Изучение литературы Приднестровья. Татьяна Радван

Поэты Прозаики Приднестровья
Т.М. Радван, учитель МОУ «Рыбницкая русско-молдавская средняя
общеобразовательная школа – детский сад №9»
О.В. Олейник, учитель МОУ «Журская МСОШ» г. Рыбница, Приднестровье.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИДНЕСТРОВЬЯ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрен вопрос изучения литературы Приднестровья, отмечены важность и
актуальность ознакомления с литературой родного края, раскрыто содержание нескольких
произведений приднестровских авторов.
Ключевые слова: литература, Приднестровье, изучение, содержание, принципы, актуальность.
Невозможно представить себе содержание школьного образования без учебной дисциплины
«литература». Литература – учебник жизни, она изображает действительность с помощью слова, тогда
как художник делает это с помощью кисти и красок.
Изучение литературы родного края, бесспорно, важно для обучения, воспитания и развития
личности, формирования духовно-нравственных, патриотических качеств у граждан каждой страны мира.
Литература Приднестровья знакомит учащихся с историей, бытом, культурой, традициями
приднестровского народа, с особенностями художественного мышления и мировосприятия современного
человека.
В Концепции преподавания литературы Приднестровья как составной части литературного
образования обозначены принципы и критерии отбора произведений для изучения:
1.Принцип высокой нравственно-эстетической и художественной значимости текста.
Согласно этому принципу отбираются произведения самых выдающихся прозаиков, поэтов,
драматургов, литературных критиков, публицистов. Такие произведения призваны вырабатывать у
учеников эмоциональную восприимчивость, духовную чуткость, эстетический вкус.
2.Принцип жанрового разнообразия.
В соответствии с этим принципом в круг изучения включаются народные и авторские сказки,
колядки, баллады и героический эпос, песни, частушки, притчи, прибаутки, пословицы, поговорки,
загадки, романы, повести, новеллы, рассказы, стихи, пьесы, статьи литературных критиков, эссе
современных авторов.
3.Принцип соответствия текста познавательным и читательским интересам учащихся.
Материал для изучения подбирается с таким расчетом, чтобы передать многообразие окружающей
жизни, в доступной форме освещать социально значимые вопросы и, тем самым, способствовать
расширению кругозора, приобретению новых знаний, появлению новых интересов.
4.Принцип направленности текстов на умственное и речевое развитие учащихся.
Согласно этому принципу отбираются произведения и тексты, повествующие о событиях и
поступках, важных в социальном и моральном плане, чтобы на их основе ученики умели рассказывать о
действиях и поступках героев и давать им определенную оценку. Это, в свою очередь, будет
способствовать активной умственной деятельности учащихся.
Цель изучения литературы Приднестровья – усвоение знаний о литературном процессе в
Приднестровье, имеющем четкую хронологию, изучение художественных произведений
приднестровских авторов, воспитание лучших нравственных качеств: любовь к родному краю, духовным
ценностям своих предков, уважительное отношение к народам, населяющим Приднестровье, и их
национальной культуре, способствование разностороннему и гармоничному развитию обучающихся,
раскрытию их творческих способностей.
Произведения приднестровских авторов – это тексты, с которыми учащиеся знакомятся,
анализируют их и на основе полученных знаний делают выводы. Эта работа весьма интересна. В каждом
произведении мы находим изюминку. Вот некоторые из них.
В стихотворении Александра Вырвича «Дорога Дубоссары – Тирасполь» явно прослеживается
мотив дороги. Символична метафора: жизнь человеческая – это дорога. Конкретное направление
Дубоссары – Тирасполь напоминает нам о боли приднестровского народа – 1992 год. Мы ясно
представляем себе ее: расплавленная, асфальтовая трасса, гильзы от патронов, капли крови,
простреленная. Очень точные эпитеты делают дорогу зримой, даже осязаемой.
Дорога встает между жизнью и смертью как выбор, как напоминание. Дорога от жизни к смерти,
от отчего порога к бессмертию, которое сделало павших героев непобедимыми. Символ дороги
двойственный. О дороге жизни через Ладогу мы говорим, вспоминая блокадный Ленинград. Дорога
смерти ассоциируется у нас с войной в Приднестровье. От каждого из нас зависит, по какой дороге идти.
Стихотворение «Символы России» того же автора на тему родственных уз России и
Приднестровья побуждает нас установить связь, параллели между двумя странами, народами. У нас получаются пары символов:
- Россия – Приднестровье,
- север – юг,
- мороз – солнце,
- матрешка – мэрцишор,
- береза – дуб,
- клюква – виноград,
- каравай – мамалыга,
- водка – вино,
- блины – плацинды,
- пельмени – вареники,
- медведь – аист,
- Царь-колокол, Царь-пушка – Бендерская
крепость,
- Ломоносов – Склифосовский,
- Пушкин – Крученюк,
- Чайковский – Рубинштейн,
- Москва – Тирасполь,
- Волга – Днестр.
Они отражают культуру, науку, искусство, быт, национальную кухню России и Приднестровья.
Учащиеся приходят к выводу о том, что у каждой страны есть свои символы, которые в свою очередь
являются частью мировой культуры, науки, мирового искусства, благодаря чему каждый из нас
испытывает гордость за них.
О войне спето и сказано много, но стихотворение Леонида Литвиненко «Невесты» открыло
новую ее грань – неприглядную сторону – тему несостоявшейся любви. Матери теряли сыновей, сестры
– братьев, жены – мужей, дети – отцов, невесты – женихов. У невест любовь короткая и горькая до слез.
Их белые наряды сменяются траурными платьями и платками. Белый свет не в силах противостоять
темной силе, и невеста становится вдовой. Ярко контрастируют цвета: черный в страшных реалиях
подавляет белый цвет – символ чистоты. Интересно сравнение, плавно переходящее в метафору: любовь,
как песня, рвется с полуслова. Так же обрывается человеческая жизнь. И только война виновата в
горькой участи невест, которым от природы дано символизировать красоту женщины, жизни,
молодости.
Не менее интересно стихотворение того же автора «Красная площадь», по названию которого не
догадаешься о проблеме, которую освещает поэт. Тема несправедливости в жизни всегда актуальна и
волнует многих.
«Решился вождь принять Парад Победы и сесть верхом на белого коня», таким образом «властью
насладиться вволю».
В антитезе вождю противопоставлен «товарищ Жюков», сверхчеловеку – «тот, который сокрушил
Берлин», Сталину-отцу – маршал Жуков. Ироничность обращения «сверхчеловек», «отец» и
юмористическая ситуация «ударил в грязь лицом» усиливаются по причине непредвиденного
обстоятельства: «но конь вдруг проявил такую волю, что сбросил наземь самого вождя». Не случайным
здесь оказывается образ коня, проявившего волю, т.к. это заложено в нем природой. Только коню,
символизирующему жизнь, свободу дано было противостоять человеку №1.
«И понял Сталин: не ему парадом…» командовать, «… подумал он, как видно, надо, чтобы
«товарищ Жюков» принимал».
Власть не дает право издеваться, грубить, унижать и оскорблять человека, тем более присваивать
чужие заслуги.
Приднестровского автора Ларису Черникову в рассказе «Акация» интересует тема равнодушия.
Сухое дерево мешает, портит вид и настроение. В окружении яркой зелени, благоухания и летней
беспечности корявое дерево напоминает, что иллюзии заканчиваются. Сегодня (летом) – молод и зелен.
Завтра (зимой) – сух и дряхл. Мысли о вечной зиме пугают.
- Кто бы срубил эту старую корягу? – ворчат соседи. Автор справедливо замечает: «Желающих
же обкопать и полить дерево почему-то не находится».
По разные стороны стоят сегодня и завтра, молодость и старость, красота и морщины, зелень и
ветхость, благоухание и сухость, шум листвы и глухой стон акации.
Автор утверждает мысль о том, что любовь и забота должны объединять людей и природу.
«Далече Сема и Муся. Вот кого так не хватает теперь старой акации. Их любви и заботы…»
Здесь о многом можно говорить: об элементарном уважении к возрасту, о милосердии к
окружающим, об отзывчивости и участии (редкие качества), о благодарности, главное – уяснить идею:
пока мы живы, пока мы вместе, нужно любить, заботиться и ценить друг друга искренне, не быть
равнодушными. Равнодушие людей ранит акацию, огорчает, усугубляет ее одиночество. А ведь она
когда-то дарила им тень и прохладу.
Каждая встреча с произведением незабываема, она дарит возможность общения с автором и друг с
другом. Литература Приднестровья – это океан, в глубины которого интересно погружаться, это
огромный мир эмоций, чувств, загадок, открытий…
Литература родного края, осуществляя познавательную и воспитательную функции, заслуживает
внимания, поэтому представляет интерес не только для граждан Приднестровья, но и для граждан других
стран мира. Она существует, развивается, каждый год к процессу творчества присоединяются новые
имена. Ей присущи разнообразие тем и жанров, ее отличает многонациональная особенность. В
поликультурном пространстве живут и работают приднестровские авторы, пишущие на трех
государственных языках: русском, молдавском, украинском, произведения которых интересны и поучительны. А потому вопрос изучения литературы Приднестровья всегда актуален.

Список литературы:
1. Вырвич А. Дорога Дубоссары – Тирасполь // Литературное Приднестровье: альманах. – 2005. – С.15.
2. Вырвич А. Символы России // Литературное Приднестровье: альманах. – 2005. – С.16.
3. Концепция преподавания литературы Приднестровья как составной части литературного образования. //
«ПВП». – 2005. – № 4. – С. 226-237
4. Литвиненко Л. Красная площадь // Днестр. – 2006. - № 3. – С. 71.
5. Литвиненко Л. Невесты // Литературное Приднестровье: альманах. – 2005. – С. 12.
6. Черникова Л. Акация // Литературное Приднестровье: альманах. – 2005. – С.46-49.

ИСТОЧНИК:
DESCRIEREA CIP A CAMEREI NA;IONALE A C;R;II
"Михаило-Архангельские чтения", международная научно-практическая конференция (11 ; 2016 ;
Рыбница). Михаило-Архангельские чтения : Материалы XI Международной научно-практической конференции,
17 ноября 2016 г. / гл. ред.: А. Н. Руссу. – Рыбница ; Тирасполь : Рыбницкий филиал ПГУ им. Т. Г. Шевченко, 2017
(ООО "Теслайн"). – 472 p. : tab.
Antetit.: Тираспольско-Дубоссарская Епархия, Госадм. г. Рыбницы и Рыбниц. района, Приднестр. гос. ун-т
им. Т. Г. Шевченко, Рыбниц. фил. ПГУ им. Т. Г. Шевченко. – Texte : lb. mold. (cu caractere chirilice), engl., rus;, alte lb.
str;ine. – Rez.: lb. mold., rus;. – Bibliogr. la sf;r;itul art. – 300 ex.
ISBN 978-9975-925-14-3.
082:378.4(478-24)=00
М 690


***
ИНФОРМАЦИЯ О ДРУГИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
"ЕСТЬ У НАС СВЯТЫНИ! ЕСТЬ ЧЕМ НАМ ГОРДИТЬСЯ!.." ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛЕТ - ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛОЩАДКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

РАДВАН ТАТЬЯНА1
1 МОУ «Рыбницкая русско-молдавская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 9»

Тип: статья в журнале - обзорная статья Язык: русский
Номер: 2 Год: 2017 Страницы: 56-59

ЖУРНАЛ: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ"
Издательство: ООО "Школьная Пресса" (Москва)
ISSN: 2074-5001eISSN: 2409-8930

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, DESIGN TECHNOLOGY, ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛЕТ, POETIC GATHERING, АТРИБУТЫ, ATTRIBUTES, ДЕВИЗ, MOTTO, ВЫСОКИЕ ЧУВСТВА, HIGH FEELINGS

АННОТАЦИЯ:
Приднестровье - поэтический край. Школьные учителя и сами пишут стихи и поощряют к поэтическому творчеству своих учеников. Особая тема стихотворений юных поэтов - память о Великой Отечественной войне, поэтическое переживание подвига советского народа.

https://elibrary.ru/item.asp?id=29924273

ИЗОБРАЖЕНИЕ:
фото от 31 марта 2018 года, в МОУ "РТЛ-К" был проведён III поэтический слёт "Природа Родины моей", на котором присутствовали юные дарования из 12 школ города Рыбница и Рыбницкого района Приднестровье,