На всю катушку

Светлана Догаева
Главное – чувства, или – какими мы стали. Часть вторая

Продолжу рассуждения.

Что для многих из нас теперь главное? Чем можно пожертвовать в угоду этому главному – тому, что нам вколачивается в мозги, и что наши мозги принимают охотно и  почти без всякого сопротивления со стороны нашего же интеллекта?

Главным теперь считаются чувства. Ах, я ВСЁ чувствую! Я ну так всё чувствую! Сердце умнее ума (пардон за тавтологию… что такое «тавтология» - гляньте в Интернете, если словарей дома нет), и я всё-всё ТАК чувствую!

Чувствую, чего я хочу и чего не хочу ни в коем случае. Чувствую, против чего я резко возражаю. Чувствую, что я – прав (права). И всё! И отстаньте от меня с вашим интеллектом. Сердце – самый  умный орган!

Если юная девушка визжит от восторга, заливисто хохочет и скороговоркой что-то лепечет – значит, она умеет чувствовать. Что там она при этом лепечет и насколько это умно – сие неважно, главное, она чувствует. Потому и визжит. Давайте дружно восхитимся!

Мальчик остервенело протестует против родительских советов, стучит кулаком по столу и вопит во всё горло – а это он чувствует, дамы и господа. Он доказывает всему миру – и собственным родителям, в первую очередь, -  что он сам всё лучше знает, потому что сердце – умное.

Чувства противопоставляются интеллекту и даже обычному здравому смыслу.

При этом защитники теории «Сердце умнее ума» как-то забыли о том, что чувств у человека – всего пять:  обоняние, осязание, зрение, слух и чувство вкуса (это когда мы что-то едим и кладём это что-то на язык, который размещается у нас во рту).

То есть, присущая любому млекопитающему система пяти чувств путается такими «умниками»  - с чем? С эмоциями, коих может быть гораздо больше, нежели эти пять перечисленных чувств. Например: гнев, ярость, радость, беспокойство… и так далее.

Определение эмоций: Эмоции - реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей:

- имеющие ярко выраженную субъективную окраску; и

- охватывающие все виды чувственности и переживаний.

Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Различают положительные и отрицательные эмоции.

О! Регуляция – то есть, контролирование! – психической деятельности! О! И поведения! О-о!

Но слово «эмоции» с приходом в наш скорбный мир различных теорий и практик психоанализа стало несколько неприличным, что ли. Поэтому и произошла замена. В нашем восприятии чувствами стало всё то, все те мимолётные и скоропроходящие эмоции, которые порою обуревают каждого человека  -  любого из нас, кого ни возьми. Потому что эмоции появляются и соответственным образом проявляются в зависимости от конкретной ситуации.

Девочка у нас, значит, визжит. Значит, она – чувствует, думают эти «умники» - и мы следом за ними.  На самом деле, девочка выражает эмоцию. Одну, две… да хоть четыре или пять одновременно. Восторг, радость, да просто дикое и неконтролируемое желание повизжать, потому что девочка у нас – молодая, адреналин требует выхода, и повизжать в таком возбуждённом состоянии – самое нормальное дело. Желание просто громко повизжать - это тоже эмоция, между прочим.

А чувствует она в этот момент прилив крови к голове, у неё работают двигательные рефлексы, отчего она подпрыгивает на одном месте, у неё напряжены голосовые связки и так далее. То есть, у неё активно работает тело, его органы, вот она и того – визжит.

Сердце – это орган тела. Это мотор, перегоняющий кровь. Существует система кровообращения. У нас в теле имеются большой и малый круги кровоообращения.

И я отнюдь не медик по образованию. Я это помню из школьных уроков биологии, а с тех пор уже минуло изрядное количество лет. Но я не забыла, потому что  мозг запомнил. На нейроны записал. Потому что я этим мозгом запоминаю факты и даже думаю им, мозгом, извините за крайне корявую фразу.

Так что же в итоге? Нас приучают считать проявление неконтролируемых эмоций проявлением неких «чувств», а сердце, перекачивающее кровь, призывают считать «умнее ума». То есть, «чиво» чувствуем – то и выдаём. Сразу. Без тормозов. Хотим – вопим, хотим – стучим кулаком по столу (или по чьей-то голове), в общем,  «чиво»  хотим -  то и вытворяем. А как же иначе?! У нас же эти… чувства! У нас же сердце «умное»! Вот оно, сердце, восхотело поорать – вот мы и орём. 

Где логика? Нет логики.

А знаете, почему и для чего нас в этом убеждают, в том, что проявление эмоций – пардон, чувств, - самая естественная вещь на свете? А исходя из принципов всё той же абсолютной свободы, якобы данной каждому человеческому существу – неизвестно, правда, кем данной, - зато уж данной нам навсегда и прямо от момента нашего рождения. То есть, каждый человек свободен «проявляться» так, как он пожелает в данный конкретный момент, не думая при этом ни о ком и ни о чём.

Вот! Вот оно – НЕ ДУМАЯ. То есть, даже не пытаясь остановить себя и подуууууумать – а надо ли так орать, надо ли стулья ломать… и вообще, не стоит ли попить холодной водички и немножко успокоиться? Нет! Мы должны дать выход нашим эмоциям – пардон, чувствам, - иначе мы просто лопнем!

Некоторое время тому назад достоинством человека считались сдержанность и умение контролировать свои эмоции. Сейчас – наоборот: достоинством считается несдержанность эмоций – пардон, чувств… поскольку, как я уже сказала, «умники»  всё перепутали и стали называть чувствами самые обычные эмоции. А эмоции-то ведь  и животные способны испытывать.

Чем же мы от животных отличаемся-то, в таком случае? Раньше отличались – умели останавливать себя в проявлении эмоций и начинали думать: что нам надо сделать, чтобы не орать во всё горло, начинали соображать, как исправить некую ситуацию, чтобы не пришлось так громко орать, и так далее.

Сейчас думать – не в тренде, не в бренде, не в моде. Сейчас модно сразу давать эмоциям выход, на всю катушку. Кого мы при этом случайно зашибём – да неважно это, главное – мы же чувствуем!

«Я мыслю, следовательно, я существую» - нет, это высказывание уже не в моде. Лучше так: «Я чувствую, значит, я существую, да ещё как существую – закачаетесь!»

Недавно зашли мы с мужем в Макдональдс (да, это очень плохо, я знаю… фастфуд – мировое зло,  мы все умрём, и так далее). Сидим, едим. И кто-то за соседним столиком вдруг как дал выход эмоциям! Два парня принялись молча, без единого вопля или слова, даже матерных слов не произнося вслух, а только сопя и ухая (то есть, фыркая), колотить своего соседа, сидевшего рядом с девушкой. Видимо, что-то парням не понравилось, и они дали выход этой эмоции.  Они били соседа по голове и по бокам, очень быстрыми, резкими и явно болезненными ударами. Побиваемый парень молчал и просто закрывал руками голову. Девушка застыла на месте и боялась поднять на хулиганов глаза. Потом двое хулиганов с размаху выплеснули парню и девушке в лица два полных стакана «Кока-колы» со льдом, ещё пару раз парня стукнули – и ушли. Молча. Почти молча. Встали и спокойно пошли к выходу, надевая куртки и тихо переговариваясь. Их никто не остановил. Более того – на них никто даже не смотрел. Никому не хотелось, чтобы с его столика схватили стакан с напитком и тоже выплеснули в морду.

Побитый парень и девушка кое-как обтёрлись (а "Кола" - вещь липкая, попробуйте ею облиться - убедитесь сами), схватили свои вещи и быстро убежали из кафе. Ни на кого не глядя. Молча. Через другой выход, чтобы с теми хулиганами не столкнуться.

Мы с мужем во время этой дикой сцены тоже сидели, как парализованные, и смотрели на свои гамбургеры, как на нечто невиданное и самое необычное в нашем бренном мире. Смотрели мы на гамбургеры эти, как на девятое чудо света, разглядывали их во всех мельчайших подробностях. Потому что было ОЧЕНЬ СТРАШНО. Потому что из этих парней вырывались такие «чувства» – то есть, такие дикие, дикарские эмоции этими парнями владели, - что никакое вмешательство не казалось возможным. Потому что мы с мужем огребли бы по полной программе, если бы хоть одно слово этим хулиганам сказали или попробовали бы их остановить. А бить пожилых людей, особенно, ногами, - это, наверное, ни с чем не сравнимое удовольствие для подобных хулиганов. И они бы нас точно побили. Вполне вероятно, что и ногами тоже. И "Колой" бы нас залили - по самые уши.

Мне до сих пор стыдно. Хотя мы даже полицию не успели бы вызвать по мобильному телефону – вся сценка длилась от силы полминуты. А вот стыдно, однако. Не всё ещё отжило и отмерло в душе, что-то ещё трепещет, ворочается и не даёт покоя…

А тем хулиганам стыдно не было. И не могло быть – они давали выход эмоциям, которые теперь следует называть чувствами. Тот сосед с девушкой их чем-то возмутили? А как же! Так чего тут думать – сразу в морду «Колу» выплеснуть, свободно-пресвободно, и все дела! Чтобы не мешали, чтобы заткнулись, увяли и засохли, то есть, промокли... трах-тибидох! Дать, так вас и разэтак, выход «чувствам»! Им так их сердца «умные» велели – взять и побить парня, а потом с размаху облить его и девушку «Колой» с кубиками льда.

Давайте всё же начнём опять и снова – ДУМАТЬ. А? Не возражаете? Может, что-то и получится, если мы начнём думать, анализировать, осознавать… хоть что-то. И не будем считать сердце «умнее ума», оправдывая этим ложным постулатом своё нежелание думать, взвешивать, делать выводы, получать знания, принимать решения и нести ответственность за свои поступки, за своё поведение, за свою жизнь. И за проявление своих естественных эмоций, присущих даже животным. Давайте хотя бы о совести подумаем, если больше не о чем и нам ничто уже не интересно, книги читать, например, неинтересно…  Смешно? Не очень.

Человек отличается от животных не только способностью  смеяться, как говорил Джозеф Аддисон (1 мая 1672 — 17 июня 1719) — публицист, драматург,  политик и поэт,  стоявший у истоков английского Просвещения), но и умением мыслить и контролировать свои эмоции. О чём многие из нас благоуспешно забыли. Как и о способности – и необходимости – ДУМАТЬ, прежде чем давать чему-то там выход.

Как сказал бы Козьма Прутков (который был, как мы знаем… знаем ли мы все об этом сейчас? – выдуманным персонажем,  на самом деле афоризмы сочиняла группа авторов:  это  общая литературная маска А. К. Толстого  и братьев Жемчужниковых, Алексея, Владимира и Александра): «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

И нам тоже нужна передышка. И нам бы - многим из нас! - хорошо бы научиться затыкать фонтаны своих эмоций. И от собственных неконтролируемых эмоций, и от чужих - нам нужна передышка. Особенно - от неуправляемых. И особенно – когда эмоции путают с чувствами и на основании этой путаницы убеждают себя, что кто угодно может что угодно испытывать и как угодно это проявлять.