И. Оринов - автор Хабаровского РО РСП

Хабаровскоеро
Центр содействия культурному и духовному развитию «Братство» при Дальневосточной народной академии наук
Объединение литературных клубов и общественных организаций
«Совет культпросвет»


Аналитическая записка
об основных современных тенденциях отечественной литературы и задачах по совершенствованию литературного процесса

О месте литературы в общественной жизни

Литература – это искусство. Наряду с кинематографом, театральным и изобразительным искусством она призвана отражать реальную современную и историческую действительность художественными средствами, учить и воспитывать читателей правильным оценкам, призывать их к высоким идеалам, прививать высокие чувства, высокие духовные и нравственные ценности. Литература должна вскрывать и бичевать социальные недостатки и пороки: нищету, преступность, корыстолюбие, насилие; и взывать к справедливости, гуманности, любви, гармонии, проявлению высоких и глубоких чувств. Литературные герои своими поступками и чертами характера должны служить наглядным примером для подражания.
Задача литературы – не развлекать, а учить. Литературные произведения должны выступать «наставниками» читателей.
Настоящая литература не создается на потребу запросам толпы, которой нужно «хлеба и зрелищ». Она должна быть рассчитана на взыскательного читателя.
Умению владеть словом нужно учиться.

Современные литературные тенденции

В новейших литературных и критических обзорах повсеместно отмечается падение общего уровня литературных произведений.
В частности это характеризуется следующими негативными аспектами:
- опрощением сюжетов (криминальные разборки, бульварные романы);
-гротескной подачей характеров героев, за которой не видно богатства их внутреннего мира (отрывочно описываются только те черты характера, которые востребованы в ходе развертывания сюжетных линий);
- практически полным отсутствием эпических произведений, описывающих важные исторические события (героика прошлого и настоящего не восхваляется, нет в литературе современного «героя нашего времени»);
- развитием жанра фэнтези на фоне отсутствия произведений классической фантастики, описывающих сценарии будущего;
- недостатком произведений детской тематики, носящих воспитательный характер (преобладают игровые, развлекательные и образовательные темы);
- многообразием неглубоких популистских произведений на серьезные темы (как надо жить, около религиозная тематика, сверх способности человека, псевдо научная литература);
- открытой и скрытой пропагандой материального благополучия в качестве главной жизненной цели.

В целом можно сказать, что в современной России существенно снизились требования к литературному творчеству, которое ориентируется больше на массового читателя со сниженными ценностными запросами. Этому способствовала относительная доступность литературного труда для всех желающих, пытающихся заработать на хлеб насущный собственными литературными опусами. Наплыв неподготовленных в профессиональном отношении авторов объективно спровоцировал падение общей культуры литературных произведений.
К сожалению, большая часть писательских союзов (за исключением Российского союза писателей) ведет себя в этой ситуации пассивно, не прикладывая ни капли сил для исправления подобного положения. Творчество начинающих авторов ими не рецензируется, литературная учеба с авторами не проводится. А ведь именно творческие союзы должны быть центрами по «выращиванию» новых литературных талантов.
Особо следует подчеркнуть, что молодые авторы не получают от союзов никакой поддержки в плане издания произведений и вынуждены самостоятельно пробиваться через все трудности. В Хабаровске, например, нет ни одного печатного издания, где начинающие авторы могли бы публиковать свои литературные произведения, не говоря уже о литературной учебе и признании читателей.

Основные выводы по результатам проведенного круглого стола, посвященного совершенствованию литературного процесса

Отмечался слабый уровень работы с начинающими авторами (особенно с молодежью), отсутствие популяризации изданий местных литературных авторов.
Несмотря на активную позицию краевой государственной библиотеки, стремящейся стать местным центром литературного движения, отмечается исключительно библиографический подход ее сотрудников к литературному делу (количественный учет изданных произведений, уровень иллюстраций), отсутствие глубокого рассмотрения складывающихся литературных тенденций и литературного уровня изданных произведений. Вопросы развития литературной критики библиотекой вообще не рассматриваются, не говоря уже об обучающем характере этой критики в воспитании подрастающих талантов.
Позиция ведущих сотрудников библиотеки по поводу того, что литературные авторы должны сами пробивать себе дорогу, а библиотека будет отбирать только талантливых, не выдерживает критики. Вспомним крылатую фразу: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Единичные примеры самостоятельно издающихся местных авторов не могут здесь служить примером, ведь мы говорим о закладывании устойчивой тенденции, а не об отдельных состоявшихся авторах.
Для действительного выявления талантливых авторов необходимо сначала создать целую плеяду подающей надежды молодежи, чтобы было из кого выбирать.
Показателен и призыв сотрудников библиотеки «идти к ним», остающийся без ответа. Если никто не идет, значит, нет интереса к тому, что предлагают, неверно выбраны приоритеты в работе с молодежью.
Чтобы сформировать долгосрочные позитивные тенденции необходима работа как вширь (по охвату творческим процессом значительного слоя молодежи) так и вглубь (по повышению уровня отдельных произведений).

Организация работы с молодежью

Чтобы намечаемая работа принесла должный эффект, необходимо, прежде всего, построить ее таким образом, чтобы она притягивала молодежь. Для этого нужно ответить на ее запросы, к которым, в первую очередь, относятся:
- возможность публикации и обсуждения произведений;
- потребность молодежи в литературной учебе;
- близость нахождения творческого коллектива (литературной студии, клуба) к месту жительства или учебы.
Наиболее перспективной формой организации молодежи следует признать организацию творческих литературных коллективов в средних и высших учебных заведениях. Для руководства ими можно предлагать подготовленных в литературном плане преподавателей этих учреждений из числа учителей русского языка и литературы, преподавателей факультетов журналистики (ТОГУ).
Главное – найти энтузиастов, склонных к сочинительству, готовых работать с молодежью и способных подать наглядный пример работы над текстами (начальные формы обучения писательскому мастерству, редактуре и корректуре).
Помимо издания на местах небольших сборников произведений молодых авторов – членов творческих коллективов (на платной основе для авторов публикаций), целесообразно организовать при одном из хабаровских издательств выпуск периодического печатного издания под рубрикой «Проба пера» (возможно, газетного формата), где публиковать произведения начинающих авторов на платной основе, а также критические материалы по данным произведениям.
Также предлагается в Хабаровске организовать литературный сайт со свободной публикацией произведений, где могли бы размещать свои произведения, как начинающие, так и состоявшиеся местные авторы.
Предполагается, что с местными творческими коллективами активно будут работать действующие в крае и городах литературные союзы, студии и клубы, которые будут организовывать творческие встречи с состоявшимися литературными авторами.
В связи с отсутствием на Дальнем Востоке высших учебных заведений филологического профиля, считаем целесообразным организацию в г. Хабаровске постоянно действующих литературных курсов для начинающих авторов, действующих на платной основе.

Организация работы по популяризации творчества дальневосточных авторов

В первую очередь, необходимо организовать в г. Хабаровске выпуск периодического альманаха «Хабаровск литературный», материалы которого также можно будет размещать на создаваемом в городе литературном сайте.
Целесообразно рекомендовать книготоргующим организациям выделить специальные места для размещения произведений дальневосточных авторов (отдельно от выкладки изданий по краеведению).
Необходимо также организовать ознакомительное освещение изданий местных авторов на местных каналах телевидения и радиовещания с публикацией аналогичных материалов в городском печатном литературном альманахе.

Организация работы по выявлению талантливых авторов

При организации в г. Хабаровске литературного сайта и двух периодических печатных изданий («Хабаровск литературный» и «Проба пера») предполагается проведение конкурсов на лучшее произведение в разных жанрах с правом бесплатной публикации сборника автора (издание финансируется за счет средств, выделяемых ресурсным центром при министерстве культуры правительства края).
Для начинающих авторов также возможна организация бесплатного обучения на организуемых литературных курсах.

Организация углубленного изучения литературных тенденций

Основным инструментом углубленного изучения литературных тенденций должны служить критические и обзорные аналитические исследования, статьи и литературные обзоры, размещаемые на всех возможных организуемых ресурсах (на литературном сайте и двух периодических печатных изданий).
Также предполагается проведение тематических семинаров по обсуждению отдельных произведений, литературных направлений и жанров.
При ЦСКиД «Братство» вынашивается идея создания лаборатории по углубленному исследованию литературных тенденций и процессов.

Итоговые предложения по совершенствованию литературного процесса

Предложить министерству культуры Хабаровского края рассмотреть возможность организации следующих мероприятий:
Инициировать работу над созданием «Карты литературных достопримечательностей Хабаровского края», на базе которой разработать экскурсионные маршруты для туристов, школьников и студентов.
Создание сайта, посвящённого литературной жизни Хабаровского края, где было бы представлено всё, имеющее отношение к деятельности всех писательских объединений края, афиша мероприятий, книжные новинки, блоги хабаровских писателей, библиотека электронных книг, свободная публикация произведений авторов.
При помощи администрации города и края выпуск электронной книги «Писатели и поэты на Дальнем Востоке».
Подготовка сборника литературных произведений в серии «Современная литература Хабаровского края» для грантовой программы Правительства края.
Организация ежегодных выставок-продаж книг хабаровских писателей.
Проведение регионального конкурса учителей на лучшую методическую разработку по литературе.
Организация краевого Дня поэзии.
Расширение условий ежегодного конкурса на Губернаторскую премию в области литературы. Например, добавить номинации: Лучший материал по пропаганде дальневосточной литературы (для средств массовой информации); Лучшая книга о Дальнем Востоке для детей (для авторов).
Организация издания периодического печатного альманаха «Хабаровск литературный».
Организация выпуска периодического печатного издания «Проба пера» для начинающих молодых авторов (на платной основе для авторов).
Организация постоянно действующих литературных курсов для начинающих авторов (на платной основе для авторов).
Инициировать обращение министерства культуры края к главам муниципальных образований с рекомендацией создания творческих литературных коллективов (литературных студий, клубов) при средних учебных заведениях.
Организация ознакомительного освещения изданий на телевидении с публикацией аналогичных материалов в городском печатном альманахе «Хабаровск литературный».
Организовать выпуск фильма по круглому столу «Современные тенденции развития литературного процесса в Хабаровском крае» силами клуба "ПиФ-ПаФ-журналистики".
Рассмотрение возможности введения в состав общественного совета при министерстве культуры края координатора Объединение литературных клубов и общественных организаций «Совет культпросвет» одного из членов организации.

Координатор «Совет литпросвет»
Дмитрович Владимир Владимирович

Доцент ДВ НАН Оринов Игорь Федорович.

Хабаровск 30 12 2015г.