Фёдор Иванович

Борис Нечеухин
Откуда берутся талантливые дети? Правильно, от не менее одарённых родителей (и так по восходящей). Можно спорить до хрипоты, хаять и не соглашаться, но даже враги, противники и жертвы моего отца согласятся со мною - ваш покорный слуга просто не мог появиться на пустом месте, от банальной любви самых обыкновенных молодых людей... что-то ещё эдакое умудрились засунуть в мои неокрепшие мозги эти двое совершенно разных человека, чтобы потом Борька не затерялся в мириаде талантливых сочинителей...

"Его бы энергию да в мирных целях..." это про Фёдора Ивановича. Во всём - будь то нетрезвые рассказы о военном детстве, необыкновенные приключения профессионального электрика в мире дилетантов или его неоспоримые способности в поисках грибов - он был первым, самым главным, иногда жертвой, но всегда победителем и правым на "все сто". В моём неокрепшем сознании его похождения становились некой данностью; мама неизменно высмеивала откровенное хвастовство отца; друзья-собутыльники одобрительно поддакивали, а тёща игнорировала в принципе какие-либо разговоры о зяте, как не заслуживающим её царственного внимания. На самом деле, правы были все, но для моего предка не существовало других мнений, кроме своего собственного. Уж откуда в нём поселилась абсолютная самоуверенность, вкупе с законченным эгоизмом - для меня загадка до настоящего времени.
Конечно, я всегда отдавал должное его таланту рассказчика, шахматного аналитика, страстного любителя футбола и природы. Но не менее, отец Федор проявлялся в сильнейшем нигилизме по отношению к тем людям, которых (по логике) он должен был любить или, хотя бы, уважать. Какое там! Иван Николаевич, настоящий герой войны, орденоносец и, по  совместительству, отец моего героя, подвергался публичной обструкции за то, что... сидел четыре года в окопах, выпивал сталинские "сто писят" и даже не подозревал, как тяжело приходилось в это время его семье. Федька (и это чистейшая правда!) в десятилетнем возрасте тащил на себе семью из пяти человек (мать не в счёт), ездил с соседкой на перекладных в другой город, где продавал пирожки, на которые и выживали его младшие сёстры и братья. Дед даже не спорил, ибо никогда не хвастался своими фронтовыми подвигами (а было чем!), лишь тихонько усмехался или просто отварачивал глаза в окно.
Ольга(жена и мать моя) являлась по жизни просто недостойнейшей женщиной, лишенной права слова и своего мнения, обязанной 24 часа в сутки обслуживать мужчину и нарожденных им сыновей. Тёща отсутствовала как класс, хотя и с превеликим удовольствиям Федор Иванович совершал субботние вояжи в "логово врага", где часами парился в бане и выпивал с не родным тестем домашней самогоночки. Дети (мы с братом) существовали для общественно-полезных работ, составления компании в лес или на охоту или для нетрезвого бахвальства перед товарищами. Последние терпеливо выслушивали пространственные монологи "первого среди неравных", но особо не спорили, зная крутой нрав Нечеухина. Сложное отношение к родне перешло и на внуков, когда он не мог и не хотел особо общаться с подрастающим поколением, всячески отнекиваясь и ссылаясь на занятость.
Позиция его казалась незыблемой и непотопляемой, пока была жива и относительно здорова Ольга, как фундамент всей разгильдяйской жизни и свободного, пьяного словоблудия и безответственности. Действительно, дом не построил, сыновья особо не воспитывались, деревья росли сами, любимым хобби никто не мешал... Я уж не говорю о том, что даже мыслей в его голове не было об отсутствии игрушек у детей, нового платья для супруги или совместной поездки на отдых к морю. Поэтому и мне мой мир казался ограниченным соседними улицами и речкой, иногда лесом и озером. События, вроде покупки соседом автомобиля или день рождения с приглашением друзей, казались ненаучной фантастикой и могли происходить где-то в другой Галактике.

За три дня до смерти  Федор впервые не попросил... выпить. Ольга Васильевна поняла, что 53 года совместной...ммммм... каторги подошли к концу. Казалось вполне естественным, что он никогда не жаловался на боли или недомогания, и также легко ушёл в мир иной, всем видом говоря: "Радуйтесь, теперь некому вас строить и понукать, учить уму-разуму, а также служить примером бескорыстия и правдолюбия..." Сидя у гроба, я вдруг обратил внимание матушки на отсутствие у покойного каких-либо намеков на седину, в его-то 75... на что получил вполне резонный ответ:"А откуда ей взяться?"

Об ушедших хорошо или никак. А ещё правду, чтобы вспоминая, сравнивать и сожалеть, делать выводы и не завидовать, сочувствовать и не повторять ошибок. Элемент везения крайне важен на стадии рождения и детства, а уж дальше зависит только от нас самих, чего мы стоим на этом свете.


09 декабря 2018 года
Санкт - Петербург