Еще немного о поэзии и прозе

Юрий Гончаренко
Итак, стих и проза. Что нам известно о них?
Стих – субъективен и выражает (почти всегда) мысли, чувства, переживания самого автора. Его точку зрения, видение мира, принципы, жизненную позицию, а также раскрывает нам –посредством главного героя- определенные стороны его личности, как сильные, так и слабые, как положительные, так и не очень.
Проза – иное. В прозаических произведениях, поступки, мысли, действия главных героев далеко не всегда совпадают с личной позицией автора. Последний выступает здесь скорее, как некий посредник, между своими героями и читателем, как кукловод, жонглирующий своими арлекинами и коломбинами, сам при этом оставаясь в тени.
Симпатичны ли они ему? Вызывают ли жалость, омерзение, страх?
Об этом автор – молчок. Пусть читатель сам судит и делает выводы.
Поэт, наоборот, каждой строчкой, каждой рифмой, словно бьет себя в грудь и кричит: это я! Я!
Поэт - больший эгоист, чем прозаик. Больше всех поэтов на свете он (в тайне конечно) любит самого себя, хоть и не отказывает в снисхождении другим известным мировым гениям. Однако, не торопитесь бросать в поэта камни! При всем своем самолюбовании, при всем эгоизме и эгоцентризме, поэт, в самоотверженности своей перерастает прозаика, способный, если придется, пойти за свои убеждения в ссылку, в тюрьму, а порой и на эшафот…
Поэзия всегда сжата, всегда сконцентрирована, всегда более эмоциональна нежели проза.
Ее девиз: «здесь и сейчас», а цель – в максимально лаконичной форме воплотить мысль, идею, чувство, сжав их до состояния антивещества и подвесив на краю пропасти на самом волоске. Вся она, порой, один сплошной натянутый нерв. Помните, у Высоцкого: «поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души»?
Да, ходят. Да, режут. Не всегда конечно, и не по лезвию, но, если пошел…я бы это состояние иначе, чем «гибельный восторг» и не назвал бы.
Прозаик – живет и пишет. Поэт – как пишет, так и живет. Для первого- творчество и личное не разделимы. Для второго – одно целое. Для первого: звезды мигают в голых кронах деревьев. Для второго: он сам – звезда, и дерево, и ночь. И «голый» тоже, в том числе…потому, что чувствует эту ночь, эти звезды, эти деревья не разумом – кожей…

Поэзия – материя накануне Большого взрыва, сжатая в одну неимоверную точку.
Проза – готовая уже, сформировавшаяся Вселенная. Она скорее «после того, как», чем «до того», границы её пространны, коммуникации разветвлены, а возможности шире.
Она то «растекается мыслию по древу, то рыщет серым волком, то орлом сизым воспаряет под облака».
Задачи и прозы, и поэзии одинаковы. Форма изложения – различна. Хотя…разве не способны поспорить прозаические отрывки Толстого, Гоголя или Куприна с самым совершенным стихом, а эпические гекзаметры Гомера, сонеты Шекспира или Пушкинские ямбы – с лучшими образчиками прозы?!