Духовно свободная личность в драмах Островского

Василиса Платонова
Что такое духовная свобода? Духовная свобода есть независимость человека от установок в обществе, от общепринятых правил. Это свобода духа от уныния, грехопадения, жгучих, беспокойных мыслей. Это и свобода мысли, свобода чувств, свобода слова. Человек становится свободным, когда рвёт цепи, сковывающие его дух, когда пытается противостоять привычным человеческим нормам и правилам, которые он не принимает, когда переходит границы объективности и обретает своё видение мира, набравшись смелости не быть пустой пешкой в руках обстоятельств. 
В драме Островского «Гроза» представлен образ чуткой, резвой, вольной девушки Катерины. До замужества Катерина была ‘точно птичка на воле’: жила чувствами и желаниями, жаждала свободы, любви и счастья, была едина с Богом. Её духовная свобода проявлялась не во вседозволенности, а в ясности её мыслей и мечтаний. Но после замужества Катерина оказалась скованной цепями жестоких нравов общества. Её духовную свободу пытаются задушить внешние обстоятельства: Катерина живет в семье, где поддаётся регулярным унижениям со стороны свекрови и не получает никакую поддержку со стороны мужа. В этой семье она уже не вольная птичка, а птица, запертая в клетке. Крылья у этой птицы есть, а лететь ей некуда. В какой-то момент над ней берет власть её грех: Катерина, будучи замужней, влюбляется в другого человека, позволив себе с ним тайно встречаться. Её духовные силы постепенно исчерпываются, уничтожаются под тяжким грузом собственных страхов, собственного греха. Катерина уже не духовно свободная личность, а несчастная узница. Раньше она была едина с Богом, но позволила своей вольной душе идти против Божьих законов. Она сознательно пошла на грех и лишалась прежнего духовного стержня, который давал ей Бог и вера. Катерина действовала, оказавшись под сильным влиянием собственных влечений и вожделений, и тем самым сделала выбор в пользу зла, обретя угнетающее, тягостное бесчестье.
Таким образом, потеряв духовную связь с Богом, Катерина лишилась духовной свободы. Её выбор - смерть. Я считаю, что самоубийство - это не проявление духовной силы. Наоборот, человек сдаётся под влиянием тяжёлых жизненных обстоятельств, значит - он зависим, слаб, он стал безвольной марионеткой в руках греха. " Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. " Римлянам 6:23. Это бесцельная жизнь; жизнь, в которой ты становишься рабом собственного страха, рабом общественного мнения, не имея духовной свободы, получая только лишь унижения и душевное истощение - не жизнь, это - отчаяние; путь покорного странника к бессмысленному концу.
В другой пьесе Островского ‘Бесприданница’ перед нами предстаёт образ молодой, красивой, но бедной девушки Ларисы, не обеспеченной приданным. Была ли Лариса духовно свободной личностью? Я считаю - нет. Духовная свобода не терпит несвободы действий: чтобы человеческих дух был свободен, ему необходимо противостоять тем цепям, которые его сковывают. Лариса была слаба: она не могла противостоять своей матери, которая была нацелена выдать её за человека, который имел бы видное положение и являлся человеком богатым. В этом случае её духовная несвобода проявилась в неспособности противостоять внешним обстоятельствам: при необъятной любви к другому человеку, Лариса должна выйти замуж за Карандышева. За человека загнанного и забитого толпой, слабого, безвольного, мстительного. Одним словом - жалкого...   
Жизнь с Карандышевым окончательно бы превратила Ларису в заключённую; подавляющие свободу духа обстоятельства вводили несчастную в отчаяние, уныние. Она стала ‘вещью’, дорогой и красивой. В этом и заключалось отсутствие её духовной свободы: любящее сердце обмануто и погублено, пламя эмоций потускнело, затихла звонкая мелодия чувств...
Её участь - смерть. Карандышев стреляет в несчастью из револьвера со словами: «Так не доставай же ты никому!..» И Лариса счастлива. Она благодарит судьбу за такой исход и никого не винит. Она не желала жить в мире, где ‘ни от кого не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова...’ ,
Последние слова Лариса произносит с мягкостью, нежностью и искренней любовью: «Я вас всех… всех люблю...»
Это была последняя капля, это был последний возглас ослабевшего духа, это был последний блеск молчаливых глаз...