Обзор от Александра Савостьянова

Золотой Пегас
О себе: http://www.stihi.ru/avtor/17sad63
==============================

Начнём, пожалуй... но обо всём по порядку:

1.
Дуаль

Под сенью призрачной дуали забавных шахматных задач
Вы тех исходов не видали, где как не смейся, так не плачь,
Где офицер, сходив налево, имеет право изменить,
Где так двулична королева и двуедина смысла нить.
Король в беспамятстве страдает, ладьи меняя: баш на баш,
А кони спутались с годами, как не цугцванг, так ералаш.
Едятся пешки как орешки, ещё немного – быть в биде.
Зато процесс идёт без спешки и объявления гарде.
А вот природу дуализма по жизни трудно рассчитать.
Поставьте свечку или клизму, а также подпись и печать.
Но, свет впотьмах не различая, а с ними радость и печаль,
Нельзя допить стакан без чая, заев одним из двух начал.
Добро должно быть осторожным, хоть с кулаками про запас.
Его отнимут на таможне, а тех в Сибирь сошлют как класс.
Пусть яйца курицу не учат, и не поёт шансон петух...
И дух огня на всякий случай диалектически потух.
Но, начиная выбираться из самых сумрачных глубин,
Вы погодите драться, братцы, у избирательных кабин.
Без философии в придачу, родную разгребая муть,
Есть триединая задача: покушать, выпить и заснуть.
Но мы стремимся к воле, к свету, ползём от кладбища в ларёк.
Бог даст котлету и конфету, затем отменит Рагнарёк.
Диван обнимется с клопами. Хозяин в нём отыщет жгут.
Волхвы целуются с попами. И сообща прихода ждут.
Под видом праздничной дуэли с душой, порхающей вовне,
И телом, скисшим на неделе от дозы истины в окне,
На запотевшем мониторе, где однозначно есть ответ –
Не стоит прятать ум от горя в подвисшей буйной голове.
О, сколько нам открытий нудных подарит знания вуаль.
Но верьте: праздник кончит будни и сменит дулю на дуаль.
Двоятся клеточки от счастья. по королеве всем дадим...
Гроссмейстер, в скобках (старший мастер).
Из Васюков.
Проездом.
В дым...
Ну... насколько я в теме, вся жизнь – игра. Хоть на шахматной доске, хоть в реале.
Такой вот дуализм, где сама жизнь по ходу бьёт ключом по голове и королей, и пешек.
Разнородные рифмы: рассчитать/печать, петух/потух, жгут/ждут, дадим/в дым - это НЕЧТО.
И не только. Сам я в шахматах не настолько силён, как в шашках, но общий посыл ясен.
С Наступающим! За мастера и плюс 4 балла.
==============================

2.

Тихая моя...

Забытый богом тихий полустанок...
Красиво про погоду диктор врёт;
Небойкая торговля спозаранок,
Здесь время не торопится вперёд:
Здесь редко притормаживает скорый,
Здесь даже днём тягучий полусон,
Но, соблюдая график, семафоры
Уводят рельсы вдаль – за горизонт.
В пыли скандалят голуби за крошки,
Привычно разрастается бурьян,
Подслеповато щурятся окошки,
И чабрецом прикинулся тимьян.
Малины куст, возвышенная мальва,
Иван-да-марья, малосольный дух,
Торгуешься азартно и нахально,
И вдруг замрёшь, припоминая вслух:
«Иван-да-марья – жёлтое с лиловым –
Ни разлучить, ни силой разорвать...»
Гудит настырно юркий маневровый,
Бросаешь на ходу: «Спасибо, мать!»
Несётся поезд, набирая скорость,
Мелькают полустанки и года,
Взгляд за окно – предательская морось,
И на душе – осот и лебеда.
Ты думаешь про сильных и про слабых,
Что счастье – это воля и покой…
И смотрят вслед подвыпившие бабы,
Торгующие снедью и тоской.
Лукавить не буду. Тем паче, эта дорожная карта была разыграна буквально на днях
на самой престижной стихирской площадке. Остаётся только поздравить новоиспечённого
резидента БЛК с прохождением в лонг. Очень рад за Вас. Плюс 3 балла.
==============================

3.

Я жил не так…

Я жил не так, но я не мог иначе,
Пусть это счастья мне не принесло,
И признаюсь, что больше на удачу
Я полагался, чем на ремесло. –
И были дни, когда на всю катушку,
В который раз потворствуя другим,
Сама судьба с меня снимала стружку,
Но – жив курилка! – цел и невредим...
Я жил не так... И милые мне лица
Я оставлял за дымкой заревой,
И только осень вскидывала листья
Над обращённой к небу головой. –
Я жил не так... И ночи смоляные
В своей глуши мне предлагали кров,
И все свои сокровища земные
Я променял на горечь этих слов...
Я не назвал бы прошлое вольготным,
Но нет другого русла у реки.
И всё же счастье – пусть и мимолётным,
Но было – нам с тобою вопреки.
Вот это настоящая поэзия. И добротная философская лирика в итоге. Ну... за счастье!
Как любил говаривать Менандр: "Как великолепен человек, если это человек настоящий".
Техника здесь на высоте, порадовали разнородные рифмы: иначе/на удачу, принесло/ремесло,
другим/невредим, заревой/головой, у реки/вопреки. 6 баллов и удачи в конкурсе.
==============================

4.

Об усталости

Кто-то мается от безделья
И рисует дороги к счастью.
И красотка давно за сорок
Фотошопит усталый лоб.
Эти встали, а эти сели.
Люди думают, что украсть бы.
А другие, что сдохнут скоро,
Да у них не украли чтоб.
Кто-то просто рубашку гладит.
Если в целом, то шар исхожен
Миллионами наполнений
Миллиардов различных форм.
У кого-то для каждой ляди
Получается быть хорошим.
Этот прыгнул в вагон последний,
Тот у Клары кораллы спёр.
...Среди них по метели ранней
Я тащу на работу тело -
Не испугана ветром зябким,
И страстями не сожжена.
Листопады моих гераней
Подоконник усыпав белый
Намекают, что не хозяйка,
Не садовница, не жена.
Горе-горе, что все мы канем,
Но сегодня намного гаже,
Что не пастор, и не певунья,
И начальничек так себе.
...Улететь бы за рыжим камнем,
И за жемчугом чёрным даже,
Доживать бы у моря втуне,
Есть моллюсков на серебре.
Даже не знаю, что и сказать. Красиво жить, конечно, не запретишь.
Другое дело, что не у всех это получается. Кровавые пасторы и
озабоченные ляди рвут от жизни всё. Впрочем, и у самого синего моря
тоже можно оказаться у разбитого корыта. Написано квадратной рифмовкой,
есть интересные пары разнородных рифм: от безделья/сели, сожжена/жена,
канем/камнем, даже/гаже и многие другие. Короче говоря, с техникой автор
на ты. Другое дело, что после очередного прочтения захотелось застрелиться.
От безысходности. Плюс 2 балла.
==============================

5.

трансцендентное

он шагал, чихал от дорожной пыли,
был в походе весел, в бою беспечен,
а друзья твердили: не лезь под пули.
он в ответ: да ладно вам, я бессмертен!
воск давно застыл на свечах потухших,
в предрассветных сумерках мир бесцветен,
засыпая с ней на одной подушке,
он шептал: любимая, я бессмертен.
объясняли умные дяди-тёти:
жизнь конечна, только покой безмерен.
он не верил: знаете, как хотите,
помирайте сами, а я бессмертен.
...все дороги - это дорога к дому,
воздух чист, прозрачен, почти безветрен.
у ворот, кивая Петру святому,
говорит он: здравствуйте! я бессмертен.
Ну а почему бы и нет? Здравствуйте, автор! Заявку оценил.
Бессмертие в лексических повторах обыграно весьма экспрессивно.
Вполне на уровне нобелевского лауреата Висенте Алейсандре:
"Бессмертный воздух! Может быть, дo края
он грудь тебе собою переполнит —
но он, бессмертный, о тебе не знает.
Но он, бессмертный, о тебе не помнит." (с)
Несколько озадачила нелюбовь к заглавным буквам и кавычкам, но это дело наживное, имхо.
Неплохо смотрятся и две пары диссонансных рифм: пыли/пули и тети/хотите; ассонансные:
беспечен/безветрен/бессмертен; разнородные: дому/святому и потухших/подушки. Всё в меру.
Плюс 5 баллов и удачи в конкурсе.
==============================

6.

Дым

Белёсый дым тревожит небосвод,
кудрявится, настойчиво зовёт
вглядеться в синеву за дальней сопкой,
куда ведёт проказливый ручей,
негромко вопрошая: «Чей ты, чей?», –
касаясь ног приветливо и робко.
Там ждёт провинциальный городок,
где сходится начало всех дорог
у старых деревянных танцплощадок,
где каждый двор бельём сырым распух,
и дразнит губы яблоневый дух –
тягуч, как в детстве, и всё так же сладок.
Приснившись, город ластится ко мне –
а я ещё не знаю о войне,
а я ещё ничуть не опоздала:
ручей в любом ответе слышит – «свой»,
и город, по-весеннему живой,
доверчиво встречает красноталом.
Но даже сон не сдерживает дым
над крышей дома, бывшего родным,
и сердце бьётся в рёбра всё больнее.
Вчерашних новостей взрывной сюжет:
«Ночной обстрел, неясно сколько жертв…»
На выжженном пригорке церковь тлеет.
Да, печальная история. Писано вполне профессионально строфами из шести стихов по схеме аабааб.
Разнородным: дух/распух, сопкой/робко ничем не уступают однородные: сюжет/жертв и городок/дорог.
Текст ничем не хуже предыдущих. Но со всем этим надо что-то делать, имхо. Впрочем, не мне судить...
==============================

Ну и в завершение... как не вспомнить незабвенного Александра Сергеевича?
"Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись." (с)

1 место - № 3
2 место - № 5
3 место - № 1
4 место - № 2
5 место - № 4
6 место - № 6

Всех с грядущими Праздниками!