Донна Велата

Вадим Константинов 2
                Редчайшей красоты...

                Что не замутнена
                За пять веков ничем...

                Сумев избегнуть тлена...

                Прекрасный образец!..

                И нам с тобой она
                Пытается сказать
                О чём-то сокровенном!..               
                21.12.2018.
               

Даму под покрывалом или с вуалью (так переводят Донну Велату) талантливый живописец написал в эпоху творческой зрелости, в 1515 году, когда Рафаэлю Санти исполнилось 32 года. Считается, что позировала для этого полотна 17-летняя модель по имени Маргарита Лути.

Художник, увидев эту сияющую молодостью и красотой дочь булочника, безоглядно влюбился. Он ласково-шутливо называл ее Форнариной (в переводе с итальянского – булочка). Ее происхождение неизвестно, кроме того, что она родом из Сиены и не имела высокого происхождения.

Живописцу пришлось выкупить девушку у отца за крупную даже для тех времен сумму – 3000 золотых монет. В те годы торговля своими дочерьми не вызывала ни у кого удивления, просто пекарь нуждался в деньгах, а красивая дочь оказалась выгодным товаром. Пекарь даже не спрашивал согласия Маргариты, да и, вероятно, она сама была рада избежать участи быть женой очередного булочника.

Санти нашел для своей музы виллу за городом, на которой они провели 6 полных любви и счастья лет. Маргарита действительно любила Рафаэля, хотя до этого имела отношения с другим живописцем — Санцио. Все оборвалось со смертью великого мастера в 1520 году, скорбящая Маргарита осталась навсегда верна своему возлюбленному – она удалилась в монастырь, о чем есть соответствующие записи в монастырских бумагах. Как далее сложилась ее судьба – неизвестно.

Кстати, эту же натурщицу можно увидеть на фреске «Амур и Психея» и одноименной картине «Форнарина» (там девушка позирует обнаженной). Но «Донна Велата» наиболее отражает духовное состояние художника в тот момент. Он отстраняется от библейских сюжетов и религиозных тем, начиненных сложными аллегориями, все более углубляясь в прозаические сюжеты на тему обычной жизни.

В «Донне Велате» Рафаэль изобразил даму в покрывале – девушку с живыми черными глазами, необыкновенным цветом лица и едва заметной, лишь одним намеком, улыбкой ее прекрасных пухлых губ. Живописцу удалось передать все очарование этой юности, еще только начавшей взрослеть итальянки. Он выплеснул все эмоциональное состояние и выразил любовь, оставшуюся на века в этом шедевре. Это была лебединая песнь художника, последняя любовь, оставшаяся с ним навсегда.

Полотно выполнено в несвойственной для великого итальянца манере – лаконично, без лишних деталей, только она – дама под покрывалом, во все блеске и роскоши одежд. Ее убранство поражает дорогим шелком платья, тонкой батистовой сорочкой. Левую руку молодая женщина прижимает к груди. Этот жест как бы отвечает художнику на вопрос: «Я тоже люблю тебя».

Удивительным фактом является то, что картина долго кочевала из коллекции в коллекцию – от кремонского торговца Боттего Маттео, продавшего в 1615 году произведение папе Козимо II. Далее судьба была неизвестна и картина бы затерялась, если бы в 1839 году не было установлено, что полотно принадлежит руке Рафаэля. С тех пор картина нашла свой дом и экспонируется регулярно во флорентийской галерее Палаццо