Ч. 12. Афон. Хиландар. Славянский дух

Ирина Христюк
             Близ неба, близ рая, близ спасения

                Ч.12. Афон. Хиландар

                Славянский дух

           Я так рад, что Господь и Матерь Божия услышали мои молитвы, и я вновь на Святой Горе Афон. Несказанно благодарен брату Николаю из Одесской области за оказанную помощь в оформлении документов и значительные материальные затраты на поездку и отцу Меркурию из кельи Святого Модеста Иерусалимского при монастыре Дохиар на Афоне, приютившего меня во второй раз.
           В марте-апреле сего года мне, с тремя моими земляками, довелось провести две недели на земле Святой Горы Афон. Поскольку раньше я не мог и мечтать попасть туда, да ещё провести Пасху на Афоне, то эта, вторая поездка, накануне Рождества Христова, представляется мне ещё одним настоящим чудом…
             
                * * *

            На земле много мест, посетив которые, по-настоящему задумываешься о жизни, о своём месте в этом мире, о своих грехах и смирении. Но так, как здесь, на Святой Горе Афон, ощущаешь присутствие Бога и Пресвятой Богородицы в каждом дне пребывания и в любом месте горы, -  ни с чем не сравнимое чувство.

            На потрепанном ветрами и волнами пароме «Святой Пантелеимон», отчалившем от пристани Уранополиса,  идём мимо шумной и пестрой городской набережной, неспешно огибаем большой утес, обрывающийся в море, а за ним перед нашими глазами, в тумане, открывается Афон. Суета мира остается где-то позади, незаметно наступает тишина раздумий и помыслов и томительное чувство жаждущей благодати души...

            В десяти километрах от границы, отделяющей Святую Гору от материка, к северо-западу от Ватопеда, к северу от Зографа и к юго-западу от Есфигменского монастыря,  в одной из густо поросших лесом живописных долин  на северо-восточной стороне Святого Афона на высоте пятидесяти метров расположился Святой монастырь Хиландар. Это мощная крепость с высокими неприступными стенами, лишь на самом верху стен можно видеть несколько рядов окошек – монашеские кельи.
            В святогорской иерархии Хиландар  занимает 4-е место и состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской православной церковью, являясь одной из величайших сербских религиозных святынь.

            Основан он был в 1198 году сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (его отцом), которые до этого монашествовали в монастыре Ватопед. Растко предпочёл монашескую келью царским хоромам и бежал на Афон, где принял постриг с именем Савва. Вслед за сыном прибыл на Афон и отец, принявший постриг с именем Симеон.  Когда в 1676 году архиепископ Ипекиу утвердился на Вселенском троне, сербские монахи ушли из монастыря, а здесь обосновались болгары, болгароязычные монахи Македонии и несколько греческих монахов. Однако, в 1896 году, после посещения монастыря, царь Александр Овренович выплатил все долги монастыря, и здесь снова утвердились сербы. По указу императора Алексия III монастырь навеки перешел во владение сербов
            В 2004 году монастырь сильно пострадал от пожара, уничтожившего почти половину строений обители, за исключением библиотеки, ризницы и четырёх из 8-ми часовен. В настоящее время в монастыре ведутся восстановительные работы, финансируемые правительством Сербии.

            Пожар разрушил здания, но не убил величие. Внутри стен, в самом центре монастырского двора, отдельно от всехстроений, на прочном и высоком основании возвышается соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы. Основан он в 1293 году. Построен из больших тесаных камней, обложенных во многих местах снаружи и внутри мраморными плитами. По святогорскому обычаю храм имеет крестообразную форму и держится на 26 столбах, которые изготовлены из цельного белого мрамора. Им же обложены двери и окна. Покрытие пола во всем храме выполнено из мозаики в сочетании различного вида и цвета мраморных плит, весьма искусно соединенных между собой. Евангельский аналой и два аналоя по клиросам обтянуты кожею морской черепахи и украшены перламутром. Иконостас деревянный, позолоченный в 1774 году. Храм расписан не только внутри, но и снаружи. На иконах изображены многие сербские святые: не только преподобные и святители, но также князья и цари.

            Главной святыней монастыря является оригинал чудотворной иконы Божией Матери Трихерусса, по-русски Троеручица, с позолоченными вставками и разными древними монетами, среди которых и монеты периода Александра Великого (Македонского).
В свое время перед этой иконой произошло чудесное исцеление святого Иоанна Дамаскина. Иконоборцы отсекли ему руку. Он молился перед иконой и рука срослась. В память об этом чуде Иоанн добавил на икону еще одну руку из серебра, откуда и произошло название образа — «Троеручица».

            Хиландар - это единственный монастырь на Афоне, в котором не избирают игумена. Считается, что обителью управляет Сама Пресвятая Богородица. И эта важная особенность местного Устава напрямую связана с иконой "Троеручица". Когда однажды умер игумен, и стал вопрос об избрании нового, монахи заметили, что икона, много лет находившаяся в алтаре храма, чудесным образом, из запертого алтаря, переместилась в молитвенный зал собора - на опустевшее игуменское место. Ее снова убрали в алтарь, но позже она снова оказалась на месте игумена. С тех пор вопрос об избрании игумена в Хиландаре был снят окончательно...
Сегодня эта чудотворная икона хранится в главном соборе монастыря - в кивоте, вырезанном из дерева, вручную.
Экклесиархи и служащие иеромонахи берут благословение у иконы «Троеручицы» перед каждой службой церковной, прежде делая три крестных поклона и лобызая икону Богородицы, а потом совершая два земных поклона перед Нею, как пред Настоятельницею.

            Когда впервые заходишь в храм монастыря, чувствуешь странное отсутствие пространства, времени, чувствуешь присутствие особой благодати Божией. Здесь все замирает. Телефон не работает. Интернета нет. В храме тихо, мирно. Все молятся. Ты - наедине с Богом. И никто и ничего тебе не мешает. Перед восходом солнца  с 4.30 до 6.оо служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя. Основная часть насельников монастыря говорит на сербском языке, а богослужение здесь совершают на церковнославянском, который почти ничем не отличается от звучащего в храмах Русской Церкви.
Хиландар внёс славянский дух в Афонские обители, где богослужения начали совершать на славянских языках.
Свечи в самом храме не продаются. Они лежат в особых тубах, посетитель может взять любое количество за свободное пожертвование. 

             С 6.00 – 6.30 – завтрак. Потчевали нас варёной фасолью, свежей капустой, монастырским хлебом, равного которому нет. Подавалось и вино. Завтрак после службы - это единовременно и обед. Во всех монастырях пищу принимают два раза в день утром и вечером. Есть обители, где монахи едят только один раз в день.

             Особым почитанием среди монахов и паломников обители пользуется мраморная гробница, в которой почивало нетленное тело святого Симеона Мироточивого, отца основателя обители святителя Саввы Сербского. С наружной стороны храма уже несколько веков растет целебный виноград, причудливо извивающийся по храмовой стене. Его стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с  той же стеной, с внутренней стороны храма. Предание гласит, что когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын святого Симеона) для того, чтобы забрать его мощи на родину, в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хиландара безутешно плакали.
Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хиландарским братиям из его пустой гробницы произрастёт лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хиландаре.
С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов.
С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие "конвертики" бесплодным супругам по всему миру с веточкой Лозы или 3 ягодами и письмо с рекомендациями, как супругам принимать дарованную святыню. Никаких денег монахам не требуется - это совершенно бесплатно.
Как говорится в письме, у себя в храме нужно заказать молебен святому Симеону о даровании детей, опустить кусочек лозы в освященную воду. Сорок дней, в течение которых супруги должны принимать натощак эту воду, нужно провести в посте и иметь раздельное ложе, а также творить ежедневно по пятьдесят поклонов с молитвой Спасителю и Божией Матери.

            Еще одна чудотворная икона Божией Матери - «Попская» - стоит в Хиландарском соборе при колонне левого клироса. Некогда иерей-еретик, объявив себя православным, поступил в Хиландарский монас¬тырь с недобрым намере¬нием, но был наказан. Во время крестного хода с водосвятием он нёс эту икону, оступился, упал в море и утонул. С этого времени крестные ходы совершаются всегда с этой иконой, и носят ее непременно священники, оттого она и была названа сербами Попскою.

            Икона Божией Матери «Акафистная» тоже находится в Хиландарском соборе. Получила свое название потому, что в 1837 году, во время пожара в храме, перед ней пели акафист, и она, к утешению иноков, осталась невреди¬мой.

            При первой встрече с Хиландаром поражает буквально все: и древность всего, к чему прикасаются руки, начиная от самих монастырских ворот и заканчивая великолепным убранством храма, и, конечно же, святыни.

            К святыням монастыря относятся:
- значительная часть Древа Креста Господня, дарованная святому Савве Византийским императором Иоанном Ватаци (1222–1255 гг.),
- фрагмент тернового венца и трости, которой избивали Иисуса римские воины, а также обрывок погребальной пелены,
- части ливана и смирны из даров волхвов,
- части святых мощей святителя Евтихия, патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, святителя Григория Богослова, святого мученика Евстратия, святой мученицы Марины, святителя Никифора, патриарха, святого Пантелеймона, святого пророка Исаии, святителя Иоанна Предтечи, святого Прокопия, святых мучениц Екатерины и Варвары.
В соборе находится игуменский жезл, по¬даренный св. Савве царевичем Алексеем ІV; уникальное Евангелие, написанное на пергамене роскошными золотыми буквами — дар императора Иоанна Ватаци; знамя сербского короля Стефана Душана Сильного.

            Помимо собора в Хиландаре есть еще тринадцать маленьких церквей и часовен. К монастырю приписаны также пятнадцать келий и одно подворье. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славянских рукописей.

            Для поклонения верующих монахи выносят ковчег с главой пророка Исаии, частицы мощей целителя Пантелеимона и
показывают монастырскую костницу, в которой сохраняются черепа, умерших в древности насельников Хиландара. Многие их них Христианской Церковью сегодня признаны святыми.
Пригласили нас и в подвал с монастырскими винами, где побывали Дмитрий Медведев, премьер-министр правительства России; президент Молдовы Игорь Додон и др.

            Памятником Хиландара является и башня святого Саввы, построенная в 1200 году, где по преданию жили царские жёны и дочери в то время, как царь совершал молитвы.  Сейчас вокруг большие виноградники.

            В обители и за ее пределами проживают около семидесяти сербских монахов.

            Святая Гора - для всех одна, единственная и неповторимая, но каждому она открывается по-разному, в ином ракурсе и в особом ореоле. Но одно неоспоримо: существование Афона - доказательство, что наша жизнь вечна. Есть люди, которые осознали это давно. И ради вечности готовы отказаться от того, что многие почитают главной радостью и смыслом бытия. Они избрали себе клочок земли на планете и оградили его от внешнего мира.   
           Они оставляют привычный и понятный мир, теплый дом и друзей, и, увлекаемые зовом сердца, бросаются в рискованное плавание по жизненному морю, наперекор ветрам и волнам, скорбям, болезням и опасностям, полагаясь лишь на волю Божию и на волю свою.

           Нам, мирянам, единожды соприкоснувшимся с жизнью на Афоне и понявшим, что есть другая жизнь, где денно и нощно молятся о мире на земле, где в течение тысячелетия ни на минуту не прекращались молитвы, нужно ехать туда, чтобы стать другим…

28 декабря 2018.

Начало:
http://www.stihi.ru/2018/06/21/267