Взрослые увлечения. Глава 13. Карты

Александр Бочаров 55
               Карты


 (События происходили в 60-х годах прошлого века, юг Западной Сибири, шахтерский
 г. Осинники, жилой район шахты № 9, улица Островского и переулок Островского.)


                В карты Шурка играл непревзойдённо, на зависть местным уркам и блатным, "девятовской" шпане и пенсионерам, - любителям поиграть в картишки.
                С самого начала игры, ещё при первой раздаче, всю колоду из тридцати шести карт, четырёх мастей, он "держал" в своём уме. Битая карта "выбрасывалась из головы", оставались лишь те, которые в прикупе или на руках у игроков.
Игра в "Очко" и "Ази" забавляла Шурку; он развлекался, как кот, играющий с пойманной мышкой.
                В тёплые вечера мужики собирались на улице Островского, у ограды, разделяющей огороды Барышникова и Рябова. Играли за невысоким столиком с придвинутыми скамейками, чурками; на кон ставили по пять копеек и раздавали карты.
                Через пару часов Шурка выигрывал более десяти рублей и объявлял "старикам-разбойникам", что ему пора идти учить уроки. Играющие возмущались, но всё по правилам; парень имел право заявить о выходе из игры. Попыхивая папиросами, пенсионеры-шахтёры просили удачливого игрока выдать им на бутылку водки.
Шурка бросал на стол три рубля и уходил домой.
                Что только не делали с Шуркой партнёры по карточной игре, какие препятствия не выдумывали конкуренты: то допускали к игре с суммой не менее одного рубля, то не менее трёх; заставляли парня перед игрой показывать все наличные деньги. Шурка выворачивал карманы, выставлял на показ рубли и садился играть за стол.
                Он почти всегда выигрывал; широко улыбался, был весёлым и независимым; щедро одаривал проигравших и просящих.
                В жилом районе шахты № 9 открыто баловались в карты на деньги. Каждая улица имела свои злачные места для проведения игр в "очко", "буру", "ази" или в "дурака". Около бараков стояли вкопанные столы и скамейки, где мужики, пили курили и играли.
                Такой был досуг шахтёров, свободных от работы и домашних дел. Кто скажет, что это не так, тот не знал той жизни и с таким человеком бесполезно спорить об этом. Возможно, он прожил где-то в уюте и в тепле, в благоустроенной квартире со всеми удобствами за стеной.
                Неисправимый картёжник презирает аферистов, мошенников, барыг и прилипающих проходимцев. Он уважает человека, прошедшего через многие трудности в жизни.
                Карточные игры на деньги всегда имеют особый оттенок. Они не подчиняются существующему законодательству.
                Авторитетами преступного мира были придуманы свои, "внутренние", достаточно жёсткие правила о том, что деньги надо отдавать. Если бы игроки повсеместно стали нарушать эти правила, и им бы всегда это сходило с рук - тогда игра в карты попросту потеряла бы смысл.
                Картёжники по своей сути грешны, а долги свои отдавать должны - это железный закон в их сообществе. Долги в преступной среде называются святыми.
                Отдать долг для  истинного картёжника превыше всего. Проигравший чувствует себя, как ... белый офицер, идущий в психическую атаку.
                При таком раскладе чаще поступают так: или отдают долги, или отыгрываются, или расстаются с жизнью.