Говорящий моторчик - Счастливая пора!

Георгий Пустовой
Всё таки счастливая пора детство. Особенно, если не то что сыт, но не голоден. Не то что одет, но не мёрзнешь! Особенно, если тебя никто не опекает с утра до вечера, а летом спишь ты не в доме, а на крыше сарая с пацанами. А над тобой звёздное небо. А девчонки ещё тебя не интересуют. А утром, чуть свет, на утреннюю зорьку на море - рыбачить. А под вечер идём домой обвешенные куканами, как пулемётными лентами, с бычками, непременно облазив все придорожные деревья приторно сладкого тутовника с заходом на рынок, где, продав пару куканов свежих, хотя и подсохших на жарком солнце, бычков, покупали горячие плоские, размером с две наши ладони пирожки с картошкой, пожаренные на душистом подсолнечном масле и, смакуя их, шагали домой.
А я, ведь не об этом собирался писать. Но приятно вспомнить!
Тут на днях выбирая внуку игрушку на 8-ми летие, я увидел в продаже квадрокоптеры. Один, полноценный, с кинокамерой мне очень понравился. Но стоил он дороговато для данного случая. А маленький радиоуправляемый вертолётик (покупной) у внука уже был, но однажды он (вертолётик)ослушался "пилота" (внука,то бишь) и скрылся из вида навсегда!
 И вот, вчера вечером, мне не удалось быстро уснуть. Я стал вспоминать - какие игрушки были у нас в военные и послевоенные годы. А в первый класс я пошёл в 7 лет в 1945 году. Все игрушки были самодельные. Я не помню, что бы что-то продавалось в магазинах. Вспомнил "трактор", сделанный из деревянной шпульки от катушки для ниток. На "дисках" катушки нарезали зубцы для зацепа, в отверстие вставляли резинку, сложенную вдвое и с завязанными концами. "Двойная" резинка делалась по размеру катушки. С одной стороны резинка удерживалась спичкой, не выступающей за пределы "колеса трактора", а с другой в резинку вставлялась более длинная палочка и, непременно через "торцевой подшипник", сделанный из свечки. С помощью длинной палочки закрутишь резинку и пускаешь "Трактор", и он ползёт, преодолевая естественные и искусственные препятствия. Необходимо было добиться подбором длинны резинки - мотора и "неплоскостностью" подшипника спокойного, "тракторного хода".
Много, что мы делали: и самокаты на подшипниках от автомобилей, и самодельные деревянные коньки с "лезвием" из стальной проволоки, и... Но особое место занимали игрушки - оружие. Это были рогатки, луки со стрелами, арбалеты, и огнестрельное оружие: пугач и пистолет! Пугач делался просто: с упавшего неподалеку самолёта были выломаны все тонкие трубки. Трубка изгибается буквой "Г".... А пистолет стрелял дробинкой. Вместо пороха - сера от спичек! Простите, увлёкся. Надо же о говорящем моторчике!
Итак, на сколько я помню, физика у нас начиналась в классе 6 или в 7. Когда я узнал об электродвигателе, и как он устроен, я не мог спать- мне захотелось его сделать самому. Что-то нашёл на свалке около авторемонтной мастерской, облазил весь наш посёлок. Наконец набрал что-то похожее. Подшипничков, конечно не было, вал из гвоздика вставлялся в корпус из жестянки от консервной банки, ну и так далее. Надо было испытывать. Вставлять проводки в розетку 220 вольт нельзя - я понимал - обмотка из тонкого провода. Батареек - днём с огнём не найти. Но я знал, что, если проводки у розетки для радио приблизить друг к другу, то они искрят. Значит там есть электрический ток! Ура! И я включил свой электромоторчик в розетку для радио. Что-то зашуршало! И я подумал, что моторчик заработал. Когда волнение вместе с радостью успокоились, я увидел, что гвоздь-вал не вращается а мотор "говорит" и я даже услышал сквозь хрипоту который час! Было 6 лет и 7 часов вечера после войны!