Письма из камеры смертников

Александр Бочаров 55
.
Трилогия "Держи своё слово".
.
Глава 6. Эпилог. (Через сорок пять лет)
.
Александр Бочаров 55
.
                Эпилог. (Через сорок пять лет)



                "Ты обязательно прочтешь  эти письма
                и возможно подумаешь обо мне.
                Радуюсь всему твоему существованию,
                не хочу верить, что я сам тебе не нужен ..."


                6.1 У моря


               После описанных событий прошло сорок пять лет.
Однажды, я по личным делам появился в городе Сочи. Перегруженные дороги, эстакады, туннели, заполненные несущимися: машинами, кабриолетами и мотоциклами, создавали: однообразие, шум, напряжение и суету ...
               В ревущем потоке пытался съехать вправо, к берегу тёплого моря, где вода с глубокой синевой волны, веками полировала гальку; побережье без песка и каменной крошки, манило и привлекало отдыхающих.
               Рядом с дорожной развязкой показалась небольшая парковка, наполовину заполненная транспортом.
               Свернув с эстакады, въехал на автостоянку под лучами палящего солнца; пристроился в тени стоящих туристических автобусов. Поинтересовался у водителей:

"Не помешаю ? Как долго будете здесь стоять ?!"

              Получив вполне доброжелательные ответы, направился в сторону галечного пляжа с волнорезами, дебаркадерами и обслуживающей инфраструктурой для летнего отдыха.
              Морской бриз, дующий после полудня с моря, остро ощущался на побережье. Низкий морской ветер пенил барашки на волнах и охлаждал разгорячённые тела отдыхающих.
              Воспользовавшись платной услугой, арендовал удобный шезлонг, полотенце и расположился вдоль бетонного основания волнореза.
              Морская, прохладная вода взбодрила моё тело, остудила голову; в тени пляжной кушетки с навесом, я почувствовал себя комфортно, соображая и планируя план дальнейшего действия на вторую половину дня.
              Примерно через час неожиданно выключили пляжную музыку и аниматор по громкоговорителю, бархатным, сладким голосом извинилась и объявила:

"Уважаемые отдыхающие, работники Акционерного Общества "ЕВРАЗ Объединённого Западно - Сибирского металлургического комбината", в связи с изменением экскурсионной программы, вам необходимо в 13 часов подойти к левому крылу теневого навеса."            

               Озвученная информация заинтересовала меня, т.к. сам родом из Западной Сибири; шесть лет после рабфака учился в институте города Новокузнецка, а в период практики, трудился рабочим на металлургическом комбинате.
               Мне интересно общение с земляками и к часу дня двинулся в сторону аэрария - специально оборудованной площадки для приёма воздушных ванн.


                6.2 Незнакомка


               Проходя по полосе пляжа, обратил внимание на удивительно похожую, знакомую женщину из моего далёкого прошлого, когда только что вернулся из Армии.
               Присмотревшись, я почувствовал лёгкое головокружение; внутри что - то дрогнуло и сжалось, а затем загорелось в груди; стало не хватать воздуха ...
               Я присел на свободный, пустующий лежак, чтобы отдышаться и перевести дух.
               Без всякого сомнения это была: или она, что невозможно за давностью лет; или её близкая родственница. Иного быть не могло, ибо таких двойников в природе не существует.
               Придя в себя, я начал внимательно рассматривать женщину, не привлекая к себе внимание.
Явное совпадение: и лица, и тела, взбудоражило мою память, от которой не было покоя: ни днём, ни ночью.
               Даже во сне мне, иногда, снятся яркие события из прошлой жизни. Буквально на минувшей неделе, в полудрёме, мне пришлось ... сдавать экзамен за восьмой класс по русскому языку.
               На этом коллоквиуме учительница Лукьянович - Лепёхина Анна Георгиевна, в кругу учеников получившая прозвище "Лепёшка", пытала меня:

"Расскажи о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах"
          
               У кромки берега стояла молодая женщина, тридцати девяти - сорока лет с правильными и симметричными чертами лица без следов макияжа. Возможно, если что и было, то всё смыло морской водой при купании.
               В глаза бросался открытый лоб с крупной веной выше переносицы; прямой пробор русых волос посередине головы подчёркивал круглое лицо, делая его более мягким и нежным.         
               Нехватка острых углов у такого типа лица не столь заметна, однако образ выглядел довольно стильным и элегантным.
               Чуть - чуть изогнутые брови; большие, выразительные глаза; прямой, слегка удлинённый носик, круглый подбородок и сочные, пухлые губки, - подчёркивали привлекательность и необыкновенное обаяние молодой женщины.
               Округлая сексуальная грудь, широкие бедра и утончённая талия колоритно дополняли красоту тела.         

               Разглядывая знакомые черты лица, из давно ушедшего от меня прошлого, где было очень много: смеха и радости, грусти и тоски, любви и дружбы, грязи и пошлости, я понемногу успокоился и решил не торопить события.
               С большой долей вероятности был уверен, что вот эта, пока незнакомая мне женщина, либо жила в Осинниках, либо там живут или жили её родственники.


                6.3 Немного из прошлого


               Где - то совсем рядом из радиоприёмника зазвучала песня в исполнении Надежды Бабкиной и Владимира Назарова:

"На перроне старого вокзала
Я в толпе людей тебя узнала,
А с тобою женщина стояла
В платье цвета чайных роз.
Ты почти совсем не изменился
С тех далеких пор, как ты женился,
Только ранний иней появился
В русом золоте волос..."

               Вдоль береговой линии проплыли два дельфина, играя и забавляя друг друга в синих прибрежных волнах Чёрного моря
               Их шаловливое поведение безмерно веселило и до лёгкого опьянения волновало моё сознание. Двухметровые косатки выпрыгивали из воды, резвились и кричали, не испытывая никакого страха перед окружающими людьми.

               Менее чем через минуту я полностью восстановился и вошёл в свой обычный жизненный ритм.
               Мои решения и выводы были столь стремительными, что даже не успела закончиться песня в жанре шансона:
    
"Вот и встретились, вот и свиделись
На перроне вчерашнего дня,
Вот и встретились, вот и свиделись
По капризу судьбы ты и я."

               Мыслительные процессы, как всегда заработали в форме суждений и умозаключений, выстраивая в голове логическую цепочку. Таким образом эта незнакомка ни кто иная, как внучка Татьяны Кукановой, - любимой женщины Николая Савельева.
               В последний раз я видел Татьяну Васильевну в далёком 1974 году, через год после её развода с мужем. Она попросила меня сьездить в Прокопьевск за урной с прахом Николая Савельева.
               За солидное денежное вознаграждение, влиятельный "вор в законе", тридцативосьмилетний Вазген Нерсисян (Взго), пользующийся большим авторитетом в криминальном сообществе, организовал поиск и конкретную работу в этом сложном деле
               Поначалу было непонятно, где казнили "Неумытого", так как в Кузбассе, кроме Прокопьевска, осужденных расстреливали в Кемерове, Мариинске, Тисуле, Ягуновке и Темиртау.
               Были задействованы влиятельные и знающие специалисты, который "нарыли" в этом вопросе конкретную и необходимую информацию: определили место и дату захоронения; нашли табличку с номером, установленную над гробом усопшего Николая Савельева.
               В осиновой роще, за развалинами старого кирпичного завода, люди Нерсисяна нелегально эксгумировали тело " Неумытого" из братской могилы и в моём присутствии, в печи для обжига кирпича, провели  кремацию Николая Савельева, казненного в пятницу, 15 сентября 1972 года...


                6.4 Мир тесен         
            
               В громкоговорителе, установленном на пляже, что - то зашумело, заскрипело, а  затем с особой мощностью и силой, появилось звучание, присущее трещанию в жёстких тонах.
               Через мгновение мужской драматический баритон, начал настраивать голосовое сообщение:

                "Алло, алло, ... раз, раз, два, три ..."

               Спустя минуту заговорили бархатно - приятным женским голосом:

                "Внимание!
               Гости, отдыхающие с "Запсиба" из города Новокузнецка !
Вас ожидают представители Администрации гостевого комплекса "Морская звезда" у левого крыла аэрария.

               
                (Продолжение следует ...)


                6.5 Письма из камеры смертников
            

               Чтобы попытаться выйти из депрессии и не сойти с ума, в ожидании казни, "Неумытый" ... сам себе ... писал письма от любимой Татьяны ...


 Отрывки из писем Татьяны, написанные ... рукой Николая Савельева:


                Здравствуй, Коленька !
               Сегодня такой тёплый, солнечный день. Я успела собрать малину в нашем уютном маленьком огороде, где высаживали вместе: черёмуху, две яблоньки, три груши, крыжовник и чёрную смородину.
               Всё растёт и плодоносит прекрасно ! Весной известью побелила стволы деревьев, перекопала и сделала небольшие лунки для полива.
               Наш сад цвёл белым, желтым и розовым цветом; вокруг пахло цветочно - карамельным ароматом ! Да так здорово, что от запахов приятно кружилась голова ...
               Как в тот, первый раз, когда ты меня поцеловал своими сладко - нежными губами, отчего я поплыла в ... светлую даль, где нет туманов, росы и дождей. Но я была вся мокрая от чувств любви к тебе.
                Помнишь ли, ты, это, мой родной, близкий , любимый ?! Минуты, часы, дни, проведённые с тобой, радовали и ласкали душу, мне уже тогда казалось, что нет никого счастливее меня на этом свете !
               Как восхитительно и здорово тонуть в глубине твоих прекрасных, бездонных, голубых глаз; видеть красивую, светлую, лучезарную улыбку; прикасаться и замирать от восторга, прижимаясь к твоим широким плечам ...
               Любимый, - не могу представить себе, что бы делала без тебя на этом свете ?! Мне было приятно чувствовать себя слабой и нежной рядом с таким смелым мужчиной, как ты.
               Да, да, именно с тобой моя жизнь стала намного ярче и интереснее; я чувствовала и понимала, что ты рядом, такой: мужественный, умный, весёлый и родной.
               Мы, как две половинки одного целого, гармонично дополняли друг друга, многое знали о своих желаниях и мечтах. Когда мою тёплую руку ты сжимал в своей крепкой руке, я понимала, что вот так, рука об руку, мы вместе сможем прошагать всю жизнь и никогда не пожалеем о своём выборе.
               Мне приятна твоя лёгкая небритость и взьерошенность волос; у тебя серьёзный взгляд, когда ты занят работой, а задумывая какую - либо шалость, - в глазах появляются задорные искорки с блеском от ярких, далёких звезд.
               Коленька, все мои мысли заняты тобой; люблю, люблю , мой хороший ...
               
                г.Прокопьевск, СИЗО,
                левое крыло подвала,
                одиночная камера смертников.
                23 июля 1972 г.




               "Коля, как ты далеко и солнышко для меня не светит, птички не поют; даже любимые, яркие цветы сегодня меркнут и не радуют красотой.
               Возвращайся поскорее милый, единственный и родной !
Давно хотела тебе сказать, что ты мне очень дорог и будешь таким до тех пор, пока не родится наш сын, - изумительно похожий на тебя.
               И тогда вас будет у меня двое - родных и близких !
Это я говорю на всякий случай, если ты потерял веру в мои чувства.
               С утра сердце выпрыгивает из груди от желания увидеть тебя. Может быть и ты ощущаешь подобное, тогда скорее спеши ко мне ...
               Приятно осознавать, что хотя ты сейчас далеко, но думаешь обо мне и с нетерпением ждешь встречи.
               Любимый мой, дорогой Коленька, никогда не сомневайся в моей искренней любви к тебе. Если даже расстались мы с тобой ненадолго и ты скоро вернешься домой, помни, что моя любовь способна согревать тебя на расстоянии..."

                г.Прокопьевск, СИЗО,
                одиночная камера смертников.               
                30 июля 1972 г.

       

                6.6 Накануне казни


               "Совсем скоро я исчезну из этой жизни и мы больше никогда не увидимся, но напоследок хочется сказать тебе то, что не успел, что - то очень важное ...
Думаю, написать длинное письмо или записку в одно слово.
               Возможно, что напишу: и то, и другое, но не отправлю; буду складывать в небольшую стопку, а потом поднесу к огню и сожгу ...
               Хотя, кто мне позволит зажечь пламя в камере смертников ?
Ветер унёс бы пепел, а вместе с ним и боль, которая внутри меня ..."



               Первое и последнее письмо Николая Савельева ... Татьяне перед расстрелом:


                "Таня, здравствуй !
Вот и наступило время нашего расставания; нет, не сегодня, но завтра меня расстреляют. За годы, проведенные в одиночной камере, я перестал ожидать своей смерти разумом, я её чувствую нутром. 
                По шагам узнаю, кто идёт ко мне ...
                Всё, что мог и хотел сделать для своего помилования, уже сделал. Пуля поставит последнюю точку в моей истории ...
                Перед выстрелом: в обморок не упаду, в конвульсиях не забьюсь, пощады не попрошу, плакать не буду; я уже давным - давно готов к казне. С момента приговора прошло два года; за этот период смирился с мыслью о смерти.
                Знаю, что выстрелят сзади, в затылок, наповал. Они научились этому; опыт есть. Только для меня такая "процедура" будет первой и последней в загубленной жизни.
Почему я зарезал того мерзавца ?
                Он не держал своего слова; обдирал тех: кто жил на заработанные рубли от получки до аванса; кто с сентября по май топил печки дровами и углём, чтобы обогреть свои семьи в жалких лачугах.
             
                Я влюбился в тебя в четырнадцать лет, сейчас мне тридцать девять; двадцать пять - позади, будто прослужил от звонка до звонка в ... царской Армии.
                Не целовал, не обнимал, не ходил на свидания; однако чувствовал, ... своим воображением, твою душу и тело. Не мешал жить с мужем, не приставал, не домогался; временами уходил по этапу на лесоповал, думая о тебе.
                Может быть так и лучше, - не суетиться и не мелькать около твоей семьи?!
                Эти многие годы ты была рядом со мной: в выходные и в будни; в беде и в радости; в счастье и в горе ... Даже, когда меня, сбежавщего из колонии, грызли волкодавы на сырой, таёжной земле, я просил Бога о спасении себя с мыслями о тебе ...
                Как будешь жить без меня? Не знаю!
Мне было очень стыдно, но я это сделал; четыре года назад перевёл на твоё имя двадцать тысяч рублей, - по одной штуке за каждый год. Это долги, которые мне частично вернули, а остальные я им простил ...
                Не стесняйся, бери и трать их как будет угодно. Книжку тебе принесёт голубятник Шурка с переулка Островского, когда вернётся (придёт) из Армии ...
                Не обижай меня перед смертью, последнюю просьбу надо выполнять ..."


               "Неумытый" пожелал после смерти оставить малый след от своей жизни: сделать добро единственной, любимой женщине, греющей его душу на протяжении двадцати пяти лет.
               Он свернул треугольником исписанный лист бумаги и написал адрес:

Кзыл - Ординская область,
г.Ленинск - 8,
в/ч 44275,
Бочарову Александру.

               Положил в сторону огрызок карандаша, присел на корточки около каменной стены подвала, сжал свою голову руками.
               После отбоя, Николай снял мягкие, войлочные чуни смертника и, свернувшись калачиком, прилёг на тюремные нары.
               Вокруг наступила страшная мёртвая тишина, которая сдавливала сильными тисками всё его тело; стало душно, голова налилась свинцом и бессильно упала на подушку:
 
               "Надо, всё - таки надо, закончить письмо Татьяне, как - то ласково; подобрать нежные, тёплые слова. Но как это сделать, когда холодное дыхание смерти, её страшный призрак неотступно стоит перед моими глазами; трудно и почти невозможно думать о другом ?
               Ночь! Сколько она приносит мучений - трудно передать ... Уже далеко за полночь, пора спать; они ночью не придут ..."

               Савельев не уснул, в его голове сумасшедшим бредом мелькали мысли, а к утру он весь поседел и стал белым, как лунь ...


               
                Конец