Здесь и сейчас

Александр Гаджиев Малаховка
              Давно я грозился выложить этот труд для свободного чтения -
              Всё никак не решался. Возможно, ему здесь и не место. Или не сейчас.       
              Ну, что ж, была не была:


Здесь и сейчас.

   Лет 25 назад я открыл для себя Кришнамурти. Уже тогда, пытаясь уходить от шаблонов восприятия, чувствуя цепи воспитания, образования, идеологии и культуры, не говоря уже о модных течениях и субкультурках, я был занят поиском какой-то своей, особой чувствительности, своего восприятия, выработки собственных суждений и в целом пути. Не знаю кто из нас кого выбрал. Помню, как я зашёл в книжный магазин, и, понимая, что я не могу даже для себя сформулировать, какую книгу я хочу купить, чего мне не хватает, я решил выбрать интуитивно. Я стал в отдалении от книжного стола и полок, закрыл глаза, и сказал себе, что когда открою, то куплю ту, которая издалека привлечёт моё внимание. Названий книг и авторов я не видел. Привлекла книга в светлой мягкой обложке, которая, как бельмо среди всего книжного развала, тянула меня к себе.
   Кришнамурти стал для меня первым, кто особенно настаивал на важности момента "здесь и сейчас", чья философия строилась, в основном, на этой точке зрения. Мне кажется, что он и ввёл в обиход это понятие, и стал "духовным отцом" многих, более поздних, гуру.
   Теперь только самый ленивый ещё не слышал про "здесь и сейчас", не пробовал медитировать, не читал Ошо, Кастанеду, или Эрхарда Толле и иже с ними, и не считает себя причастным к этой, революционной когда-то идее. Теперь она - эдакая распространённая, модная "фишка", о которой можно поговорить, и которую можно довольно успешно продавать, не заморачиваясь с авторскими правами, что и делают всевозможные "духовные учителя".  И это меня настораживает, и заставляет глубже взглянуть в суть самого понятия.

   Адепты и Первоисточники уверяют, что есть только момент "здесь и сейчас", и больше ничего - нет ни прошлого, ни будущего, ни времени, которое суть порождение ума. А ум, который хорош, как инструмент, если ты умеешь им пользоваться, стоит тебе отождествить с ним себя, становится твоим кошмаром, и порождает все твои проблемы и несчастья. И в этом состоянии живут, как-будто бы все люди, за исключением нескольких просветлённых.
   Что здесь не так?

   1) Если это не ловушка, а глубокая сокровенная мудрость, достойная "18-го уровня" посвящения посвящённых, которую нам по доброте душевной раскрыли некоторые из них, то это не может стать ни модным, ни сильно распространённым, как не могут быть модными, по определению, очень сложные вещи, знания. Ну, не осилят их массы. Сложные знания даются избранным. Поэтому это не может быть массовым. А оно стало. Халява пахнет "разводом".  Массовый продукт всегда теряет в качестве - его объёмы растут исключительно с целью коммерческой выгоды и как можно большего захвата рынка. Это во-первых.

    2) И здесь коммерческая  выгода "духовных учителей", паразитирующих на новомодном знании - самая мелкая и незначительная неприятность. Куда важнее управление массами, фокусами их сознания. Фальсификации и подмены в истории, политике, экономике - цветочки по сравнению с подменами реальностей, внутренних ценностей и самоидентификаций. И главная "прелесть", что поле для игры невероятно широко, как в шахматах, даже шире, ибо игрок ничем не ограничен кроме самого себя. Ну, может быть, чем-то ещё, я не всё знаю. Какой-то степенью посвящения. Это второе.
   
    3) Теперь перейдём от подозрений к сути. Возможно, ум с его памятью и воображением является источником боли не сам по себе, не потому, что таковы его свойства (на чем настаивают духовные учителя этого направления) и поэтому от него надо избавиться, в чём нас убеждают сторонники новомодных направлений нью-эйдж, а потому, что есть реальные причины этой боли где-то за пределами нашей жизни, а значит и, собственно, нашей памяти, и ум, как мостик, связывает нас с этими причинами, а мы их чувствуем, и эта боль является указателем и руководством к действию. Боль показывает нам, что мы живём не в той реальности, которая есть, а в вымышленной. А нам предлагают от неё избавиться, избавившись от ума, вместо того, чтобы серьёзно разобраться в причинах. Это, как если бы у вас заболел палец на ноге, а вам предложили перерезать нерв, который сигналит болью о каком-то повреждении. Внимание фокусируется лишь на боли. А что если кто-то умышленно создаёт эти фокусы для нашего внимания? Чтобы взгляд увести в сторону! Заставить думать, что там ничего нет. Что всё, что там есть - иллюзия.
   То есть ум - орган чувств. Орган чувств в системе тонких тел. Например, тела времени. Здесьисейчасники изобрели термин "тело боли", считая его иллюзией, порождённой умом, как и время. Я ввожу понятие "тело времени". И никакое оно не иллюзорное. Если бы оно было иллюзией, никакие, обладающие особой чувствительностью люди, никогда бы не смогли точно описывать когда-то произошедшие события, были бы невозможны точные предсказания будущего. Они просто рассматривают тело времени, как мы рассматриваем ладонь, поднеся её близко к лицу.
   Нас убедили в том, что ум всего лишь инструмент рационального познания мира с одной стороны, и источник страданий, если себя с ним отождествить, с другой. И всё? И как-то всё человечество с этим дружно согласилось, не пытаясь приложить самостоятельные усилия для исследования вопроса.
   
    Прошлое всегда присутствует здесь в виде того настоящего, которое мы имеем.  Каждое мгновение нашего прошлого является одной из монет, которые составляют вклад под названием "Настоящее".
    "Ну, вот! - радостно воскликнут, потирая руки, сторонники последней модной истины, - всё-таки имеем мы только настоящее! А прошлого-то нет! Так что нет смысла о нём говорить - только жизненную энергию зря расходовать!"
    Да, мы имеем только настоящее, и не можем изменить прошлое. Но мы можем знать его. Или не знать. Не знать совсем, не интересоваться ("А смысл интересоваться, тратить энергию напрасно, если важно только здесь и сейчас!"), или "знать" его подделку. Это - раз.
  И можем изменить на основании этого знания отношение не только к прошлому, но и к отдельным фигурам, событиям, обстоятельствам настоящего, а значит и само настоящее, - поскольку оно предстанет совсем в ином свете, а стало быть вы и действовать внутри каждого мгновения сейчас будете иначе. И от этого изменения действий и будущее станет иным. Это - два.

    Конечно, мы имеем относительную свободу воли, и потому можем изменить отношение к прошлому внутри каждого текущего момента и без точных знаний того, что было. Но это уже другая история.

    4) Если время имеет некое подобие тела, то в нём должны быть и какие-то подобия нервов и кровеносных сосудов, соединяющих разные части, питающих, проводящих импульсы, поставляющих информацию.
     Что может быть с этим связано и как-то свидельствовать об их наличии?
     Например, уважение к предкам.  Или неуважение. Что это? Откуда у всех народов такое трепетное отношение и к телам умерших и особое отношение к духам предков? Не это ли один из каналов, соединяющий времена? Может быть и прошлое как-то откликается и заботится о нас адекватно тому, как мы о нём? Например, даёт силу.
    (Слышу ехидный голос "адептов": "Так даёт силу когда? А? Сейчас даёт силу! Так что всё, что мы имеем - Здесь и Сейчас!"
      Отвечаю: да, по теории, получаем силу сейчас. Но это по теории. Как в действительности мы не знаем. Может быть и сила, и получение силы - это непрерывный процесс, который всегда. И это "всегда" становится возможным лишь при условии особого отношения. И, возможно, эта сила - тоже нечто вроде тела, имеющая протяжённость во времени. Но, если мы живём только здесь и сейчас,  то есть не оказывая резонансного отношения прошлому, реальному прошлому (а если мы живём исключительно здесь и сейчас, то мы и не будем его оказывать, ведь прошлого нет по теории ни в "здесь", ни в "сейчас"), то и ничего, никакой силы не получим.)
 
    Вообще, духовное описать языком материальной жизни сложно, или невозможно. Поэтому все попытки таких описаний, нам известные, даны в виде аллегорий.

    Ещё одно замечание. И, уже упомянутые, Кришнамурти и Ошо, и, их предшественники, Рамакришна и Вивекананда, и многие, ставшие проповедниками восточней философии позже, - все они имеют корни в буддизме, который, в свою очередь, произошёл на почве индуизма. Индуизм, до крайности заострённый на прошлом (закон кармы) и будущем (идея перевоплощения), не мог не выстрелить, как отпущенная натянутая резина, и не  выносить в самом себе идею "здесь и сейчас", во многом воинствующую с той традицией, из которой она произошла.
    Одна моя знакомая рассказывала, что она всю жизнь старалась и старается быть правильной, но иногда так и тянет сделать что-то неправильное и быть "плохой девочкой".  Это то же самое. И нет, истина не посередине. Она совсем в другом месте. Две противоположности, в которых зажат человек, просто не дают вырваться. Такова природа идеи: создавая насилие над человеком, толкая его в какую-то одну сторону, она натягивает условную "резину", которая обязательно "выстрелит". Естественный ли это процесс, или искусственная ловушка для человека, созданная кем-то? Если кем-то, то кем?

    Кому может быть выгодно создавать для нас искусственную реальность, поддерживать её на разных уровнях, видоизменять, манипулируя нашим сознанием и фокусом внимания? И для чего?
    Как пасечник создаёт для пчёл искусственную реальность: строит ульи, делает решётки для сот, подкармливает, вывозит на луга, и заставляет верить, что они должны создавать соты, наполнять их мёдом, и так раз за разом, а он будет забирать мёд, который он для себя считает вкусным и полезным, так этот кто-то создаёт для человека ту реальность, в которой мы живём: создаёт философии, религии и морали, гражданские законы, информационные и событийные потоки, переписывает историю, заставляя верить, что это и есть вся жизнь, и другой никакой не бывает - манипуляции, иллюзии и симуляции, составляющие большую часть потребляемой нами информации, нацелены на то, чтобы человек послушно шёл намеченным курсом, отдавал свой "мёд", и не возражал, и не подозревал о существовании истинной реальности, в которой существуют истинные цели, преследуемые реальностью искусственной. А мы даже не понимаем, что у нас отнимают.

    Если это не так, то какой смысл создавать такое количество иллюзий и симуляций?

    Очень много учёных по всему миру постоянно находят подтверждения того, что наша история, причём это во всех, или во многих странах, фальсифицирована, что всё было не так. Разные группы новых историков выдвигают разные версии прошлого. Конечно, может быть, что все эти версии сами - элементы симуляции, и искусственно создаются, чтобы отвлечь внимание от чего-то важного.
    Но может быть среди них есть и та самая, что более всего близка к истине?
Я не знаю какая. Но если действительно какие-то существа нас контролируют, и выкачивают из нас какую-то важную для них энергию, важную и для нас; и если правда, что не так давно и деревья были в разы выше и толще, и люди были намного более рослые и сильные, обладающие и высокой культурой и сверхспособностями, и была война, в которой была уничтожена и культура, и миллиарды людей, и природа, и почти все следы, той цивилизации и природы, а современное человечество превращено в послушную популяцию, добровольно производящую и отдающую своему "пасечнику" тонкую энергию высшего качества, то боль, которая интерпретируется, как порождение ума, плодящего иллюзии, в действительности может означать, что ум, как орган чувств тонких пространств, чувствует и помнит ту страшную трагедию, жестоко убитых своих предков, разрушенный до основания Мир; и эта боль так сильна, что, чтобы не свести с ума человека и не убить его мгновенно, она запечатана так глубоко в подсознании, что мы, или, вернее, некоторые из нас, слышат лишь её отголоски.  И все наши стрессы и психотравмы в детстве - лишь поводы, лишь способ, которым ум иногда нам в зашифрованном виде напоминает, шлёт послания о том, что есть настоящая реальность, и она вот такова. Прошлое было таким-то, поэтому всё это настоящее в действительности означает то-то и то-то, и у всего, что вы делаете, на что расходуете свою жизнь, совсем иной смысл.
Тогда появляется смысл в таком количестве иллюзий - держать человека в повиновении и в неведении. А меняющиеся парадигмы модных на данный момент мировоззрений вполне могут планироваться и искусственно создаваться, и меняться в нужный момент. Планирование идёт на десятилетия и столетия, и подаётся так, что для самих людей всё это выглядит, как естественные общественно-исторические процессы.

 5) Теперь перейдём от времени к пространству. Так значит, господа, вы говорите, что важно только то, что Здесь? А это где? Где это ваше "здесь"?
 - Ну, очевидно же, - скажут - там где вы находитесь!
 - То есть вы имеете ввиду, там, где моё тело? То есть, по вашему, я и моё тело - одно и то же? Конечно, вы скажете "нет", как образованные люди, вы же не можете допустить такого конфуза!
  А раз нет, то тогда, отвечаем на вопросы:"Кто я?" и "Что есть я?"
  Я не ограничиваюсь телом. Значит нельзя сказать, что я всегда там, где моё тело. Человеку, который задумался глубоко и ничего не слышит вокруг, говорят: "Ты где?"
  А как быть, если моё сердце (не физический орган) за тысячи километров отсюда - я где? Если для меня важно быть там - моему сознанию, моим чувствам? Тогда "там" для меня становится более "здесь", чем то место, где моё тело.
   Можно говорить о том, что психическое "здесь" отличается от физического. И этих психических может быть несколько. Причём слово "психическое" здесь приблизительное, и используется условно за не имением пока более точного.

   6) Объём того пространства, который подразумевается под "здесь": это может быть комната, дом, город, планета... Или только моё тело. Или даже ещё меньше - какой-то орган, или маленький участок тела, на котором вы сосредоточите своё внимание.
   Люди, способные очень сильно концентрироваться, доходят до того, что ничего не воспринимают, кроме той точки, внутри которой собрано их сознание. Как тогда определить, где находится этот человек? Картина следующая: его сознание - в точке А, тело - это точка Б, на уровне энергии его поля - некое условно-ограниченное пространство В; но поскольку человек не ограничивается телом, полем и сознанием, есть ещё подсознание, которое здесь выступает, как обобщённый приблизительный термин, указывающий на наличие в человеке таких структур, которые не только, как поле, фиксируют нечто в окружающем мире без участия сознания, но и анализируют сигналы и принимают решения - таким образом получаем пункт Г, который и не точка, и не пространство. И это мы ещё не касались высших состояний.
   А есть ещё более продвинутый уровень концентрации, пришедший на смену точечной, - рассредоточенное внимание. То есть если даже о точечно сконцентрированном человеке, по большому счёту, нельзя сказать где он, то здесь тем более: такой человек одновременно везде и нигде.

   7) Теперь, пробежав взглядом по всем предыдущим пунктам, суммируем найденное понимание человека, времени и пространства. Мы видим, как много вариантов. Человека почти невозможно нигде конкретно обнаружить. Слова Диогена и его поступок, когда он днём ходил по городу среди людей и говорил "Ищу человека!", предстают в новом свете.
    Это два совершенно разных, диаметрально противоположных состояния: быть разорванным на куски (психологически) и мелкие части, и потерянным в прошлом, будущем, фантазиях, повседневных заботах, переживаниях; и осознанно рассредоточенным в полном объёме жизни.
   Когда Кришнамурти предлагал людям, которые обращались к нему за помощью, а затем посещали его лекции, понять и применить состояние "здесь и сейчас", то он просто помогал несчастным и нуждающимся. Это была помощь потерянным людям, разорванным, подавленным, не способным самостоятельно найти точку опоры и сконцентрироваться хоть на чём-то. Это то же самое, что человеку с переломанными ногами сначала предлагают лежать в постели и не двигаться, даже в гипсе. Это не был диалог с философами. Кришнамурти популист.
   Очень важно научиться быть собранным, если ты совсем не умеешь. И почему бы не освоить это умение, практикуясь на настоящем моменте и в данной точке пространства, там, где твоё тело - самая видимая и грубая твоя часть? Это логично, раз ты докатился до того, что в более тонком выражении растерял себя и не способен концентрироваться. Точно так же учителя медитации не предлагают новичкам сразу концентрироваться на пустоте, тишине и безмыслии, а, для начала, на ощущениях тела, на окружающих звуках и т.д. То есть на чём-то более грубом, что не трудно заметить, что само бросается "в глаза".
   За пол века после его ухода это учение сделали коммерческим трендом с налетом эзотерики и психологии. Частный случай, практику начального движения человека к самому себе, полноценному, целому, возвели в догму и объявили конечной точкой. На этом наживаются по всему миру целая армия духовных учителей.
   Практику состояния "здесь и сейчас" сделали инструментом для мелких локальных задач: снять стресс, устранить беспокойство, получить больше удовольствия от жизни в тех условиях, в которых ты находишься. А самая главная замануха - стать успешным! В самом грубом, материальном понимании. 
   И прекрасно! Кому-то это очень нужно и актуально. И хорошо, что есть такой инструмент. Кому-то просто нравится. И кому-то этого достаточно для счастья. Как набор игрушек из сексшопа. Если вам этого достаточно - ради бога!
 
   Только причём здесь устройство мира и человека? А ни причём.

P.S. Более 25 лет я постигаю эту практику. И могу ощутить её прелесть. И буквально недавно, глубоко попав в это состояние присутствия в настоящем, какой-то особой концентрации на очень многих и дорогих мне составляющих моей жизни, и переживания их взаимосвязи, как особой высшей красоты, испытывал необыкновенный духовный подъём и радость существования. И я знаю ценность этого состояния.
   Только что с того? Я не ограничиваю себя этим, и не вмещаюсь в это целиком.
Перефразируя Аристотеля: " "Здесь и сейчас" мне друг, но истина дороже!"

Июль-октябрь 2018