Михалыч

Борис Нечеухин
Выскажусь банально: если бы такого человека не существовало, его надо было бы придумать. Я об Игоре. Уникальность, исключительность, индивидуальность и неповторимость – это всё о нём, моём старинном приятеле и большом друге. Скажете, перебор? Отнюдь. Ну, вот послушайте. Вроде бы, не обладая выдающимися талантами /по крайней мере, внешне/, он достигает максимальных вершин практически в любой отрасли человеческой деятельности, за которую берётся. С присущим только ему каким-то невероятным энтузиазмом и оптимизмом, Михалыч впрягается в сомнительные авантюры – будь то отъезд из Казахстана в полную неизвестность с насиженного места или ещё более неожиданное возвращение, но уже в другую страну и в иной ипостаси.
Так случилось в печально знаменитых девяностых, когда стопроцентно русский парень рванул на ПМЖ в Западную Германию, изучил язык, экстерном окончил курсы и получил работу на машиностроительном заводе. Даже свою воронежскую фамилию Анисимов поменял /в интересах семьи/ на “голубиную” немецкую – Таубе. При этом он умудрялся ежегодно чередовать путешествия по европам с тёплыми встречами со своими многочисленными земляками, одноклассниками и сослуживцами. Чуть ли не в каждом уголке нашей необъятной Советской Родины его ждали, накрывали “поляну”, знакомили с местными достопримечательностями. В силу своего лёгкого и уживчивого характера, он никому не был в тягость, умел каждому члену семьи преподнести какой-либо подарок – причем, готовился ко всем визитам заранее, с немецкой педантичностью и скрупулезностью. Ему определённо везло: в кассах почти всегда оставались билеты на нужные направления, отпуска заканчивались со стопроцентным исчерпыванием культурной и прочих программ, а денег хватало буквально на всё и приходилось даже кое-кому безвозмездно помогать.
Продуманный авантюризм – это словосочетание наиболее точно характеризует нашего героя. Иначе чем можно объяснить, что после двадцати с лишним лет успешного и благополучного во всех отношениях проживания на чужбине, Игорь берёт расчет у германских хозяев, отписывает квартиру своим детям и… безвозвратно покидает центральноевропейский “рай?” Конечно, я спросил его о мотивах столь эксцентричного поступка, на что он, с присущей ему прямотой, ответил: “ Скучно, брат… дети выросли, жена ушла к бюргеру, пенсию отодвинули аж до 2026 года… на фашистские рожи смотреть больше не могу… был тут по осени у врача, так он прямым текстом рекомендовал сменить климат, желательно на морской… говорят, у вас Сочи бурно развивается после Олимпиады, вот и махну туда!..”
Если бы Михалыч смог предположить, с какими неимоверными трудностями и препонами он столкнётся при попытке закрепиться в России, то… он бы всё равно прошёл этот путь снова. Агата Кристи с Дарьей Донцовой отдыхают!
Ещё в самом начале “хождения по мукам” нам запомнилась довольно выразительная физиономия инспектора центра документов на улице Красных Текстильщиков: “ У Вас, Herr Taube, как в сказке, три дороги: на первой Вас ожидает брак с россиянкой /можно фиктивный/; средняя ведёт к бесконечному сбору справок как возможному носителю русского языка и последняя, самая тяжелая – попытаться получить рабочую квоту, что для гражданина из визовой страны практически невозможно!” Вы таки будете смеяться, но этот деятель не спеша побрёл по пути наибольшего сопротивления. Для краткости повествования упущу все подробности бюрократических проволочек, рогаток и просто непонимания и насмешек в адрес моего товарища. Ему ещё повезло /смотрите ранее по тексту/, что в Малаховке пустовал дом моего друга, профессора МГУ, и Игорь смог оформить временную регистрацию, а также поиметь крышу над головой. Весь год Михалыч бился о железобетонную стену местных и московских миграционных служб, ходил по приёмным Путина и Жириновского, мотался в Германию за новыми справками и мультивизами, проел и прокатал кучу денег. За это время десятки, сотни тысяч трудовых мигрантов из Средней Азии успешно влились в славную рабочую семью строителей российского капитализма! Ирония судьбы, или невероятные приключения русского немца в России…
Вчера, когда автор сиих строк отходил ко сну, в разряженном смартфоне вдруг раздался радостный голос моего друга, который констатировал факт прибытия из-за кордона очередной справки об отсутствии судимости и сдачи полного пакета документов на “РВП”*. Минимум с полсотни граждан и гражданок трёх суверенных стран выдохнули разом с “чувством глубокого удовлетворения” и выпили за здоровье и неиссякаемый оптимизм нашего друга.
До успешного окончания этой предновогодней истории ещё семь локтей по карте, но русские народные поговорки типа “капля камень точит” и “терпение и труд всё перетрут” опять восторжествовали. И уже не важно, какой ценой.

Мы поднимем бокалы за наступивший Новый Год в 21.00 в Темиртау, в 22.00 в
Коркино, в 00.00 в Москве и Санкт-Петербурге, в 02.00 в Штутгарте. Все эти населенные пункты прямо или косвенно имеют отношение к истории, рассказанной выше. А читателям хочется пожелать не падать духом в любой ситуации, когда 99% давно опустили носы и руки, а стойкий оловянный солдатик Михалыч продолжает бороться за право быть, но не казаться.

___________________________________
*разрешение на временное проживание



19 декабря 2018 года
Санкт – Петербург