Рубцов и Тотьма

Вадим Константинов 2
                Теперь, когда твоей
                Поэзии печать
                Коснулась нас рекой...

                Широкой и бездонной...

                Ничто уже тебе
                Не может помешать
                Грустить, Бог весть о чём,
                На берегу Сухоны!..
                31.05.2015.


                Уютный вологодский
                Городок...

                Сердечный,
                Против всех жестоких
                Правил...

                Что приютить его
                Когда-то смог...

                И навсегда уже
                Себе оставил!..
                10.01.2017.             


                Памятник Н.Рубцову в Тотьме


Тотемские места — замечательный российский край. Полноводная Сухона, приток Северной Двины, пересекающая собой большую часть Вологодской области, судьбоносная река в жизни Николая Михайловича Рубцова. Долина Сухоны со многими малыми речушками, питающими ее, — долина детства, долина юности поэта — его родина. Считается, что Николай Рубцов родился в Архангельской области — и сам он пишет об этом в своих автобиографиях. Но, как таковой, Архангельской области в год его рождения не существовало. Обширная территория, включавшая в себя весь бассейн Северной Двины с притоками Сухоной и Вологдой, называлась в те годы Северным краем, а затем Северной областью. В пределах этой Северной области и перемещалось многочисленное к тому времени семейство Рубцовых вслед за служебными назначениями отца.


По одну сторону Сухоны, на реке Стрелице в деревне Самылково, жили и крестьянствовали предки поэта. По другую — на реке Толшме в селе Никольском, прошли школьные годы. Сюда он вернулся, как только осознал свое главное предназначение: писать стихи. «До слез теперь любимые места» станут поэтической родиной Николая Рубцова. В Никольском созданы лучшие произведения, составившие основу его поэтической лирики.


Ниже по течению Сухоны, в древней Тотьме, будущий поэт учился в Лесном техникуме. Техникум располагался на территории Спасо-Суморинского монастыря (фото которого можно посмотреть в альбоме "Тотьма-соль земли русской"). Он стоял на холме в стороне от города под защитой крепостных стен, башенок, насыпных валов за прозрачными лентами речушек Песьи Деньги и Ковды. До разрушения в монастыре возвышалась чудесная 75-метровая колокольня. При Коле Рубцове доламывали это сооружение, — учебными тракторами рвали белые колонны, а после разбирали по кирпичику его одноклассники.  Десятилетие спустя появятся в стихах поэта выстраданные им покаянные строки: «…Жаль мне разрушенных белых церквей».


В верховьях реки, в Вологде, он жил недолгое время в детстве до семейной катастрофы, — смерти матери. Здесь провел последние свои годы, и здесь в 35 лет оборвалась его жизнь.


Недолгим был земной путь поэта, но четыре тоненькие книжечки, выпущенные при жизни и еще две, подготовленные к изданию, оказались «томов премногих тяжелей».


Ещё живы современники великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова, куда более возвеличенные при жизни, обласканные наградами громкие "шестидесятники", проклявшие советское прошлое. Они ездят на книжные форумы, представляя другую Россию, выступают по телевидению, преподают на Западе. Но только он, никогда не покидавший родных пределов, издавший при жизни всего четыре тонкие книжки, стал подлинно народным поэтом. По данным Книжной палаты, общий тираж книг Рубцова за последние годы составил 1 миллион 100 тысяч экземпляров. Его стихи перелагались на музыку, становясь поистине народными песнями. А этим может похвастаться далеко не каждый поэт, а только тот, кто пользуется искренней любовью народа.


Для Николая Рубцова Русь - это нечто вечное, исконное. В его стихах Русь не умерла, она "как будто спит", словно прекрасная царевна в хрустальной пещере. Он искал её всю жизнь, пытался пробудить своими стихами! Поэт был одинок в жизни. Кроме Родины, которую он любил, у него ничего не было.


Смерть Рубцова 19 января 1971 года кажется нелепой случайностью, роковой ошибкой. Его трагическая судьба во многом созвучна трагической судьбе Руси - России в XX веке. Он искал изначальную, "былую Русь", не подозревая о том, что уже нашёл её в своей душе и в своём сердце. Рубцов стремился увидеть в современной ему России, скрытой за фасадом Советского Союза, величие изначальной Руси, без которого невозможно представить возрождение нашей Родины.


На каменной плите надгробия Николая Михайловича Рубцова в Вологде высечены его пророческие слова, посвящённые великой духовной державе, которую он искал и в которой находил утешение на протяжении всей своей жизни:

 

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Россия, Русь! Куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

http://igorgodunov.ru/albums/