Зимняя симфония

Влад Красноярский 2
«ЗИМНЯЯ СИМФОНИЯ»
Выставка под таким музыкальным названием – это плод творчества художников, которые работают под эгидой Петровской академии наук и искусств, тех, кто живёт в Москве и Подмосковье. Это, по сути, срез настроения русского человека накануне череды любимых нами праздников: Нового года, Рождества и Крещения.
В экспозиции, которая составлена 11 декабря в галерее «Живая жизнь» Библиотеки № 6 имени В. В. Вересаева, – масляная живопись и акварель, и в каждой работе – атмосфера, глубоко понятная тому, кто любит Россию, ее неповторимые зимние пейзажи, православные храмы, навевающие ощущение глубокой стародавней Руси-матушки.
Зрителям предоставляется возможность соприкоснуться с творчеством известных мастеров изобразительного искусства. Кира Гаврилова удивила необычным выбором красок для создания образа входной группы в Киево-Печерскую лавру, которую мы знаем как снежно-белое сооружение, свойственное православной культовой архитектуре периода до 17-го века.
- Это моя студенческая работа, - дает пояснение Кира Тимофеевна, - я ее сделала, когда училась в Харьковской академии дизайна и искусств. Это было в 1969 году. Мы жили в кельях на территории лавры и делали копии мозаики в Софии Киевской.
Моя собеседница посвящает меня в подробности: картина была написана на старом холсте, где уже было какое-то изображение, а причина того, почему получилась мрачноватой – потому что день, когда художница писала этот сюжет, был пасмурным, отсюда и серый колорит. И на другой работе Киры Гавриловой – тоже храм - «Свято-Троицкая церковь в Миассе». Яркая акварель передает ощущение праздника Рождества. Впрочем, зима для художницы – сама по себе радость: она родилась в это время года.
Несмотря на то, что Алексей Федотов глубоко погружен в тему о фантастических рыбах, для нынешней выставки он написал пейзажи, и тоже сказочные. «Зимний лес, в котором я никогда не был» - эта работа могла бы стать содержательной декорацией к спектаклю «Снежная королева», а вторая картина тем более – «Город, в котором жили Кай и Герда». Глядя на резкие цветовые переходы и яркие гамм, ты погружаешься в экспрессивное пространство. Нет, у Алексея Викторовича – свой почерк, и его не спутаешь ни с кем.
Экспрессионизм, художественное течение, исток которого – в начале ХХ века. Оно и сейчас живет. Неудержимая внутренняя энергия Алексея Федотова находится в органическом единстве с буйством насыщенных художественных красок, высоким напряжением тональных контрастов, динамичным движением локальных цветовых пятен, полных неожиданных фактур. Вспоминается творчество немецкого мастера Франца Марка, который писал удивительных животных ярко, экспрессивно, фантазийно.
Рисунки Надежды Сапуновой тоже экспрессивны, насыщены красками, особенно «Новогодний концерт». Это живописное полотно, как никакое иное в экспозиции, соответствует названию выставки: девушка сидит за роялем (его присутствие обозначено поднятой крышкой инструмента), изящная рука касается клавишей. Динамики прибавляют синие, красные, желтые линии, передающие быстрый темп происходящего. Зима ли это? – неважно. И в «Зимнем дне» автору тоже удалось передать динамику, но в ней заложен драматизм, свойственный работам голландского постимпрессиониста Винсента ван Гога. Да и краски «Зимнего дня» напоминают творения этого великого мастера конца 19-го века.
Приверженец реалистической школы изобразительного искусства Юрий Купцов как-то ездил в Курскую области к родне в Рождество и там увидел, как дети ходят по соседям с корзинкой, поют песни и получают гостинцы. Это наблюдение не прошло бесследно – появились на свет «Рождественские колядки». Акварельная жанровая работа вызывает ностальгию по стародавним временам. Второй рисунок «Сказка хрустального леса» - тоже плод наблюдений: Юрий Ефимович любит ходить на лыжах по Куркинскому лесу, а он настолько красив, и зимой тоже, что не может не вдохновить творческого человека на создание произведения.
Внесла свою лепту в написание «повести» о зимних славянских праздниках и Анастасия Удова, которую можно назвать поэтессой, которую вдохновляет на творчество природа. На ее работах – храмы, и не столичные. Она их находит в глубинке. Те каким-то образом сохранили облик православной России, или их в таком ракурсе пишет Анастасия Михайловна…
Говорят, что художники – неорганизованный народ, и еще – необязательный. Эти качества не свойственны Галине Семиглазовой. Узнав о теме выставки, она обнаружила, что все «зимние» картины отдала на разные выставки. Выход был найден – за два дня художница «сочинила» поэтическую симфонию с помощью масляной пастели.
- Я не пошла по проторенному пути в изображении зимы, - говорит она, - и решила усложнить задачу, написав пейзаж без белой краски.
Получился красивый зимний вечер, в котором перемешаны розовые, бежевые и сиреневые оттенки. Галине Семиглазовой дан талант и словесными «красками» изображать природу. «Пропала живописи красота / И в строгость графики вмиг обратилась, / И целомудренно природы нагота / Пушистым снегом до весны прикрылась» - сколько романтики в этих строчках, не правда ли?
Елена Лебедянская в своей акварельной рассуждает о празднике Рождества Христова через изображение двух лиц, светящихся счастьем. И это сделано тонко, изящно, чувственно, что подвластно лишь тому, кто испытал радость от трепетной любви. По крайней мере, зрителю кажется эта работа автобиографичной.
Омар Ласо Годинес вряд ли испытывает восторг от холодов, ведь он родился на Кубе, а там таких морозов, как у нас, не знают. Однако он уже боле 30 лет живет и творит в Москве, так что зимнее состояние мира усвоил хорошо. «Рождественские мотивы» - пример сложносочиненного произведения с применением смешанной техники, а по сути, это коллаж, в котором есть место и предмету, контуром напоминающему елку с звездой на макушке и составленному из ярких павлово-посадских платков. Кажется, есть и игрушечный Дед Мороз…
Вот такая получилась история – праздничная или нет – судить вам. Выставка работает до 9 января 2019 года.
Влад Красноярский. Фото автора