Натали Самоний. Поэзия, вдохновлённая живописью

Натали Самоний
НАТАЛИ САМОНИЙ. ПОЭЗИЯ, ВДОХНОВЛЁННАЯ ЖИВОПИСЬЮ.      
(научно-исследовательская работа)         

 Муниципальное образовательное учреждение
         «Бендерская основная общеобразовательная школа №4»


Натали Самоний. Поэзия, вдохновлённая   живописью
                Научно-исследовательская работа
               

                Секция  : мировая литература
                (литература  Приднестровья)


                Выполнил: Мазурок Александр Сергеевич,
                ученик 8 класса  МОУ «БООШ №4»
                Руководитель: Язаджи Светлана Васильевна,
                учитель русского языка и литературы
                МОУ « БООШ №4», 1 квалификационная
                категория
               
                Бендеры,  2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..................3
Основная часть…………………………………………………………..................6
   1.Природа - неотъемлемая часть человеческой души…………….................7
       1.1.Художники-пейзажисты Приднестровья……………………….................8
   2.Натали Самоний. Поэзия, вдохновлённая живописью………................... 9
       2.1. «Анализ стихотворения « Осенний день-мозаика цветов» 
           Натали Самоний и картины И.Н.Нирши «Осенний  день» .......................10   
       2.2.  Анализ стихотворения «Тихий шелест» Натали Самоний и
               картины В.И.Радованова «Тихий шелест осени»……………................13
       2.3. Анализ стихотворения «Весна-это жизнь!» Натали Самоний
              и картины  Ю.Д.Фрикацел  « Весна. (Всё оживает)» ………................. 16 Заключение……………………………………………………………...................19
Библиографический список…………………………………………................. 21
Приложение   


Введение
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
С.Смирнов
Цель любого искусства – воздействовать на душу человека, пробуждать в нём чувство радости, любования, восхищения, заставлять переживать вместе с автором. С большим успехом это делают живопись и поэзия.   Произведения поэтов и художников пересекаются, они несут в мир добро и красоту. Поэт и художник делятся с нами своими переживаниями.
Как-то, в поисках красивого стихотворения, я узнал о творчестве Натали Самоний. Очень понравились стихи. Но каково было  удивление, когда  узнал, что  многие  стихотворения вдохновлены живописью. Так у меня  возникло решение о написании исследовательской работы, о создании альбома полюбившихся картин приднестровских художников и поэтических зарисовок к ним. Решил ближе познакомиться с творчеством художников нашей республики и  пейзажной лирикой Натали Самоний, провести анализ картин и стихотворений к ним. Понять, с помощью каких художественных средств изображения  поэтесса и художники достигают  своей цели в описании природы. А потом поделиться своими выводами в заключительной части данной исследовательской работы. Эпиграфом  стали слова  из стихотворения поэта Сергея Смирнова о природе. Человек должен относиться к ней трепетно, чутко. В каждом творении  присутствует чувство художника. Создатель изображает пейзаж, испытывая при этом  различные чувства , эмоции. Они идут из глубины души человека и очень искренне. То, что художник, увидев, создаст на полотне, поэт, прочувствовав, передаст  в стихах.

Тема исследования:
Натали Самоний. Поэзия, вдохновлённая живописью.
Цель исследования:
-выявить особенности описания природы в пейзажной лирике Натали
Самоний и в живописи художников-пейзажистов Приднестровья;
 -создать альбом стихотворений Натали Самоний и картин художников-пейзажистов нашей республики, вдохновивших поэтессу.
Объект исследования:
Картины художников И.Н.Нирши, В.И.Радованова, Ю.Д.Фрикацел.
Стихотворения Натали Самоний к  картинам данных художников.
Методы:
теоретический (анализ, сравнение, обобщение, систематизация)
практический (работа со словарями, справочниками, поэтическими произведениями)
1.Работа с поэтическими произведениями Натали Самоний.
2.Работа с живописными произведениями художников Приднестровья.
3.Использование глобальной сети Интернет.
Гипотеза: в качестве гипотезы  выдвигаю предположение о том, что описание природы в произведениях художников-пейзажистов Приднестровья и  поэтессы Натали Самоний созвучно. Но и художники , и поэтесса  по-своему видят одну и ту же картину природы . Поэтому  используют разные средства выразительности.
В соответствии с темой, целью и гипотезой мною определены следующие задачи:
1.Исследовать средства описания природы в  произведениях  художников-пейзажистов Приднестровья.
2.Исследовать поэтические произведения Натали Самоний, вдохновлённой живописью вышеназванных художников.
3.Сравнить произведения живописи и поэзии.
4.Сделать выводы по наблюдению над произведениями.
5.Собрать материал для альбома « Натали Самоний. Поэзия, вдохновлённая живописью».

Актуальность темы обусловлена целесообразностью  изучения творчества поэтов и художников Приднестровья  о родном крае. Сегодня необходимо сохранять моральные ценности, поднимать уровень духовности. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет родной край в жизни человека, было настоящим патриотом нашей республики.

Степень изученности : данная тема  мало изучена, хотя отдельные аспекты творчества приднестровских поэтов  и художников нашли отражение в статьях, опубликованных на страницах  приднестровских периодических изданий , в сети Интернет.

Предметом  исследования являются  стихи Натали Самоний и картины художников Приднестровья.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал не исследовался  ни на  страницах литературных журналов, ни в сети Интернет.  Позволяет открыть для  учащихся и широкого круга творчество нашей приднестровской поэтессы Натали Самоний , вдохновлённое живописью.  Может быть использован  на уроках  литературы родного края,  ИЗО, МХК.
 Для работы были использованы материалы  номеров журнала  «Литературное Приднестровье»,  репродукции картин художников-пейзажистов нашей республики, сеть Интернет. За сбор и направление в обработке материала благодарен учителю русского языка и литературы Язаджи С.В. Планирую продолжить исследование данной темы глубже, в более широком спектре.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Природа - неотъемлемая часть человеческой души
Природа – это неисчерпаемый  источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Она очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие вопросы. Творческие люди черпают вдохновение, глядя на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого прозаического и поэтического творения. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы.  Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Но природа  в лирике не просто фон, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемая  часть его души. Она неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта  и художника своё видение и отношение к русской природе. Тема природы в поэзии неразрывна связана с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы.
Великолепные пейзажи помогают понять характеры героев, осознать, что человек - неотъемлемая часть природы. Нам, людям XXI века, поэзия нужна, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира нашего Приднестровья.
1.1.Художники-пейзажисты  Приднестровья
Из программы начальной школы  я  хорошо помню  известных художников-пейзажистов и  репродукции  их картин. Это А.К. Саврасов - родоначальник русского пейзажа и его  картина "Грачи прилетели". Это И.И.Шишкин  и его картина «Рожь», в которой он показал убедительный образ изобилия и мощи русской природы. Это и знаменитый певец русской природы  И. И. Левитан и его картина  «Осенний день. Сокольники».
Но сегодня я с гордостью хочу рассказать  о художниках- пейзажистах нашей республики. В Приднестровье трудятся около пятидесяти мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрального искусства. Живя под солнечным южным небом, у живописных берегов седого Днестра, художники впитали неповторимый аромат нашего края, и это отразилось на холстах, в скульптурах, в декоративно-прикладном творчестве современного изобразительного искусства Приднестровья. Сегодня можно говорить уже о сложившейся приднестровской художественной школе. Имена художников Приднестровья известны далеко за его пределами. А я хотел бы рассказать о тех, чьи картины вдохновили поэтессу  Натали Самоний на создание пейзажной лирики.
Игорь Нирша – уроженец Дубоссар. Родился 14 августа 1965 года.
В 1999 г. закончил ПГУ им. Т. Г. Шевченко по специальности «Учитель ИЗО и черчения». С августа 1994 года работает преподавателем в Дубоссарской ДХШ.
С 1 января 2009 года занимает должность директора школы. Участник Республиканских выставок художников. Неоднократно награждался почетными грамотами и дипломами Министерства Просвещения ПМР, Республиканского управления культуры, Гос. Администрации г. Дубоссары, городского отдела культуры и администрации школы. Художник понимает, что нас окружает богатый, красивый край. Не запечатлеть такую красоту – грех для художника. Игорь Нирша – не просто художник. Он певец своего края, воспевает свою природу, и самое главное, своими произведениями он учит молодых воспитанников, показывает, как надо любить наш край, нашу Родину, и как надо учиться творить.
Радованов Виктор Иванович . Заслуженный работник культуры ПМР.
Родился 15.06.1940 г. Окончил Республиканское художественное училище имени Репина в  г. Кишиневе,  Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Работает в живописи, графике. Искусствовед. Он любит пейзажи и натюрморты. Черно-белые и цветные. Пишет их маслом, акварелью, карандашом с детских лет и по сей день и без этого не мыслит своей жизни. Подлинную поэзию  природы он передаёт, изображая простые картины родного края. Именно в них есть задушевность и законченность образа. Умеет чутко прислушиваться к жизни природы, передавать её различные состояния. Обладает способностью убедительно передать свежее дыхание зимы, замёрзший Днестр, очарование весеннего пробуждения, тишину и покой осеннего дня. Свои эмоции художник соразмеряет с главным- задачей как можно ярче и впечатляюще рассказать о любимой природе.
 Фрикацел Юрий Дмитриевич. Родился 25 сентября 1961 г. Закончил Республиканское художественно-педагогическое училище имени И.Е.Репина в 1985 г., дипломный проект - иллюстрации к новелле "Кармен" П. Мериме,
затем художественно - графический факультет Кишиневского государственного педагогического университета имени И. Крянгэ в 1992 г., дипломный проект - иллюстрации к рассказу М. Шолохова "Судьба человека".
Оба проекта получили отличные оценки, с похвалой Государственных комиссий.
Живет и работает директором детской художественной школы в г. Рыбница, Приднестровье.
Присвоено звание "Отличный работник культуры Приднестровья" (2000 г.)
Участвует в выставках с 1988 г.2.Натали Самоний. Поэзия , вдохновлённая живописью
Имя приднестровской поэтессы  Натали Самоний  знакомо любителям поэзии республики. Её искренние и трепетные строки  неизменно находят своего читателя и слушателя в самых разных городах и посёлках, учреждениях и организациях, среди самых разных слоёв населения. Для поэзии Натали Самоний нет возрастных границ: её стихи с удовольствием читают, слушают, учат наизусть, переписывают от руки и перекладывают на музыку.
Натали Самоний живёт в Тирасполе, радует своих земляков и почитателей её таланта новыми и новыми творческими работами. Автор размышляет, грустит и радуется, прокладывая стихами незримый путь от сердца к сердцу, возводя мосты понимания и человечности, любви и добра, воздавая славу родной земле, людям Приднестровья. В поэзии Натали Самоний природа оживает. Излюбленное средство художественной выразительности, которое использует автор– это эпитет.  В каждом слове, в каждом образе чувствуется любовь поэтессы  к родной природе. Натали Самоний ценит природу своего родного края за простоту, скромность, сдержанность, искренность. Эти черты присущи и самой поэтессе. Стихотворения  Натали Самоний  благозвучны и в них природа - неотъемлемая часть души  каждого  человека. С какой любовью, наблюдательностью, мастерством пишет она свои стихи о природе родного края, какие точные, красочные слова использует!  Стихи помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо! Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Поэзия Натали Самоний вдохновлена живописью. Эти два вида искусства схожи друг с другом. Они призваны нести в мир красоту, гармонию и умиротворение. Поэтесса, вдохновлённая пейзажем, пишет стихи. Существует немало картин, к которым были написаны произведения. Так поэзия и живопись объединяются и гармонично отражают природу такой, какая она есть.
2.1 Анализ стихотворения  «Осенний день – мозаика цветов»
Натали Самоний  и картины  «Осенний день» И.Н.Нирши
Осенний день – мозаика цветов,
Где каждый колер – нотка вдохновенья,
Где вторят небу, танцу облаков,
Станицы птиц в полёте упоенья.
А берег в кАмнях, словно в изразцах,
Речное  отражение – палитра.
Пейзаж осенний – песнею в сердцах,
Речной волны душевная молитва!
      Название данного стихотворения Натали Самоний раскрывает мысль, что красота осени - это пёстрая смесь , узор ярких цветов. Это время  приносит вдохновение,  всё вокруг заставляет восхищаться, поёт сердце. Стихотворение появилось в сети Интернет в 2010 году. Написано к картине И.Н.Нирши «Осенний день». Литературное направление – реализм . Жанр- пейзажная лирика.  Тема стихотворения-осенний день. Идея  стихотворения -  восхищение  дивной красотой осени. Основная мысль автора раскрывается различными художественными средствами. Стихотворение состоит из 2 четверостиший. Ключевые слова–мозаика цветов;  колер; берег, словно в изразцах; палитра . Основная энергия стихотворения - это его ритмичность. Стихотворный размер - двусложный,  ямб. Рифма перекрёстная  - АБАБ.  Богатая, особо звучная. Лирический герой- это осенний день, осенний пейзаж. Текст стихотворения состоит всего из трёх предложений, одно из которых сложноподчинённое, а два неполных. Обращений, уточнений нет. Небу, танцу-однородные члены предложения. В тексте преобладают имена существительные (23), имён прилагательных -всего 5, а глаголов-1. А вот поэтическая фонетика очень интересна: в тексте стихотворения согласных-120, из которых  чаще встречается  Н (20), гласных-84, из которых Е встречается  23 раза. Лексические средства: устаревшее слово- станица (стая).  Наличие тропов  в стихотворении  представлено эпитетом- душевная молитва ,чтобы дать образную характеристику предметов . Для сопоставления предметов в стихотворении  есть  сравнения: словно в изразцах; день-мозаика.  Олицетворение: танцу облаков, вторят станицы. Метафора передаёт индивидуальность, неповторимость предметов: нотка вдохновения; полёте упоенья; песнею в сердцах. В первом четверостишии сложноподчинённое предложение и повторение в нём одинаковых элементов:  где…, где.. усиливает  энергию слов, которые несут в тексте смысловую нагрузку.   И стилистические фигуры  тоже есть в тексте. Для эмоциональной окраски речи, а также создания напевности, созвучности  в тексте стихотворения такое синтаксическое средство выразительности как инверсия: речное отражение-палитра;  речной волны душевная молитва и т.д. Стихотворение  звучит красиво. Его содержание соответствует картине И.Н.Нирши «Осенний день».
          Картина  И.Н.Нирши «Осенний день». Главным сюжетом является природа. Думаю, что лучше всего картина воспринимается с близкого  расстояния, так как хорошо виден простор, красота этого места. Присутствие осени по сюжету: изображён берег реки с большим количеством камней (а берег в камнях..), деревья с пожелтевшей, разноцветной, золотистой листвой, что подтверждает  слова  поэтессы «мозаика цветов». В речной воде  отображаются деревья, небо (палитра), птицы в небе (..станицы птиц в полёте упоенья). На основании увиденного  можно  убедиться, что это жанр живописи- пейзаж. Художник выбрал угол зрения вровень с изображёнными предметами. И глядя на картину, ощущаешь себя не отстранённым созерцателем, а во взаимодействии с изображённым . Автор картины создаёт глубокое пространство за счёт цвета и объёма предметов. Направление света в картине  читается хорошо. На переднем плане осенние деревья, а водная гладь  на горизонте почти сливается со светом неба. И этот эффект создаёт непередаваемое впечатление ( мозаика цветов). Силуэты изображённых предметов (камни, деревья) видны чётко. В картине мало затенённости: тени прописаны прозрачно и они цветные (речное  отражение-палитра). Сочетание голубого, небесного цвета в картине с  золотисто-жёлтым  радует глаз (..каждый колер-нотка вдохновенья), а прозрачная гладь воды создаёт умиротворённость , вдохновение.  Желание  долго любоваться  этим уголком природы. Колорит подчинён рисунку. Цвет не просто окраска объёма, он оптически достоверен. Содержание стихотворения созвучно изображённому на картине. И поэтесса Натали Самоний, и художник Игорь Нирша говорят нам своими произведениями об одном и том же - о красоте родного края, об осени. Единственное их отличие в средствах передачи информации.
 Натали Самоний подтверждает  живописное произведение, только поэтически.  Ничего не пропущено, обо всём сказано. Музыка звучит при чтении этого стихотворения. И   вспомнилось стихотворение  нашего бендерского  поэта и художника  Н.Кулика, работавшего когда-то педагогом в нашей школе и проживавшего в соседнем доме:

Жить и творить ради этого стоит.
Яркие краски, душевный покой,
Всё, что волнует и что беспокоит,
В музыке отклик находит живой.
Кулик Николай. Анкор, ещё анкор!: Стихотворения. Николай Кулик.- Бендеры,   «Полиграфист», 2004, стр
2.2. Анализ стихотворения «Тихий шелест»  Натали Самоний
и картины художника В.И.Радованова «Тихий шелест осени»
ТИХИЙ ШЕЛЕСТ
Тихий шелест, как трепетный шёпот...
Слышу осени грустную речь:
"Красоту не смогу уберечь...
Умолкают и трели, и клёкот.
Улетаю... За птицами вслед,
Мириадами пташек – листочки.
Клинья в небе – прощальные строчки,
Что прочтёт вдохновенный поэт."
Тихий шелест, как слёзная песня,
Слов прощальных сердечная дрожь.
Листопад так похожий на дождь...
Или слёзы всего поднебесья.
Улетела... За птицами вслед.
Отсияло крылатое злато.
Тихим шёпотом сердце распято...
Приближается зимний рассвет.
 Стихотворение написано  19.10.2011 года  к картине Радованова В.И.
"Тихий шелест осени", созданной им в 1995 году. Жанр стихотворения - пейзажная лирика. Тема и идея  стихотворения- уходящая осень. Принадлежность к реалистическому литературному направлению. Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, которые имеют свою законченную мысль как по смыслу, так и с точки зрения синтаксиса. Основная энергия стихотворения- ритм. Стихотворный размер – двусложный, хорей. Рифма кольцевая- АББА. Рифма богатая, так как удачное совпадение звуков. Образ лирического героя, осени , создан реалистично и передаёт изображённое на картине В.И.Радованова. Особенности языкового оформления – наличие в первом четверостишии прямой речи, в которой несколько простых предложений.  Есть однородные члены предложения (и трели, и клёкот).В тексте стихотворения преобладают существительные- более 20, прилагательных и глаголов по 10-12. Поэтическая фонетика стихотворения такова: гласных- всего 152, из которых частые Е- 33, И-30, О-29 , согласных- 223 и преобладают Т (33), С(24), Л(22). Для раскрытия основной мысли  поэтесса   использует различные   художественные  средства. Эпитеты выступают  как средства детализации. Они дают образную характеристику предметов:  трепетный шёпот, грустную речь, прощальные строчки, вдохновенный поэт, слёзная песня, сердечная дрожь, крылатое злато, тихим шёпотом, зимний рассвет. Выражение  образной мысли в тексте – метафора      мириады пташек и построена  она на одинаковых признаках. Ещё метафоры - дрожь слов; сердце распято шёпотом . А  конкретность придают и передают состояние такие сравнения: шелест, как трепетный шёпот; клинья-строчки; шелест  как слёзная песня;  листопад , похожий на дождь, на слёзы. Олицетворение: речь осени, дрожь слов, слёзы поднебесья. Характерна инверсия, которая  подчёркивает не только смысловую значимость отдельных слов, но и  создаёт мелодичность и напевность поэтической речи. Например: красоту не смогу уберечь; умолкают и трели, и клёкот; слов прощальных сердечная дрожь;  отсияло  крылатое злато; тихим шёпотом сердце распято. В этом стихотворении автор использует умолчание, что помогает передать состояние предельной взволнованности героя – осени ( уберечь…, улетаю…, улетела…). Отсияло- это поэтическое, индивидуально-авторское образование. Автор  сожалеет об уходе осени и в то же время говорит о том, что она (осень) была яркой, золотистой. Стихотворение нравится тем, что оно заставляет  понять и почувствовать прощальный и грустный уход осени.  И, глядя на картину, становятся понятными чувства авторов картины и стихотворения. Они одинаковы, но различны лишь средства передачи выразительности.
 Живописец изображает материальность всего окружающего:  теряющие листву деревья (листопад так похожий на дождь), переливчатый блеск днестровской воды и холодные серо-голубые облака. Художник уловил звуки осени . Жанр живописи- пейзаж.Умелое изображение эффектов освещения, наклон деревьев говорят о том, что тишина обманчива.  А тёмная туча в небе предвещает дождь (слёзы поднебесья). Картина воспринимается с близкого расстояния. Фон картины- золотисто-жёлтый.Глядя на картину Виктора Радованова  и читая стихотворение поэтессы, убеждаешься, что Натали Самоний  точно передала содержание происходящего. Кажется, что зритель вовлечён во взаимодействие с изображённым на картине, есть ощущение присутствия движения: шелест, дрожь, шёпот , падающие с дерева листочки как мириады пташек. Изображая очаровательное многообразие  цвета в картине, художник изобразил  землю, покрытую  золотистой листвой.  Вот почему поэтесса  пишет: отсияло крылатое злато. А дерево , роняющее листья, склонило свои ветви  и они падают  : листопад так похожий на дождь.  И в этом склонённом дереве видим осень,  которая грустит : « улетаю… »,  но  она  вновь вернётся через время.  . В найденных нами соответствиях (пары  стихотворение- картина) ясно ощущается внутреннее сходство образов, настроений, созданных средствами языка поэзии и языка живописи. Это сходство объясняется тем, что одно произведение создано под непосредственным влиянием другого.
    Так поэт и художник, объединившись, выполняют одну задачу: несут в мир добро и красоту.
Вот такое соответствие, которое создают перо и кисть .
Картину не назовешь монументальной, но она величава.
2.3. «Весна- это жизнь! » .Стихотворение Натали Самоний и
картина художника  Ю.Д.Фрикацел «Весна. (Всё оживает)»
ВЕСНА – ЭТО ЖИЗНЬ!
Весна у реки и весна над рекою,
Во мне и в тебе, и у всех на устах.
А воздух духмяный – живою водою,
Вновь юная зелень воскресла в снегах.
Цветут вешним снегом сады Приднестровья,
И воды речные – возросшая страсть.
А трели пернатых – небес краснословье...
Душа восклицает: "А жизнь удалась!"
Весна... Всё оживает!
      Стихотворение Натали Самоний «Весна – это жизнь» написано к картине Юрия Фрикацела «Весна. (Всё оживает)» . Эмоциональная  окраска стихотворения – это радостный порыв, когда вся природа просыпается, оживает. Жанр стихотворения –пейзажная лирика. Тема  и идея стихотворения - весна, всё оживает.  Ключевые слова – весна, воздух, сады Приднестровья, небес краснословье, жизнь удалась, трели. Реалистическое литературное направление.Композиция стихотворения: состоит из 2 четверостиший. Основная  энергия стиха - это ритм, то есть периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов. Рифма богатая, полноценное звучание конечных слогов. Стихотворный размер- трёхсложный, амфибрахий, перекрёстная рифма АБАБ, когда создаётся цельность, смысловая перекличка. Ритм служит единой цели: почувствовать и написать предельно выразительную картину оживающей природы. И поэтесса картину  описывает    не только словами, но  звуками и ритмом. Да, рисовать звуками умеют не только певцы, но и художники слова. Звуки помогают создать впечатление,  чётче и яснее его выразить, помогают в выполнении живописных задач. Они аккомпанируют мысли, чувству, настроению. Поэтому звуковая инструментовка-это средство, а не цель. Языковое синтаксическое оформление представлено пятью предложениями, из которых первое односоставное, с наличием однородных членов предложения (во мне и в тебе...) а в последнем прямая речь. В тексте стихотворения преобладают части речи: имя существительное-около 20, прилагательное и глагол почти поровну- 5-6. В таком небольшом тексте 133 согласных, из которых  самое частое использование  В (21) , Н (19), С (19) и 99 гласных , чаще  других  Е (25), А(21).  Из средств выразительности  -  эпитет:   возросшая страсть. Сравнения :  воздух духмяный, живою водою, вешним снегом. Одинаковое  синтаксическое построение отрезков речи (весна у реки и весна над рекою)  усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность. Это анафора. Для данного стихотворения характерно наличие инверсии,  зато  она создаёт мелодичность, звучность (Цветут вешним снегом сады Приднестровья).  Умолчание в предложении «А трели пернатых- небес краснословье…». Оно передаёт состояние взволнованности, недосказанности. А в последних строках звучит риторическое восклицание: «А жизнь удалась! Всё оживает! » . Этим  поэтесса усиливает эмоционально-эстетическое восприятие окружающего , выражает авторское  отношение к тому, о чём говорится. Стихотворение  реалистичное. Кажется, что это собственные слова каждого, кто проводит анализ. Это  наша земля  и  весна - время перемен в природе. Действительно,  всё оживает. И  картина Ю.Фрикацела  «Весна.(Всё оживает)» и стихотворение Натали Самоний несут одну и ту же мысль,  только передаётся она  в живописи и в поэзии. Выполнена картина на бумаге, акварель. И лучше всего воспринимается с близкого расстояния. Сюжет картины - это  весеннее время года, когда всё оживает. Художник изображает берег реки Днестр. На переднем плане цветущие и оживающие  деревья , зелень (вновь юная зелень воскресла в снегах), огромный простор родного  края, небо, не очень спокойно текущую реку  Днестр ,когда бурлит вода , оживая от зимнего отдыха (..и воды речные- возросшая страсть) . Жанр картины -пейзаж. Автор  решает выразительную задачу, потому что не просто изобразить приход весны, а именно выразить то чувство, когда  её приход  заставляет сердце трепетать от радости, от ожидания нового. Автор выбрал угол зрения сверху  для того, чтобы охватить  всю картину прихода весны: земля, вода, небо ( а воздух духмяный - живою водою…). Композиция динамичная и , кажется, присутствует движение, если внимательно взглянуть на ветки дерева, на течение реки. Свет направлен на  ветви дерева и середину реки, то есть центр картины. Цвет картины оптически достоверен. Наиболее затенённые места- это обрывистые берега и  места, где ещё не зазеленела трава. Картина  помогает увидеть момент оживания родной земли, а  слова стихотворения Натали Самоний  подтверждают это. Картина радует глаз и поднимает настроение. Как писал Николай Заболоцкий:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Творчество поэтессы Натали Самоний   и картины художников- пейзажистов Приднестровья  И.Н.Нирши, В.И.Радованова, Ю.Д.Фрикацел имеют черты сходства в сюжете, в образной системе и несут одну и ту же мысль. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валёры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Только художники  выражают свои чувства  в живописи, а  Натали Самоний  создаёт    в поэзии, используя различные изобразительно-выразительные  средства .   
          Заключение
          Живопись и поэзия неразделимо связаны, так как  они отображают видение сердцем творца того или иного явления, переживания, ситуации.
Великая поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев. Живопись и поэзия объединены воедино. Они рождают в нас высокие устремления, новые ощущения и мысли, которые отвлекают нас от жизненных проблем, поднимают над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого что-то новое, неизведанное, о чём мы иногда и не догадывались Известно, что искусства не очерчивают своих границ и не отвергают родства. Искусство изображения, искусство слова, совмещаясь, переплетаются в едином пространстве и участвуют в общем таинстве – поэтическом освоении мира. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, потому что каждый человек   должен творить добро. Не зря у нашего бендерского поэта  и художника  Николая Кулика есть такие слова:
Бог в руку мне вложил перо,
Чтоб мог я правду говорить.
Хороший- делает добро,
Великий- чудеса творит.
            Изучив и сравнив картины, вдохновившие Натали Самоний , можно сделать выводы:
 1. Пейзажи передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
 2.Приднестровские художники не похожи друг на друга. Подвести их произведения под единый стиль невозможно. В этом состоит особенность современного искусства Приднестровья и проявляется его значение и привлекательность. Каждый художник самостоятелен в собственном выборе и манере, свободен от штампов, имеет свои предпочтения в искусстве, свой почерк и темперамент. Соответственно, творчество приднестровских художников - это яркая палитра разнообразия в географическом и временном пространстве.
3. Живопись и поэзия несут одну и ту же мысль . Единственное их отличие в средствах передачи информации. Живописцы с помощью красок передают своё восприятие увиденного. Поэты же для этих целей используют слово. Они с помощью слов и речевых оборотов не только умело описывают увиденное, но и могут передать чувства и эмоции.
4. Для  более точного описания природы поэтесса использует такие изобразительно-выразительные средства : эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, анафору,  умолчание, инверсию.
6.Художники для описания пейзажа используют колорит (цвет), пятно и характер мазка,  обработку красочной поверхности,  тон освещения,  рисунок, выразительную композицию, эскизы.
7. В альбоме собраны  пейзажные произведения , вдохновившие поэтессу      на написание пейзажной лирики.
8. Мною рассмотрены всего 3 стихотворения Натали Самоний и 3 картины художников-пейзажистов И.Н.Нирши, В.И.Радованова, Ю.Д.Фрикацел.
9. Когда художник рисует картину, а поэт, вдохновленный ею, пишет стихи- это слияние поэзии и живописи . Объединяясь, они  гармонично отражают жизнь такой, какая она есть. Они несут добро, красоту и просветление.
 Считаю , что  произведений  поэтессы Натали Самоний для исследовательской работы  очень много, они   не  изучены и поэтому есть возможность продолжить исследовательскую работу  в последующем.

Практическая ценность: данный материал можно использовать на уроках литературы родного края , ИЗО,  МХК. А также в библиотеке для широкого ознакомления учащихся с творчеством  художников и авторов художественного слова нашей республики.
Использованная литература
1.Антонюк И.М.; Художники Приднестровья; "Полиграфист", Бендеры, 1997г;
2.Егорова Н., Л. Пироженко, В. Радованов; Союз художников Приднестровья; "Полиграфист" Бендеры, 2005
3. Кулик Николай. Анкор, ещё анкор: Стихотворения. Николай Кулик. Бендеры,
   2004 , «Полиграфист».
4.Литературно-художественный и публицистический журнал Союза писателей Приднестровья «Днестр», №5, стр.168, Тирасполь,2011
5.Литературное Приднестровье. Ежегодный альманах Союза писателей ПМР. Тирасполь, 2010, стр.65, 204
6. Материалы из сети Интернет ( поэзия Натали  Самоний,
      художники –пейзажисты Приднестровья)
7.Семенюк А.А., Городецкая Л.И.,Матюшина М.А. и др.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. - М., Русский язык- Медиа, 2003
8.Тураев С.В., Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. Литература. Справочные
   материалы: Книга для учащихся/ М.: Просвещение, 1988
9.http://allforchildren.ru/poetry/author77-samonii.php
10.http://www.stihi.ru/avtor/natasamonijya&book=62
11.https://tv.pgtrk.ru/show/84/43717
12.http://mid.gospmr.org/ru/Ndb
13.http://www.tirasadmin.org/new/2013-11-01/6807
15.http://artnow.ru/ru/gallery/0/8111.html


*****
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Картины приднестровских художников :
И.Н.Нирши «Осенний день»
В.И.Радованова «Тихий шелест осени»
Ю.Д.Фрикацел  «Весна.(Всё оживает)»
2.Альбом стихотворений Н.Самоний к картинам  художников-пейзажистов Приднестровья
3.Презентация


*****
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Натали Самоний . Поэзия , вдохновлённая живописью.                Александр Мазурок,  г. Бендеры, 2016 год.

               УЧИТЬСЯ БУДУ ВЕЧНОСТЬ ЗОЛОТОМУ СЛОВУ,
                НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ОСТАВАТЬСЯ НА СЛУХУ,
                А ЧТОБЫ ПРИКОСНУТЬСЯ, КАК К СВЯТОМУ,
ВЕЛИКОМУ, РОДНОМУ ЯЗЫКУ !                Н.А.САМОНИЙ
 
Самоний Наталья Анатольевна. Литературный псевдоним Натали САМОНИЙ. Родилась 25 марта 1977 года в Украине, в Одесской области (в селе Забары). В 7 лет переехала с родителями в Молдавию, в г.Бендеры, где окончила среднюю школу №17 и педагогический колледж. С 2003 года проживает в столице Приднестровья -городе Тирасполь. Замужем, воспитывают двух дочерей. Образование высшее: окончила Тираспольский ПГУ им. Т.Г. Шевченко по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Стихи пишет с 1990 года. Первая серьёзная награда - диплом победителя радиофестиваля«БИС-2004!!!»,конкурсант номинации «Проба пера».
Член двух тираспольских литературных объединений: «ВЗАИМНОСТЬ» (с 2005 г.) и "СВЕТОЧ" (с 2010 г.) В 2009 году - лауреат конкурса «Литературное Приднестровье», в номинации «Детская мозаика». В 2010 году – дипломант государственного конкурса «Родное Приднестровье».
Печаталась в периодических изданиях Приднестровья: в газетах «Приднестровье», «Планета детей», «Дорожный меридиан», «Днестровская правда», «Правда Приднестровья», журналах « Государство и безопасность» и «Днестр», альманахах «Литературное Приднестровье», «Взаимность - 25 лет». А также в альманахе поэтов и прозаиков стран СНГ и Крыма «Планета друзей».
Дипломант Ялтинского международного музыкально-поэтического фестиваля (Март 2012 г.)
С декабря 2012 года – член Союза писателей Приднестровья.
На сайте СТИХИ.РУ с 21 мая 2009 г.

Вышли из печати авторские книги для детей:
в 2014 году — «Знакомьтесь: далматин!» (художник-иллюстратор Виктория Оробец)
 «Одёжкин праздник» (художник-иллюстратор Галина Васютинская);
в 2015 году — «Любознательный ежонок» (художник-иллюстратор Лариса Больбот),
 «До свиданья, детский сад... Здравствуй, школа!» (художник-иллюстратор Виктория Оробец).

***                                Бог в руку мне вложил перо,                Чтоб мог я правду говорить.                Хороший-делает добро,                Великий- чудеса творит.                Николай Кулик                (художник и поэт ПМР)               
               
          Цель любого искусства- воздействовать на душу человека, пробуждать в нём чувство радости, восхищения, заставлять переживать вместе с автором. С большим успехом это делают живопись и поэзия. Произведения поэтов
    и художников пересекаются, они несут в мир добро и красоту. Поэт и художник делятся с нами своими переживаниями. Великая поэзия откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев. И это естественно, поскольку, по выражению Н.В.Гоголя, «поэзия и живопись-родные сёстры». Они рождают в нас высокие устремления, новые ощущения и мысли, которые отвлекают нас от жизненных проблем, поднимают над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого что-то новое, неизведанное, о чём мы иногда и не догадывались.
          Красота природы родного края... Мы восхищаемся ею, любим какой-то отдельный уголок природы. Но всегда нужно помнить, что каждый гражданин ответственен за то, чтобы расцветала родная земля.
         
          В альбоме представлены картины  приднестровских  художников  Игоря Нирши, Виктора Радованова , Юрия Фрикацел и стихотворения  Натали Самоний к ним. Поэтесса размышляет, грустит и радуется, прокладывая
    стихами незримый путь от сердца к сердцу, возводя мосты понимания и человечности, любви и добра, воздавая славу родной земле, людям Приднестровья.
               
                Игорь Николаевич Нирша, художник ПМР, г. Дубоссары
Игорь Нирша, художник: «То, что нас окружает, – богатый, красивый край. Не запечатлеть такие моменты – грех для художника. Это наша приднестровская земля. Для меня это дорого».
Игорь Нирша – уроженец Дубоссар. Он окончил Приднестровский госуниверситет. Сегодня возглавляет Дубоссарскую художественную школу. Но творить не перестал. Первая персональная выставка прошла в 1995-м.   Его работы экспонировались на Днях Приднестровья в Москве и в МИДе республики.
Светлана Скрикуляк, заместитель начальника Управления культуры г. Дубоссары: «Смотря на картины Игоря Николаевича, мы понимаем, насколько он любит свой край. Спасибо, что несете это не только в себе, но и представляете на суд зрителей. Несете доброту, красоту. Спасибо за творчество, спасибо, что прививаете юному поколению любовь и гордость к родному краю».
Оксана Пономаренко, преподаватель художественной школы: «Очень живописная палитра. Такие умиротворяющие картины. Смотришь и хочешь наслаждаться этой красотой. Мне хочется, чтоб его творческий путь сложился удачно. Он раскрылся в большей степени. Он пробует себя и в портрете, композициях сложных, смысловых. В нем много граней. Желаем творческих открытий».
Ольга Тынкован, завуч художественной школы: «Он пейзажист. Я знаю его стремление поступить в Союз художников. Успехов ему. Пусть добивается своей цели».
«Игорь Нирша – это сугубо приднестровский художник, который любит свою землю и старается её прославлять своим творчеством. Открывая в стенах Министерства иностранных дел экспозицию автора, мы рассчитываем, прежде всего, на гостей нашей республики.  Через эти полотна представители других государств и международных организаций смогут лучше понять, что из себя представляет Приднестровье и сами приднестровцы», – подчеркнул Игорь Шорников.
Член Союза художников Приднестровья Владимир Шума особо подчеркнул: Игорь Нирша – не просто художник. «Он певец своего края, воспевает свою природу, и самое главное, своими произведениями он учит молодых воспитанников, показывает, как надо любить наш край, нашу Родину, и как надо учиться творить», – сказал Владимир Шума.
               
Картина «Осенний день»
Художник Игорь Нирша, г. Дубоссары, Приднестровье
               
                Натали Самоний
                ОСЕННИЙ ДЕНЬ – МОЗАИКА ЦВЕТОВ...

Осенний день – мозаика цветов,
Где каждый колер – нотка вдохновенья,
Где вторят небу, танцу облаков,
Станицы* птиц в полёте упоенья.
А берег в кАмнях, словно в изразцах,
Речное отражение – палитра.
Пейзаж осенний – песнею в сердцах,
Речной волны душевная молитва!
_______________________________________
СТАНИЦА –  стая (устар., поэт.).
 

Картина «Перед дождём»
                Художник Игорь Нирша, г.Дубоссары, Приднестровье
                Натали Самоний

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Перед дождём
Высь – изношенным ситцем,
Небо истрёпано
Вьющейся птицей.
Ласточек – рой,
Всё к землице петляют,
Быть непогоде! –
Они прорицают.
Перед дождём
Высь прекрасней былого:
Небо измятое
Выглядит ново,
Сердцу художника
Дарит горенье
И… воскрешает
Его вдохновенье!
27.09.2015 г.

 
Картина «Ручеёк в овраге». Художник Игорь Нирша, г.Дубоссары, Приднестровье.

                Натали Самоний
                ЛЕСНОЙ РУЧЕЙ
Ручей в овраге одинок…
А он ведь малый ручеёк.
К нему приди – скажи: «Привет!»,
А он ликующе в ответ
Журчит студёною водой –
Мол, долго встречи ждал с тобой,
Давно не видывал гостей…
«Уж осень сыплет сто горстей
Листвяных солнечных монет
И стал прохладнее рассвет.
Быть в одиночестве нет сил –
Мне каждый путник сердцу мил,
Коль молвит доброе «Привет!»
…Водицей чистой – синий цвет –
Ручей радушно напоит,
Улыбкой сердце наградит.
Ведь он в овраге одинок,
Всё ждёт шаги уставших ног,
И даже шёпотным «Привет!»
Он греет душу много лет…
Всем нам известно и не ново:
Согреть сумеют и полслова.
27.09.2015 г.

 
Картина «Журчит ручей»
Художник  Игорь Нирша, г.Дубоссары, Приднестровье.

                Натали Самоний
                ЖУРЧИТ РУЧЕЙ

                Журчит ручей растаявшим сугробом –
Бежит, смеясь, шкодливый хулиган.
Он сын зимы, овраг – её утроба...
Весны мил крестник – славный мальчуган.

Бежит ручей и что-то тараторит,
А за щеками – камешки звенят:
Стишок-веснянку, знать, скороговорит...
Он – вешних песен дивный звукоряд!


Картина «Последний снег в Гоянах»               
                Художник   Игорь  Нирша, г. Дубоссары, Приднестровье.

                Натали Самоний
                ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ

Последний снег, как сахарная пудра,
Растает сладостно на мартовских устах.
И новый день цветастых перламутров
Развеет пО ветру зимы кисейный прах.
                Осядет он ажуром на черешнях –
                И вскружит головы безумный аромат...
                Так снег зимы, вдруг став цветеньем вешним,
                Садам пожалует изысканный наряд!
 
Картина « Необычный закат»
           Художник  Игорь Нирша , г. Дубоссары, Приднестровье

Натали Самоний
НЕОБЫЧНЫЙ ЗАКАТ...

Необычный закат –
Небо с речкой в слиянии,
Чувства рябью дрожат –
Красота мироздания!
Льётся свет из-за туч
В отраженье сапфировом –
Мир любовью могуч,
Красен веры порфирою*.
Необычный закат
В поднебесье палитровом,
Кто духовно богат –
Ночь встречает молитвами:
Как молитва звучит
Шёпот трав засыпающих...
Манит неба магнит
Красотой очищающей!
_______________________________________
*Порфира, -ы, ж. Пурпурная мантия монарха.
Натали САМОНИЙ


Картина «Утро в лесу»
Художник  Игорь НИРША, г. Дубоссары, Приднестровье.

Натали Самоний
УТРО В ЛЕСУ

Утро в лесу – несказанное чудо,
Царство не рос, а скорей изумрудов;
Лес лучезарной зарёю омытый –
Кроны от солнца сусалью покрыты.
Сказка рассветная – красною нитью,
Сердце раскрыто, готово к наитью.
С Музой быть встрече! – новость сорочья.
Росы не точки – стихов многоточья!

Натали САМОНИЙ,
27.09.2015 г.

 
Художник Виктор  Иванович Радованов, Приднестровье, г. Тирасполь.                                Радованов Виктор Иванович

• Виктор Иванович Радованов родился в Тирасполе, в семье интеллигентов (отец работал инженером, мать - врачом-окулистом). Утвердившись в мысли, что он станет художником, Радованов едет в Кишинев и поступает в Республиканское художественное училище им. И.Е. Репина. По окончании в 1962 училища, где в основном сформировалось его дарование (вначале у Н.А. Алентьева, затем у А.И. Колчака, Н.А. Нечитайло и А.А. Давида), полный сил и горячего желания работать, В. Радованов возвращается в родной город. С тех пор его судьба тесно связана только с Тирасполем. Он становится преподавателем рисунка, черчения в средней школе и ведет рисунок, живопись и композицию в детской художественной школе. Помимо основной работы в школе он много работает творчески. Сразу после окончания училища дебютирует двумя работами "Осенний пейзаж", "Утро" в Республиканской выставке в Кишиневе. Участие в смотрах интересными акварельными композициями, этюдами, исполненных маслом, он зарекомендовал себя как серьезный, вдумчивый, работоспособный художник.
• Тематика его акварелей и линогравюр разнообразна - городской пейзаж, индустриальные и архитектурные мотивы. Особое место занимает тема города, которому посвящена целая серия линогравюр под названием "Пейзажи Тирасполя" (1962-1965 г). Во всей полноте представление художника о Тирасполе выражается именно совокупностью этих работ, но каждая содержит вполне законченный образ ("Старая улица", "Новый квартал").
• Излюбленным материалом художника является акварель. Умело применяя богатство и разнообразие приемов этой капризной техники, автор добивается в работах глубокой эмоциональной выразительности ("Весна на Днестре", "Туманный денек").
• Он любил путешествовать. В1979 году совместно с Руденко побывал на Карпатах и на Кавказе. Накопленный материал дал ему возможность ряд интересных по содержанию листов. Природа Карпат предстаёт в неисчерпаемости мотивов. Во многих мотивах звучит эпический тон. Пейзаж " Октябрь", построенный на тончайших нюансах цвета и его рефлексах, словно сотканный из света и воздуха, раскрывает неповторимый образ природы. Ощущение непосредственности, свежести увиденного проходит также через такие произведения, как "Зима в Карпатах", "На опушке". Свободное живописное исполнение этих акварелей придает им удивительную свежесть и выразительность к работам эпического плана можно отнести также сочный по цвету пейзаж "Солнечный день", воспевающий первозданную красоту горного края. Цвет и свет - основные носители эмоционального начала в работах этого цикла. Этими качествами обладает и другая его большая серия произведений, выполненных уже на Кавказе. Для них характерна яркая цветность красочной гаммы, эмоциональность цвета, декоративность общего решения листов.
• Интересны листы "На озере", "В лесу", подкупающие непосредственностью и свежестью восприятия природы. Листы написаны акварелью с добавлением темперы. Радованов любит этот материал и часто прибегает к нему, добиваясь удивительной тонкости живописных сочетаний, построенных на богатстве нюансов, сложных, но близких друг другу цветов.
• Как бы интересно ни писал В. Радованов пейзажи Карпат и Кавказа Карелии и Севера, подлинную поэзию природы он передает изображая простые картины родного края. Именно в них есть задушевность и законченность образа. В этих пейзажах появились новые черты: тяготение к большей эмоциональности, к большей идейной художественной насыщенности образов, к большей живописности.
• Он умеет чутко прислушиваться к жизни природы, передавать различные ее состояния. Художник обладает способностью убедительно передать свежее дыхание зимы ("Первый снег") или длинные синие тени на розоватом снегу от высоких стройных деревьев, сквозь которые матово поблескивает замерший Днестр ("Солнышко садится"). Очарование весеннего пробуждения ("Весна"), тишину и покой погожего осеннего дня ("Осень в Молдавии"), "Теплая осень и купу деревьев, изнывающих от полуденного зноя ("Летний день"). Но все-таки любимое время года художника - осень. В последнее время он много пишет маслом, мастерски владеет мазком. Для художника главная задача наиболее ярко и впечатляюще рассказать о любимой природе. Его картины не назовешь монументальными, но они величавы.
Не только в жанре пейзажа работает живописец. Он пишет лирические, оригинальные по сюжету   натюрморты. Они привлекают свежестью, сочностью, щедростью и нарядной роскошью прекрасных даров молдавской природы ("Фрукты и овощи", "Натюрморт с виноградом"). Особенно он любит писать цветы ("Колокольчики", "Пионы", "Сирень", "Хризантемы"). В. Радованов не оставляет преподавательскую работу в Тираспольской детской художественной школе им.А.Ф. Фойницкого, которую он считает основным делом своей жизни .

Картина «Тихий шелест осени» (1995 г.)
Художник  Виктор  Радованов, Приднестровье, Тирасполь.


Натали Самоний
ТИХИЙ ШЕЛЕСТ

Тихий шелест, как трепетный шёпот...
Слышу осени грустную речь:
"Красоту не смогу уберечь...
Умолкают и трели, и клёкот.
Улетаю... За птицами вслед,
Мириадами пташек – листочки.
Клинья в небе – прощальные строчки,
Что прочтёт вдохновенный поэт."
Тихий шелест, как слёзная песня,
Слов прощальных сердечная дрожь.
Листопад так похожий на дождь...
Или слёзы всего поднебесья.
Улетела... За птицами вслед.
Отсияло крылатое злато.
Тихим шёпотом сердце распято...
Приближается зимний рассвет.

Натали САМОНИЙ,
19.10.2011 г..


Картина  «Вечерний клёв» (1989)
Художник Виктор Радованов, Приднестровье, Тирасполь

Натали Самоний
РОЗОВЫЙ ВЕЧЕР...

В розовой заводи зрелых закатов               
Вечер осенний сходит на нет.
В кронах седеющих - первое злато,
Скоро немым станет каждый рассвет:
Песнею трепетной стай отлетающих
Воздух остывший вмиг отзвенит...
Днестр, в усталости дней пребывающий,
Шалой волною уже не бурлит.
Тишь колыбельная звуком солодким
Слух услаждает напевом цикад.
Люлькой колышется старая лодка,
Тонкие лески, как струны дрожат.
Клёвом вечерним наполнены мысли,
Двум рыболовам сейчас не до снов...
В зеркале водном созвездья повиснут,
Будто бы сети среди берегов.
Рыбе-луне рыбаки улыбнутся,
Розовый вечер заляжет на дно...
С добрым уловом на берег вернутся,
Рыбным созвездьем наполнив ведро.


Юрий Дмитриевич Фрикацел, художник ПМР, г Рыбница
Родился в 1961 г. Закончил Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина в 1985 г., Государственный педагогический университет им. И.Крянгэ (г. Кишинёв) в 1992 г., работает директором детской художественной школы г. Рыбница.  Автор большого количества картин  о природе родного края.
               
Картина «Осенний Днестр»
      Художник  Юрий Фрикацел , Приднестровье,  Рыбница

Натали Самоний
ОСЕННИЙ ДНЕСТР

Осенний Днестр – карамелевый мотив:
Прозрачность воздуха – медовой акварелью.
А небосвод-дитя то весел, то плаксив...
То вдруг туман – пастелевой постелью.
Осенний Днестр, как природы колыбель:
Лес, отражаясь в зазеркалье, засыпает...
И, под смолкающую птичьих стай свирель,
Тепло лучей смиренно в ливнях тает.

Картина «Лесная фея»
Художник Юрий  Фрикацел, Приднестровье,  Рыбница


Натали Самоний
ЗАЧЕМ КЛЕЙМИТЬ ДЕВИЦУ-ОСЕНЬ?!

Зачем клеймить печалью осень?
Ведь столько в бестии огня,
Ведь Пушкин фурию не бросил,
А пел о ней, строкой звеня.
Хоть дева ветрено-капризна,
На вдохновение – щедра.
И не достойна укоризны.
Ах, осень... Муза для пера!

 
Картина «Весна (Всё оживает)»
Художник   Юрий Фрикацел , Приднестровье, Рыбница

                Натали Самоний
                ВЕСНА – ЭТО ЖИЗНЬ!

Весна у реки и весна над рекою,
Во мне и в тебе, и у всех на устах.
А воздух духмяный – живою водою,
Вновь юная зелень воскресла в снегах.      
                Цветут вешним снегом сады Приднестровья,
    И воды речные – возросшая страсть.
    А трели пернатых – небес краснословье...
    Душа восклицает: "А жизнь удалась!"
                Весна... Всё оживает!


          
       Стихи  Натали Самоний  к картинам художников Приднестровья.  Пейзажная лирика

Перед дождём... автор картины Игорь Нирша, ПМР. - пейзажная лирика, 27.09.2015
Утро в лесу... автор картины И. Нирша, Дубоссары. - пейзажная лирика, 27.09.2015
Снегопадный Колядин... К картине Олеси Ивановой - стихи для детей, 14.01.2016
Лесной ручей... К картине Игоря Нирши - пейзажная лирика, 27.09.2015
Осенняя Лилит... К картине Олеси Ивановой - пейзажная лирика, 14.01.2016
Осень разбила лампочку солнца – А.Руснак -пейзажная лирика, 19.05.2014
Пушкинские Кодры... К картине А. Колчака - пейзажная лирика, 28.11.2013
Ночной променад... К картине А. Колчака - пейзажная лирика, 28.11.2013
Осенние стога... К картине Колчака А. И - пейзажная лирика, 28.11.2013
Розовый вечер... К картине В. И. Радованова - пейзажная лирика, 19.02.2012
Тихий шелест... Картина В. И. Радованова - пейзажная лирика, 19.10.2011
Журчит ручей... К картине И. Н. Нирши - пейзажная лирика, 26.09.2010
Последний снег... К картине И. Н. Нирши - пейзажная лирика, 25.09.2010
Осенний день - мозаика цветов... Худ. И. Нирша - пейзажная лирика, 25.09.2010
Необычный закат... К картине И. Н. Нирши - пейзажная лирика, 26.09.2010
Рассвет на Днестре... Пивоваров С - пейзажная лирика, 28.07.2010
Осенний Днестр. К картине Фрикацел Ю. Д - пейзажная лирика, 14.08.2010
Весна играет пробужденье... Фрикацел Ю - пейзажная лирика, 01.08.2010
Зачем клеймить девицу-осень... Фрикацел Ю - пейзажная лирика, 31.07.2010
Весна - это жизнь... Фрикацел Ю - пейзажная лирика, 01.08.2010
Пушкинская осень... К картине П. И. Китаева - пейзажная лирика, 19.09.2010               
                                                
                г. Бендеры, 2016 г.

Бог в руку мне вложил перо,
Чтоб мог я правду говорить.
Хороший-делает добро,
Великий- чудеса творит.
Николай Кулик
(художник и поэт ПМР)

ИЗОБРАЖЕНИЕ: