Шри Аурбиндо. Мысли...

Таня 5
                Шри Аурбиндо. Мысли...

Шри  Ауробиндо писал свои "Мысли и  афоризмы"  в одной  из обыкновенных
ученических тетрадей, которыми он пользовался в период около 1913 г. На этот
же год указывает и почерк Шри  Ауробиндо. В мае 1915 г. и мае 1916 г. десять
афоризмов  были  напечатаны  в  ежемесячном  философском  обозрении  "Арья";
позднее они были  включены в книгу "Мысли  и озарения"* (а именно: последний
афоризм в подглаве "Радость  бытия" и первые девять афоризмов в главе "Мысли
и  озарения");  с  тех  пор они  не включаются  в  состав  работы  "Мысли  и
афоризмы", нет их и в настоящем переводе.

                ***

     Ненавидеть  грешника  -  самый  большой  грех,  ибо  это  значит
ненавидеть  Бога; однако же,  впадающий в  него упивается  своей  высочайшей
добродетелью.

      Когда я слышу  слова "праведный гнев", меня поражает  способность
человека к самообману.


     Когда  ты одерживаешь победу  в диспуте, о яростный спорщик,  тебя
можно только искренне пожалеть;  ведь ты упустил возможность расширить  свое
познание.

         Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным  и
сострадательным к другим.

      Мысль - это стрела,  выпущенная  в направлении  истины; она  может
поразить цель, но никогда не покроет всей мишени. Но стрелок слишком доволен
своим успехом, чтобы стремиться к чему-то большему.


Бог поразил меня рукой человека; что же  мне теперь, сказать:  "Я
прощаю Тебе дерзость твою, о Господи"?

      Бог принес мне благо, поразив меня. Что же мне, сказать: "Я прощаю
Тебе, о Всемогущий, зло и жестокость, но больше так не делай"?

      Когда, изнемогая  в несчастье, я называю его  злом,  или испытываю
ревность  и  разочарование,  я  знаю,  что во мне  вновь пробуждается вечный
глупец.

     Когда я вижу, как страдают  другие, я чувствую себя несчастным, но
мудрость, не мне принадлежащая, видит,  как при  этом  совершается  благо, и
благословляет.


      В  этой вселенной нет ничего случайного; понятие  иллюзии само по
себе  есть  иллюзия.  Человеческий разум  до  сих  пор  не породил  ни одной
иллюзии, которая не содержала бы в себе искаженную истину.

      Пока у  меня был всеразделяющий ум, я  отвращался от многих вещей;
после  того,  как  я  забыл  о  нем,  я  искал  по  всему миру  уродливое  и
отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.

       Господь открыл мне глаза; ибо  я увидел благородство вульгарного,
привлекательность   отвратительного,   совершенство  уродливого  и   красоту
безобразного.


      Грех  и  добродетель -  это  игра, в которую  мы  играем с Богом,
сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной
добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.


Я забыл, что такое  порок и что - добродетель; я вижу только Бога,
Его игру во вселенной и Его волю в человечестве.

      Я видел дитя, играющее в грязи, и то же самое дитя, умытое матерью
и  сияюще чистое, но каждый  раз меня охватывал трепет перед его совершенной
чистотой.



      Люди до сих пор влюблены в скорбь;  когда они видят того, кто выше
горя и радости, они проклинают его  и кричат: "О ты, бесчувственный!" Именно
поэтому Христос до сих пор распят на кресте в Иерусалиме.

      Люди влюблены в  грех;  когда  они  видят того, кто выше порока и
добродетели,  они  проклинают  его  и   кричат:  "О,  ты  попиратель  основ,
бессовестный и безнравственный!" Именно  поэтому Шри Кришна все еще не живет
во Вриндаване.


Послушав  некоторых верующих, можно подумать, что  Бог никогда  не
смеется;  Гейне был  близок  к  истине,  когда  прозрел в Нем  божественного
Аристофана.

Если бы люди относились к жизни не столь серьезно, они очень скоро
смогли бы сделать ее более совершенной. Бог никогда не  относится серьезно к
трудам Своим; вот почему мы видим перед собой эту прекрасную Вселенную.


****************************************


       Открой глаза  свои и увидь,  что такое мир на  самом деле и что -
Бог; отбрось тщетные и приятные фантазии.

     Этот мир был  создан Смертью, дабы  она  обрела жизнь.  Ты хочешь
упразднить  смерть? Тогда исчезнет и жизнь. Тебе не  дано упразднить смерть,
но ты можешь превратить ее в более великое существование.

       Этот мир был  создан Жестокостью, дабы она  смогла возлюбить.  Ты
хочешь  упразднить  жестокость?  Тогда  и  любовь  исчезнет.  Тебе  не  дано
упразднить жестокость, но ты можешь преобразить  ее в ее противоположность -
в неистовую Любовь и Упоение.

      Этот мир  был создан Невежеством и  Заблуждением, дабы  они могли
обрести  знание.  Ты  хочешь  упразднить  невежество  и  заблуждение?  Тогда
исчезнет и знание. Тебе  не дано упразднить невежество и заблуждение,  но ты
можешь превратить их в высочайшую лучезарную силу, превосходящую разум.

      Если бы существовала только Жизнь, но не смерть, то не  было бы  и
бессмертия; если бы существовала только  любовь, но не жестокость, то вместо
радости были  бы  обыденные мимолетные восторги; если бы существовал  только
разум, но  не невежество, то  наши  величайшие достижения  не выходили бы за
пределы ограниченной рассудочности и житейской мудрости.

      Преображенная Смерть  становится  Жизнью, которая есть Бессмертие;
преображенная  Жестокость  становится   Любовью,  которая  есть  нестерпимый
экстаз; преображенное Невежество становится  Светом, который простирается за
пределы мудрости и знания.




Слово Писания непогрешимо; ошибочными могут быть  лишь толкования,
которые дают Писанию сердце и ум.

      Избегай  всякой   приземленности,  узости  и  поверхностности  в
религиозной мысли и религиозном  опыте. Будь шире  самых широких горизонтов,
будь выше самой Канчанджанги, будь глубже самых глубоких океанов.

      В  видении Бога нет ни близкого, ни  далекого, ни  настоящего, ни
прошлого, ни будущего.  Все эти понятия - всего лишь подручные  средства для
построения перспективы в Его картине мира.

      Солнце движется вокруг Земли - это несомненно для органов чувств,
но ложно для  ума. Земля  движется вокруг Солнца -  это очевидно для ума, но
ложно для высочайшего видения.  Ни Земля, ни Солнце не движутся;  происходят
лишь изменения в отношениях между сознанием Солнца и сознанием Земли.


Любовь  к  уединению есть  признак  предрасположенности к знанию;
само  же   знание  достигается   лишь   тогда,   когда  неизменное  ощущение
уединенности не покидает нас  ни среди толпы, ни на поле боя, ни  в рыночной
сутолоке.