Взрослые увлечения. Глава 18. 6П3С в шарманке

Александр Бочаров 55
               6П3С в шарманке

               
                На какое-то время Шурка потерял всякий интерес к членам еврейской семьи дяди Севы, забросил свои дела на огороде и увлёкся ... радиотехникой.
                Во второй половине 60-х годов из рук в руки передавали схемы простейшего средневолнового передатчика. Изготовить кустарным способом такой аппарат мог любой подросток. Шура сделал самодельный, переносной,радиопередатчик, который на жаргоне радиолюбителей называли шарманкой или радиоприставкой.
                Всё это происходило в шпионском жанре, навеянным просмотром фильма "Щит и меч"; парень на основе  футляра от готовальни аккуратно собрал схему с отдельным выводом лампы 6П3С в специальном тайнике, на случай облавы милиции.
                Намотал высокочастотную катушку на каркасе от шахтного светильника из медной проволоки диаметром 0,8 мм в 25+25 витков, установил вариометр - конденсатор переменной мощности, сопротивление и второй конденсатор.
                Самая важная деталь в шарманке  это электронная лампа -  лучевой тетрод 6П3С, необходимый для усиления мощности низкой частоты.
                Широкую известность имела "шестьпэтройка" в связи с радиолюбительством и "радиохулиганством".
                6П3С одна из самых мощных среди широкодоступных ламп и неплохо работала на частотах до нескольких мегагерц, поэтому её часто применяли в самодельных радиопередатчиках.
                Шарманка обеспечивала слышимость станции в радиусе нескольких километров; в среде подростков аппарат называли - радиоприёмник "за 200 метров в край шкалы".
                В эфире слушали битлов, роллингов, буги-вуги, Владимира Высоцкого - всё то, что было под запретом официальных властей; а сами - транслировали песни собственного сочинения под гитару.

                Несомненным фактом являлось и то, что молодежь 60-х годов ощущала дефицит в прослушивании современной заграничной музыки. Выходом в эфир занимались сотни молодых парней; каждый день в Осинниковском радиоэфире слышались десятки разных позывных:
"Фантомас",
"Цезарь",
"Кедр",
"Чёрная метка",
"Пират"...
               Если не касаться проблем этики при работе на радиошарманке, связанной с матерщиной и бестактным приземлением на частоты дальних операторов, когда связь между ними ещё не завершена, то можно с большой долей правды сказать, что этот опыт был неоценимым для целого поколения!
               Радиохулиганам в нашей стране, с 3 июля 1963 года, суды низшей инстанции выносили приговоры за использование незаконно действующих передатчиков (НДП) по статье 206, часть 2 УК РСФСР.
               Добропорядочные граждане клеймили позором злоумышленников и требовали привлечь их к ответственности по всей строгости советского закона. Наказание варьировалось от денежного штрафа до полутора лет лишения свободы.
               Стукачество соседей приносило большую пользу местным властям и карающим органам. Специальные служебные машины с радиопеленгатором "Сойка", предназначенные для определения направления работающего источника коротковолновой передачи, с необыкновенной точностью засекали "шарманщика". Изымали шарманку, составляли протокол, проводили расследование и наработанные материалы передавали в Осинниковский городской народный суд.