Рафаэль. Донна Велата

Евгения Давыдянец
Вдохновение: Вера Балясная
http://www.stihi.ru/2018/12/23/1991

********************************

Подобна Мадонне пекаря дочь
Глаза ее - темная, звёздная ночь.
Как-будто из сдобного теста она:
Румяна, пахуча, желанна, нежна.
Последней любовью была Рафаэля
И был неизвестен портрет тот доселе.
Теперь украшение он галереи.
Проходят века - Красота не стареет.

*******************************

Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Объединяет портреты не только высокое мастерство исполнения, но и проступающая индивидуальность модели. На главный вопрос – кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина –  легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище – Форнарина. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески  «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Это было начало романа 30-ти  летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей  -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить