как я послал энергетический импульс, и во всем районе Эрлз Корт в Лондоне до самой Норт Энд роуд вырубилось электричество? Это случилось в той самой моей комнатке за пять фунтов в неделю, в гостинице «Императрица», которую давным давно снесли. И как я вызывал ветер, словно Конрад Вайдт в одном из фильмов про волшебство и магию, где он стоял на вершине башни, вздымая к небу руки: «Ветер! Ветер! Ветер!» Ставни сорвало со всех лавчонок на Уорлдз Энд, а приливные волны то ли в Голландии, то ли в Бельгии, то ли где то там еще вызвали смерть нескольких сотен человек».
Это фрагмент из «Западных Земель». Хочется, конечно, узнать, какой же фильм имеет в виду Берроуз. И вот что выяснилось.
Конрад Вайдт (фамилию пишут по-разному; проще и ближе к немецкому произношению было бы Конрад Файт) – известный (киноведам уж точно, а любителям – кому как) актер, снимавшийся поначалу в фильмах немецких экспрессионистов. Позднее он эмигрировал в США и работал в Голливуде. Именно Файт играл Сомнамбулу в знаменитом «Кабинете доктора Калигари». А предпоследней его работой была роль в «Касабланке» (майор Штрассер).
И еще любопытный факт: в 1916-м (и позже?) он играл в немецком прифронтовом театре в Лиепае.
Фильм, о котором вспоминает Берроуз, называется «Багдадский вор» (1940) – сказочная фантазия на «восточную тему». Файт играет там «темного волшебника» Джафара. Он пытается завоевать любовь принцессы и насылает бурю, чтобы потопить лодку ее возлюбленного. Стоит он при этом не на башне, как помнилось Берроузу, а на корме корабля.