Похабная святость

Алексей Сокофф
Так уж повелось, что большинство богатых россиян начинает испытывать потребность сделать что-то для своих сограждан только в тот волнующий момент, когда паяльник уже вставлен, но ещё не включён в сеть. Но есть из этого правила и счастливые исключения. Одно из них - Музей русской иконы. Создан частным благотворителем на основе своей коллекции. Есть постоянная и сменная экспозиции. Специально под музей построено на Таганке отличное современное здание, тактично вписанное в пейзаж старой Москвы. Регулярно идут концерты и лекции. Вход свободный.
Вчера, например, сотрудник Государственного исторического музея В. В. Зуйков рассказывал о юродстве.
Явление интереснейшее! Не сказать, что исключительно наше, но расцвета достигшее именно на Руси. Кажется, у академика Панченко некогда попадалась занятная цифра: что за один 16 век у нас было канонизировано больше юродивых, чем за всю историю остальных христианских церквей.
Что неудивительно. Юродство в наших палестинах – единственная возможность царькам в физиономию правду выкрикнуть. Только юродивым это с рук и сходит. Любой другой мигом на колу оказывается. Или – среди придворных, и тоже замолкает. А эти, неумытые, продолжают вопить и всяческие фортели выкидывать, смущающие и шокирующие обывателя. Им дозволяется. Они же, похабы (еще одно название блаженных) - вроде как не от мира сего. Все остальные вокруг – царёва собственность, одни они – божья. И отнимать у них нечего, даже жизнью не дорожат.
Правда, у этой профессии, как и у любой другой, есть свои деформации и издержки: одетость не по погоде, антисанитария, тумаки – если совсем уж увлечешься, рассказывая согражданам, кто они есть на самом деле. Вериги опять же затрудняют прохождение через рамки металлоискателей…
Но зато эти ребята вызывают куда большую симпатию и доверие, чем какие-нибудь благоверные князья, святость которых, как правило, состояла в том, что руки у них, в отличие от современников, были в крови не по плечи, а всего лишь по локоть. А рюриковичи они, чингизхановичи или какие придворные лизоблюдовичи – у юродов родословная всё равно поблагородней будет. Они по одной линии - двоюродная родня античным киникам, а по другой – библейским пророкам. Хоть и измельчавшая, а родня. Отсюда эта привычка с небом без посредников разговаривать. Она, конечно, многих настораживает, а кого-то и бесит. Поэтому, например, во всём музее, где лекция была, ни одной приличной персональной доски с похабом не нашлось – в лучшем случае где-то в уголку среди толп святителей и исповедников жмутся. Маргинальная святость. Шурующая, сверкая наготой, мимо всех канонов, компромиссов и приличий. Хотя, если вдуматься, разве святость может быть не маргинальной?..
Так что за неимением хорошего парадного портрета русского похаба в качестве иллюстрации тут - вовсе не юродивый, а собакоголовый св. Христофор. Но в смысле передачи духа юродства, его инакомыслия, инакочувствия, инаколюбия, инакоделия, он, пожалуй, даже предпочтительней.
А вообще времена-то сейчас для юродства самые походящие. И в мире, и в стране. Впрочем, здесь-то они другими никогда и не были. Недаром же главный храм Москвы вопреки официальному названию в честь Покрова (праздником этим мы, кстати, тоже юродивому фантазёру обязаны, только не русскому, а греческому) все по имени голопопого Василия называют. Ох недаром!