Победительница

Наши Друзья
Егорова Людмила Николаевна

 
С приближением Нового года в семьях начинались хлопоты: в чём пойдут дети в школу на ёлку? И сегодня, глядя на разряженных маленьких модниц, больше заботящихся о том, как они смотрятся на общем фоне, а не искренне радующихся возможности  повеселиться в кругу одноклассников, вспоминаю нас, школьников далёких 60-х.
Костюмы нам шили мамы, и материалы были самые простые – ситец, сатин, марля,  бумага. Не было специальных масок, украшений, готовых костюмов, продающихся в магазинах.
Украшали наряды, в основном, только появившимся в продаже «дождиком», гофрированной бумагой разных цветов, бусами, которыми украшали ёлку,  пуговицами. Но радости эти наряды приносили нам куда больше, чем замысловатые фасоны нынешних китайских платьев.
Мы, пятиклашки, возбуждённо толпимся на переменках по углам, обсуждаем будущие наряды. Ещё бы! Это ведь почти обязательное условие школьного праздника! И, раздавая подарки, директор школы назовёт ученика, костюм которого, по общему мнению (его мы высказывали аплодисментами) будет самым красивым и оригинальным.
В нашем классе богатых не было. Зато учились 5 ребят из детского дома, который  находился в десяти минутах ходьбы  от школы, и девочка, которую воспитывала бабушка. Старая, нервная женщина, работавшая гардеробщицей в какой-то конторе, она растила внучку с года. Мать  Аиды – так звали девочку – приезжала  откуда-то к ней  раз-два в год на несколько часов, и вновь исчезала.
Ида росла крупной, нескладной. Полнота мешала ей быстро двигаться. Ноги, бесформенные и сведённые в коленях, делали походку нелепой. Она была пуглива и при каждом окрике испуганно вскидывала руки,  прикрывая  лицо и голову – наверное  бабушка её часто била. Одета она была беднее всех: стоптанные старые ботинки, штопаные чулки, форменное платье внизу надшивалось, а руки вылезали из рукавов. Она не имела подруг, держалась в стороне от всех, хотя время от времени старалась как-то поддержать с нами отношения, ведь быть  одному - тяжело.
В тот год, как всегда, на школьном празднике было много снежинок, Буратино, клоунов. Все они мало чем отличались друг от друга: марлевые юбочки, бумажные короны, оклеенные ватой с нашитыми на нее бусинами, высокие колпаки из ватмана, воротники из собранной на ниточку гофрированной бумаги. Были даже чертенята: ребята  приделывали к черным физкультурным костюмам проволочные хвосты, а на голову надевали сшитые из ситца шапочки с рожками.
Небольшой спортзал был забит школьниками до отказа. Шум, гам, хохот, визг. В двери вбегали всё новые сказочные персонажи, встречаемые смехом, криками. Наш класс был в сборе, не было только Иды. И вдруг по залу разнеслись возгласы удивления, хохот. На пороге зала стояла она. Стараясь не обращать внимание на реакцию ребят( лишь лицо покрылось красными пятнами), Ида гордо шла по залу, неся свой наряд. На ней было платье из …  газет.
Сначала мы посмеивались, глядя ей вслед, но прошло 15-20 минут, и мы стали обсуждать ее необычный наряд уже с иной точки зрения.
В тот день мы, малолетки, оказались на высоте: когда стали выбирать лучший костюм, наш класс единодушно проголосовал за  Газету. Нас поддержали и другие ребята. Праздник закончился вручением Иде  подарка. А мы, уходя,  ощущали какой-то подъем, радость. И никому не было обидно, что первым стал не он. Зато мы видели радость и благодарность в глазах Иды.