Горы - слабость для альпинистов или их смерть?

Валерия Сенцова
Было ли у вас когда-нибудь желание покорить горы? У меня - да. С детства я мечтаю побывать в горах и покорить хотя - бы одну маленькую вершину. А потом поставить палатку высоко в горах и наблюдать закаты и рассветы, ведь в горах они самые красивые.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему люди так стремятся покорить горы, в особенности Эверест? Почему ради этой вершины мира альпинисты готовы жертвовать жизнью?  Разве ради этого был создан человек?  Ответ на самом деле очень прост. Люди готовы отдать миллионы ради этой экспедиции. А всё ради чего? Ради эмоций? Ради того, чтобы доказать себе: "Я МОГУ ВСЁ?" Но ведь многие люди, которые считали, что они всё могут, так и не вернулись с Эвереста. И это не просто так. Горы никого не щадят. И это тщеславное желание покорить самую высокую точку мира, чтобы доказать себе, что ты всё можешь, а потом просто остаться навечно в середине пути, ведь трупов не вывозят с Эвереста...
В основном те, кто умирают на горе, остаются на ней навсегда. Тела никто не убирает с горы, поскольку подъём слишком опасен и практически невозможно предугадать, что тебя может настигнуть. Очень часто отправляли экспедиции на поиски пропавших альпинистов. И эти люди также погибали от лавины или от сложных погодных условий. Именно поэтому люди, которые погибают на Эвересте остаются там навсегда.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько человек погибло, подымаясь на Эверест? И сколько альпинистов осталось навечно жить во льдах? По состоянию на 1 июня 2017 года (с 1921 года) официально погибшими считаются 289 человек из них 175 иностранный альпинист и 114 шерп. 183 альпиниста погибли при восхождении с южной стороны, 106 человек - при восхождении с севера.
За сезон 2017 года было зарегистрировано 7 смертей, 6 из которых произошли на Южной, Непальской стороне, и одна на Северной, Тибетской. И это только 2017 год, а в сумме получается огромное количество смертей.

Вспомним знаменитую экспедицию  1996 года, в которой участвовало более 400 человек (было несколько групп). Две группы оказались в центре смертельных событий: Mountain Madness возглавлял Скотт Фишер; Adventure Consultants вел Роб Холл.  Обе группы осуществляли коммерческое восхождение, то есть все расходы лежали на них.  Фишер и Холл - профессионалы в альпинизме, они были хорошо знакомы друг с другом, не раз покоряли Эверест. И решили восходить в один день 10 мая. В тот момент на тропе оказалось слишком много человек, создалась толпа.  Руководители осознанно нарушили правило: "Не создавать толпу".  Команда состояла не только из профессиональных альпинистов, но и из людей, благодаря которым осуществляется подъём, из помощников-шерпов и т.д. Среди команды были даже самые обычные люди, у которых нет опыта в альпинизме. Но большинство всё-таки имели альпинистский опыт.

Высота Эвереста - 8848 м. И это самая высокая точка на Земле. Именно поэтому она всегда считалась такой желанной для альпинистов. Эверест практически во всех случаях человек решается покорить после более низких высот, то есть, имея опыт других гор за спиной. Почему так? Эверест - это самая опасная гора в мире, никогда нельзя предположить точно, что там произойдёт: погодные условия, лавины, землетрясения, опасные переходы. Тем более на высоте 8000, ведь эта высота считается смертельной.  Именно поэтому в горах нужно всегда следовать правилам: соблюдать график подъёма и спуска, если ты вовремя не достиг высотной отметки, то сразу спускаться, если началась горная болезнь, то не надеяться, что она пройдёт, а снижать высоту. Но этого не произошло и руководители нарушили правила, из-за чего начались непоправимые последствия.
 По плану восхождения обе группы должны были добраться до хребта к рассвету, оказаться на Южной Вершине к 10:00 или раньше и на самом пике Эвереста около полудня. Но время возвращения так и не оговорили. Даже к часу дня 10 мая ни одному из альпинистов не удалось достичь вершины. Лишь к 16:00 последние два человека и среди них Роб Холл,  достигли пика. Восходители нарушили свои же планы, и из-за этого началась цепочка смертей. Ещё до восхождения, пока все проходили акклиматизацию в базовом лагере в начале апреля начались какие-то проблемы: у многих появлялись признаки горной болезни, в том числе у знаменитого Фишера, который в тот день начал чувствовать себя не очень хорошо. Так или иначе, руководитель Mountain Madness не был здоров, периодически испытывал озноб и принимал какие-то медикаменты. И уже в этот момент нужно было принять меры.
Когда альпинисты были уже близки к вершине, у многих началась горная болезнь, Фишер был изнеможен так, что не только не руководил процессом, но шёл одним из самых последних.
Медленно к 10.00 участники постепенно поднимаются на южную вершину (8748 м), от которой до главного пика еще около 100 м. Некоторые клиенты решают вернуться назад, не достигнув пика. Но большинство, понимая, что осталось совсем чуть-чуть решаются идти дальше и делают огромную ошибку.  В 13.07 Анатолий Букреев первым достигает вершины Эвереста. Далее за ним подтягиваются другие. Но, остальные в 14.00 все еще находятся на этапе восхождения, включая обоих руководителей. Хотя в это время нужно было уже спускаться.  Часть экспедиции продолжала подъем даже в 16.00-17.30, в том числе Фишер. Начались проблемы: заканчивался кислород, на смену баллона было нужно время. которого не было. В это время испортилась погода: началась метель, ухудшилась видимость. Время уже больше 19.00, альпинисты прячутся от ветра за выступами. Когда метель немного утихла альпинисты продолжали спускаться. Некоторые уже не могли спускаться. Организовывали спасательную операцию. Но спасли немногих. Фишер так и остался на высоте 8350 м. Он остался в горах - то, что он любил больше всего.
Всего из 31 участника в двух экспедициях 1996 года погибли 5 человек: трое инструкторов (включая двух руководителей) и двое клиентов.

Конечно же организация этого восхождения не была подготовлена хорошо: плохая подготовленность трассы, не регулирование обязанностей руководителей в спуске и подъёме по времени, пренебрежение горной болезни участников восхождения и их руководителей. Ну и думаю одна из основных проблем -коммерческое превосходство над качеством реализации восхождения: Слишком много людей на одной трассе - образовалась толпа, брали людей со слабой подготовкой и немолодым возрастом, ну и, как ни странно, - плохое состояние здоровья руководителя.  Теперь дисциплина и организация стали основными доминантами в восхождении на Эверест.
В память о людях, которые погибли на Эвересте сделали огромный стенд, куда записывают имена погибших. Некоторые стенды ещё пустые, так как там уже знают: если человек уходит на Эверест - не факт, что он вернётся.

Многие альпинисты просто одержимы Эверестом. Возможно, если бы не эта одержимость, не эти 100 метров, которые осталось тогда преодолеть, - спаслось бы больше людей. Казалось бы, действительно всего 100 метров, а они в итоге оказались решающими для кого-то.

«Прекраснее гор могут быть только горы, которых еще не видел». Эти слова от истины не далеки. Альпинист готов покорять горы всегда и, чем они выше, чем сложнее там путь, тем они кажутся притягательнее. Любой альпинист пожертвовал бы собой ради гор, ведь горы для него - это смысл жизни. Но другой смысл: а стоит ли жертвовать жизнью, когда ты видел только горы?

Эта слабость, одержимость к горам у альпинистов должна быть обусловлена хорошей организованной подготовкой, а иначе лучше не рисковать, ведь горы - это слабость для покорителей вершин, но и их смерть.