Богословие Ф. М. Достоевского

Иерей Рустик Лужинский
Иерей Рустик Лужинский
Студент II курса магистратуры
Московская духовная академия
Кафедра: филологии
Отделение Христианской литературы
Профиль: Русская духовная словесность
Научный руководитель: к.филол.н., доцент С.В. Бурмистрова

доклад-статья

К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ БОГОСЛОВИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И В РЕЛИГИОЗНОЙ КРИТИКЕ


 

     Роман «Братья Карамазовы» тесным образом связан с Библейской тематикой. Один из таких Евангельских сюжетов – искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола – привлёк внимание Ф. М. Достоевского и определил функционирование в его творчестве мотива испытания праведника.
     Ф. М. Достоевский, на всем протяжении своей жизни имел самые различные религиозно-философские убеждения и шёл к Православию тернистым и сложным путём (пройдя революционный кружок, каторгу, долги и смерть близких).
В современном литературоведении есть такое понятие как «богословие Достоевского». Следует сразу отметить, что православная позиция писателя трактуется исследователями по-разному, иногда даже диаметрально противоположно друг другу.
     Так, современный исследователь Александр Вячеславович Буздалов полагает, что толкование Ф. М. Достоевским Евангельского эпизода «искушения Христа в пустыне» имеет полную независимость от церковной. Религиозные убеждения Достоевского он определяет, как еретические, обнаружив в них черты гностической, дуалистической, манихейской, пелагианской и социал-христианской ересей.  Исследователь указывает на то, что Достоевский не видит принципиального различия между искушением Христа-Богочеловека и искушением человека вообще  (как и отсутствует у него понимание различий искушений изнутри и «со вне» ). Буздалов полагает, что еретические учения могли быть усвоены Достоевским посредством почвенничества или других течений того времени . Исследователь указывает на одну из самых скрытых формул писателя, заключающейся в цитате из «Идиота», «кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет», по которой он «вышел» на «учителя» Достоевского, - старовера, богослова-самоучки К. Е. Голубова, богословское учение которого легло в основу «Бесов». Эта тенденция повышенного интереса к «народной религии» и апокрифическому мистицизму как альтернативному «христианству», была общей для многих писателей того времени (например, ренановской «Жизни Иисуса» и др. «критических» переложений Евангелия). В связи с этими отклонениями у Достоевского появилась своя христология, где Христос и Бог, не одно и то же. Поэтому логично, полагает Буздалов, что параллельно с апологией Христа, Достоевский пытается найти образ Идеального Человека равносильного Христу в таких героях, как Мышкин, Шатов, Алеша Карамазов и др. (например, известно, что Мышкин, в материалах по подготовке к роману «Идиот» обозначается как «Князь Христос»). Согласно манихейскому учению, - пишет исследователь, - которого придерживались «почвенники», даже ходить по земле было грешно, т.к. человек попирает при этом живую Душу земли. Абсурдность же этого языческого культа земли («почвы»), заключается в том, что, с одной стороны, она является проявлением отрицательного и демонизированного начала, а с другой стороны, ««сама земля русская» оказывается «вдруг» источником «русского Христа», «русского бога», русского народа как «тела божия»» . При этом у Достоевского, любой народ — это тело божие (именно этнос, а не только церковный народ - Церковь), который остаётся таковым (божиим) до тех пор, пока имеет своего «особого бога». «Новые люди» Достоевского, по замечанию учёного, «нравственно прилагают» пример подвига Христа к своей жизни, пытаясь «превратится в Христа» по Ренану , нравственно и чувственно (на подобие Франциска Ассизского), за счёт дремлющей в них собственной силы. «Новый человек» Достоевского, от своей «безмерной высоты» и манихейского самоотрицания, часто заканчивает свою жизнь суицидом (например, Ставрогин и др.), и в целом, в мире писателя присутствует целая эпидемия самоубийств, которые к тому же оправдываются отрицательной «средой» и иногда даже романтизируются . По мнению Буздалова, у Достоевского натура Христа очень синтетична, потому что вбирает в себя все исторические неразрешимые противоречия человеческой природы, и в ней только после всех искушений восторжествовало, наконец, божественное начало, одна из двух «субстанций», или «душ», «натур», полностью подчинила себе другую. «Дух святой» у писателя актуален только в человеке, т.е. Он нечто еще становящееся, незавершенное, как и Сам «Христос», всего лишь идеальный Всечеловек будущего . В произведениях Достоевского, заключает Буздалов, присутствует относительность греха и добродетели, неопределенность свойств Христова и антихриста, а также размытость границ категорий воззрений (например, Ивана и «испытуемого» им Алексея). При вышеприведённых взглядах демонизируется всякая верховная власть (церковная или государственная) и реальное христианство (Церковь), а реальный грех и диавол романтизируются. Достоевский, заразившись ренановским толкованием красоты Христа как идеального человека, начинает подвергать отрицанию Церковный авторитет как мерила правильного истолкования Священного Предания и Писания и предоставленный самому себе, не выдерживает своего «искушения» и погружается в пучину ересей. По мнению исследователя, - писатель, полностью оторвавшись от церковной традиции при решении таких сложных богословских вопросов и сделав при этом опору на купцов-старообрядцев и западных «теологов» (Ренан и др.) приходит к столь грубым искажениям догматов.
     Другой взгляд на «богословие Достоевского» представлен в работах религиозных критиков и писателей: свящ. Александра Шумского, прп. Иустина (Поповича).
«Статья Буздалова — провокация», — пишет священник-исследователь Александр Шумский . Автор статьи ждет, что кто-то в его же духе и стиле ответит ему, т.е. начнет, так же, как и он, препарировать Достоевского, вступит с ним в тягучую полемику и начнет приводить множество противоположных цитат. В этом и есть самая большая глупость, в попытке препарирования личности и творчества Федора Михайловича.
     Достоевский — это величайшая Тайна — пишет исследователь, а Тайну можно лишь созерцать. Достоевский — стал поэтом жизни, которая не укладывается ни в какие законы. Поэтому утверждение, что Достоевский находился в плену «доктрины русского социализма», - выглядит просто нелепо. Федор Михайлович Достоевский — вне всяких схем и доктрин. В этом следует искать ключ к разгадке его тайны. Достоевский ускользает от всех логических схем. Причем делает он это без всякого пафоса и гордости. Так устроена его уникальная личность .
     В частности, Прп. Иустин (Попович) отмечает (1923), что прежде всего Ф. М. Достоевский был сам искушён - диаволом, и притом до крайней степени , и чтобы выйти из своих испытаний, писатель, ища ответы искушает и своих героев на страницах своих произведений. Все его герои - это он сам и всё что он описывал в своих произведениях касалось прежде всего его лично. Достоевский сам проходит через все круги ада, и через все эти три искушения чтобы стать истинным христианином. Православный исследователь считает, что никто так, не был испытаем различными искушениями и никто так не пронес свою веру через столь ужасные сомнения и испытания, как сам Достоевский. Он проник в тайны диавола намного глубже, чем кто бы то ни было, он проанализировал причины первого в мироздании бунта Денницы-диавола против Бога, и создаёт свою дьяволодицею  и пишет свой «Бунт» наимощнейший из тех, что видел мир. Став великим знатоком глубин врага душ человеческих, писатель на личном опыте узнал, что человеческая природа не в состоянии выдержать богохульства и бунта против своего Творца. Став величайшим бунтарём своего века, он оказался не в состоянии выдерживать свой собственный бунт и смириться пред кротким и смиренным Господом Иисусом Христом. Он прошёл через ад скептицизма, неверия и отрицания, пока не дошел до искренней веры в Богочеловека – Христа, до веры мученической, обретенной и отвоеванной у себя и у диавола . По мнению Прп. Иустина (Поповича), Достоевский стал самым большим знатоком дьявольской методологии и психологии. Он изучил каждое искушение, которым дьявол искушал Иисуса Христа, а позже и сынов человеческих. Этому свидетель его «Великий инквизитор», именно в нем чувствуется явственное присутствие самого диавола. Вследствие этого, по мнению православного учёного, многие критики идентифицировали самого писателя с дьяволом или с его сподвижником . Достоевский был пламенным борцом за человеческую личность и дойдя в своем бунте до самого низа ада, он на некоторое время превратился в богоборца и христоборца, анархиста и нигилиста, но именно только такой Достоевский и смог опытно познать и реально почувствовать всю отвратительную метафизическую мерзость дьявола и оттолкнуться от этого, чтобы стать настоящим – богоносцем и апостолом духовного возрождения . Православный исследователь обращает пристальное внимание на то, что, чтобы пройти все эти искушения и выбрать в итоге поклонение истинному Богу, писателю пришлось сделать нелёгкий выбор. Его бунтарский дух не мог согласиться с чем-то посредственным – не каждый бог подошёл бы для Достоевского. В многоликом пантеоне богов Европы нет ни одного, который бы смог решить извечные проблемы и смирить бурную, бунтарскую душу Достоевского. Ему был необходим Бог - Истинный Бог, Который был Человеком, Который был не чужд человека, Который смотрел бы теми же глазами, что и Его творение, Который бы был заключен в пяти чувствах и не сходил бы от этого с ума, ему нужен был Бог, Который испытал все боли человечества, изведал бы все страдания и смерть, Бог, Который всё осознал и оправдал . Совершилось великое таинство, и решилась главная проблема, считает прп. Иустин (Попович): богоборец стал богоприимцем. Некогда подчиненный дьяволу Достоевский - подчинился Христу . С этого момента для Достоевского Христос - Богочеловек становится единственным основанием, с которого уже не сможет его свергнуть никакой ураган зла и искушений . Писатель спас себя Христом и Образ Его настолько заполнил его душу, что он «заразился» апостольской ревностью и стал с удивительной чудотворной силой проповедовать Образ Христов. В своих предсмертных записках Достоевский написал, что он мечтает написать книгу об Иисусе Христе. Но по существу, отмечает исследователь, все его книги в некотором смысле о Христе, а в особенности, написанные им в последние годы жизни. Триумф гения Достоевского заключается именно в том, что его в произведениях читатель ощущает живого Христа - Человека, писатель вводит Его к читающим людям и научает любить Его по-настоящему, а не формально . Таким образом, дьяволодицея Достоевского, превратилась в теодицею, где во главе был Образ Богочеловека Христа, к познанию Которого любой человек сможет прийти единственно своим личным подвигом веры, смирения, молитвы, сострадания и любви.
     Подводя итоги напомним, что главный вывод из статьи Александра Вячеславовича Буздалова был следующий: Исследователь, не считает Ф. М. Достоевского истинно церковным и православным человеком, т.к. он считал его мiровоззрение религиозно-богословским западным романтизмом. Достоевский, по его мнению, находился в прелести и всю жизнь проповедовал русский социализм.
     В связи с выше сказанным, исследователю Александру Вячеславовичу, следует задать только один вопрос, почему, по его мнению, нецерковный и не православный Достоевский, подверженный прелести и проповедовавший «русский социализм», своими творчеством привел к Православной Церкви и ко Христу множество людей, а в особенности же из среды русской интеллигенции? И при том не зафиксировано ни одного случая, чтобы какой-либо человек из-за Достоевского ушел из Церкви !
Следует также подчеркнуть, что самую высокую оценку о Достоевском высказывал архимандрит Кирилл (Павлов), старец Троице Сергиевой Лавры. А иеромонах Феоклитос (ныне покойный), насельник Святой Горы Афон, всю жизнь занимавшийся творчеством Достоевского, говорил так: «Все русские — дети Достоевского». В заключении приведём слова преподобного Иустина (Поповича), из книги «Философские пропасти»: «Пламенный пророческий идеализм Достоевский своим апостольством претворил в православный реализм. То, что Достоевский провидел как пророк, он осуществлял как апостол. Многие из его пророчеств осуществляются на наших глазах. Существуют психологические и онтологические предпосылки к тому, что и все остальные его пророчества сбудутся» .
     Говоря о творчестве писателя в целом, можно сказать, что Достоевский и его творчество — полифоничны. Голоса героев в его художественных произведениях самостоятельны. И авторский голос писателя далеко не всегда с ними созвучен. И редко совпадает полностью. Эти различные голоса, в том числе и авторский голос, находятся в постоянном диалогическом общении. В полифонии голосов заключается сущность творчества Достоевского . По мнению М. М. Бахтина (1963), критики и литературоведы часто использовали произведения Достоевского для пропаганды своих взглядов, своего мировоззрения, пытаясь навязать писателю единую систему мыслей, тогда как он не признавал никакой системы, считая её искусственной и насильственной над человеческим умом и сердцем .  Тайна Ф. М. Достоевского — в его незавершенности, в его океанском всемирном духовном просторе, — в этом и заключается вся его подлинная красота свободы во Христе !






   Библиографический список
   Источники
1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 14. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 505 с.
2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 15. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 600 с.
3. Иустин (Попович), преп. Философия и религия Ф.М. Достоевского. — Мн.: Издатель Д.В. Харченко, XX07. — 312 с.
Исследования
4. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, XX. Т. 2.
5. Бахтин М. М. О полифоничности романов Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, XX02. Т. 6. С. 458—465.
Электронные ресурсы
6. Александр Шумский свящ: «Достоевский — Тайна, а не объект для препарирования!» // Достоевский. Ф. М. Антология жизни и творчества [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedordostoevsky.ru/news/2016/220/
7. Буздалов А. В. Толкование искушений Христа у Достоевского // Омилия. Международный литературный клуб. [Электронный ресурс]. URL: 8. Достоевский. Ф. М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс].  http://www.fedordostoevsky.ru/works/