Занятие 6. Аритмия в хорее

Александр Аркадьевич Андреянов
Некоторые авторы не соблюдают выбранный размер произведения и в одной или в нескольких строчках, а иногда и в отдельных строфах стихотворения допускают сбои ритма, переходят на другой размер. При попытке открыть глаза автора на аритмию, некоторые из них, не разделяя философского постулата о взаимосвязи формы и содержания, оправдывают недостатки формы исключительным содержанием. Другие вообще игнорируют стихотворный размер. Между тем стихи ритмичные и аритмичные отличаются как небо и земля. Вот пример неразмерного четверостишия:
Ты меня разбуди, разбуди,                +-/ --/ --/
Буду делать всё, что захочешь.            /-  /-  /-  -/  -
Ведь в нашей семье ты – бригадир!    -/  --  /+  --  /
А я лишь твой чернорабочий.                -/  -/  --  -/  -
Первая строка этого четверостишия содержит 9 слогов и написана трёхстопным анапестом. Последующие строки имеют по 10 слогов и написаны случайно сгруппированными двухсложными стопами. Первые три стопы во второй строке хорей, а последние две – ямб.  В третьей строке всё наоборот: первые две стопы ямб, а последние три хорей. Последняя строка пятистопный ямб.
А вот то же самое стихотворение, отредактированное и отформатированное трёхстопным амфибрахием:
Ты только меня разбуди,                +/-  -/-  -/
Я сделаю всё, что захочешь,              +/-  -/-  -/-
Ты в нашей семье бригадир,             +/-  -/-  -/
А я – твой подсобный рабочий!        -/+  -/-  -/-
Разница налицо.
(Здесь и далее фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах).
Причины аритмии в хорее следующие:
1. Забвение того постулата, что  ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её нечётных слогах. 
2. Игнорирование того правила, что рифма, использованная в строке задаёт и чётность или нечётность числа слогов в строке. В хорее строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат нечётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют чётное число слогов. Недостаток слога в строке – гипометри́я, или наоборот, наличие лишнего слога в строке – гиперметри́я, приводят к деформации стихотворного размера.
3. Нерациональная запись стихотворения, при  которой строки искусственно либо удлиняются, либо укорачиваются.

Чтобы предупредить или устранить аритмию в хорее необходимо хорошо представлять всё разнообразие хореических размеров. В этом поможет таблица, расположенная выше.

Во всех случаях важно не только заметить сбой ритма, но и успешно его устранить. Рассмотрим типичные приёмы проверки правильности хорея и его восстановления, если он нарушен.

I. Достаточно распространённая причина аритмии  – расположение ударного слога какого-либо слова на безударном месте строки при заданном числе слогов строки. Вот примеры стихов со сбоями размера.
1.1. «Всё будет отлично».  Стихотворение, из которого приведена данная строка, написано трёхстопным хореем, идеальная схема которого следующая: :  /-  /-  /- . Расставим ударения в словах строки: «ВсЁ бУдет отлИчно». Выделим стопы строки: «ВсЁ бУ – дет от – лИчно». Составим схему данной строки, используя черту с наклоном вправо для обозначения ударных слогов, знак дефиса – для безударных слогов стопы, а знак «плюс» – для фиксации ударения, приходящегося на слог стопы, который должен быть безударным.  Из-за того, что в слове «бУдет» ударение падает на букву «у» реальная схема строки далека от трёхстопного хорея : /+  -- /-  т.е. в первой стопе два ударных слога, во второй ни одного и только в третьей стопе первый слог ударный, а второй безударный. Сверхсхемное ударение, обозначенное знаком + , вообще говоря, не нарушает стихотворного размера, но и не улучшает его.  Самый простейший приём восстановления стихотворного размера или его улучшения состоит в перестановке начальных слов строки, не затрагивая её последнего слова, т.е. не меняя рифмы. Переставим местами два первых слова строки: «БУдет – всЁ от – лИчно» и получим идеальную схему трёхстопного хорея:  /-  /-  /- .
1.2. Строка «Крышка гусям сизокрылым» претендует на четырёхстопный хорей, однако во  второй стопе он сбивается на ямб: /-  -/ -- /-, поскольку слово «гусям» имеет ударение на втором слоге. Необходимо слово  «гуси»  заменить на двусложный синоним, в котором под ударением будет первый слог: Крышка птицам сизокрылым.     /-  /-  -- /-  .
1.3. «Нас разлука не коснётся,    
        любовь в сердце век живёт»     -?  /-  /-  / .
Стихотворение написано 4-х стопным хореем, но во второй строке стихотворный размер сбивается, поскольку  в слове «любовь» ударение падает на второй слог, хотя в хорее ударение должно приходиться на первый слог строки.  Для восстановления размера переставим три первых слова второй строки: «в сердце век любовь живёт» и получим схему четырёхстопного хорея:  /-  /-  /-  /
1.4. Причиной сбоя хоря является и использование в начале строки двусложных союзов с ударением на втором слоге. Рассмотрим строку трёхстопного хорея с женской рифмой:
Хотя, что здесь свято  -/  -/  /-
В этой строке хореической является только третья стопа, а первые две ямбические. Для восстановления хорея надо, во-первых, использовать краткую  форму союза «Хотя», а, во-вторых, перефразировать середину строки: «Хоть ничто не свято»      -- /- /- .
1.5. Как мы видели в предыдущем пункте, для восстановления стихотворного размера не всегда бывает достаточно поменять слова местами в начале строки, иногда приходится заменять какое-то слово или несколько слов. Проанализируем две строки трёхстопного хорея.
Там и твои мысли  /-  -?  /-
в воздухе летают.  /-  --  /-
Как видно из схемы строк, вторая стопа первой строки вносит аритмию в хорей, поскольку ударение в местоимении «твои» приходится на второй слог, который оказывается на четвёртом месте в строке, а в хорее, как известно, ударения должны приходиться на нечётные слоги строки. Перестановкой слов аритмию в столь короткой строке не устранить. Приходится заменить неподходящее местоимение: «Там иные мысли»  /- /- /-  .
1.6. Ещё один пример аритмии в трёхстопном хорее:
Как безмерна вечность  --  /-  /-
среди суеты.                -?  --  /
Предлог «среди» подходит по смыслу, но не подходит для хорея по ударению, стоящему на втором слоге. Здесь синоним предлога вряд ли подойдёт. Лучше поменять смысл.
Как безмерна вечность,   --  /-  -/
шире суеты.                /-  --  /
1.7. Аналогичная ситуация встретилась в строках стихотворения, написанного 4-х стопным хореем, в нечётных строках которого по 8 слогов и женские рифмы, а в чётных строках по 7 слогов и мужские рифмы:
Вон ворона скачет боком,  --  /- /- /-
Одним глазом на меня.       -?  /-  -- /
Местоименное прилагательное «одним» имеет ударение на втором слоге и по этой причине не может располагаться в начале хореической строки. Кроме того, для устранения комического эффекта от того, что «ворона скачет глазом»,  второй строке требуется собственное сказуемое: «смотрит глазом на меня»  /- /- -- /  .

II. Гипометри́я – недостаток слога в строке. Если в какой-либо стопе не хватает одного слога, то все последующие слоги строки смещаются влево и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
2.1. Рассмотрим нечётную строку из стихотворения, написанного 4-х стопным хореем с мужской рифмой: «За просмотр – поцелуй». В строке 6, а не семь слогов. Из-за пропущенного слога 4-х  стопный хорей превратился в двустопный анапест: --/ --/  . Для восстановления 4-х стопного хорея надо вернуть в строку пропущенный слог:  «За просмотр –  с вас поцелуй» -- /- -- /   .
2.2. Рассмотрим, к чему приводит потеря слога в нечётной строке  5-ти стопного хорея с мужской рифмой: «Словно тесто снег замесив» /- /- /- -?  . В строке 8 слогов, а должно быть 9. Первые три стопы строки хореические, а последняя ямбическая. Нужного слога не хватает перед деепричастием «замесив».  Если использовать слово «снег» во множественном числе:  «Словно тесто, снега замесив», то получится не 5-ти стопный хорей, а 3-х стопный анапест +-/ --/ --/  . После нашего замечания, автор поставил местоименное прилагательное «весь» перед словом «снег»: «Словно тесто весь снег замесив» и размер восстановился    /- /- /- /+ -- / .      
2.3. Пример потери слога в чётной строке стихотворения, написанного 5-ти стопным хореем с женской рифмой (в строке должно быть 10 слогов, а фактически их 9): «Даже если нам вдвоем спится» /- /- /- ?/ - . Из схемы ударных и безударных слогов видно, что в строке не хватает одного слога перед глаголом «спится». Если бы автор хотел сказать «не спится», тогда пятистопный хорей в строке был бы налицо. Но мысль автора обратная. Поэтому надо искать другие формы её выражения: «Даже если нам с тобою спится»   /- /- /- /- /- .

III. Гиперметри́я – наличие лишнего слога в строке. Если в какой-либо стопе лишний слог, то все последующие слоги строки смещаются вправо и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
3.1. Строка стихотворения, написанная 4-х стопным хореем с женской рифмой должна содержать 8 слогов:«Ну, я ж не робкого десятка». Фактически их 9, а не 8. По этой причине строка имеет ямбический размер, что наглядно показывает последовательность безударных и ударных слогов строки: -/ -/ -- -/ -  .  Для возвращения строки в хореический размер, необходимо убрать лишний слог – частицу «Ну»:  «Я ж не робкого десятка»  /- /- -- /-    .
3.2. В другом стихотворении, написанном 4-х стопным хореем, строка  с мужской рифмой содержит не 7, а 8 слогов: «Не писать вообще стихов», и ни в какой размер не укладывается: -- /- -/ -/  .  Ясно, что лишний слог надо убирать. Заменим трёхсложное наречие «вообще» на его двусложный синоним «совсем»: «Не писать совсем стихов» и хорей восстановится  -- /- /- /   .
3.3. В строке 5-ти стопного хорея, оканчивающейся мужской рифмой должно быть 9 слогов. Фактически их 10: «Где вообще мне надо выходить?»  и размер далёк от хорея: -/ -/ -- -/ -   , поскольку ударными являются чётные слоги.  Скорректируем строку: «Вообще, когда мне выходить?»,  ударения многосложных слов зафиксируются на нечётных слогах, размер восстановится: -- /-  /+ -- /  .
3.4. Похожая ситуация: в строке стихотворения, написанного 5-ти стопным хореем с мужской рифмой должно быть 9 слогов, но фактически присутствует 10 слогов: «Нет отца, строение пало ниц». По этой причине, в конце строки хореический размер сменяется на ямбический: /- /- /- -/ -/ . 
Можно укоротить слово «строение» до варианта «строенье», а можно и существенно скорректировать строку: «Нет отца и дом склонился ниц». /- /- /- /- /

IV. Искусственное разбиение строки на две части, или, наоборот, объединение двух соседних строк приводит к слуховой и графической, или только к графической аритмии.
4.1. Вот пример нерационально удлинённых строк:

Открываю дверь, здесь мир теней, предо мною в паузе застыли.    -- /- /+ /- /- // -/ -- -/ -         
Нет ни чувств, ни боли, ни страстей, лишь улыбки, миг остановили.  /- /- /- -- /- -/ -/ -- -/ -

В строках использовано по 19 слогов и женские рифмы. Для хорея это сочетание невозможно. Все строки хорея, оканчивающиеся женской рифмой должны содержать чётное число слогов. Анализ схемы ударных и безударных слогов показывает, что хорей соблюдается только в начале строк, а далее переходит в ямб. На самом деле стихотворение написано 5-ти стопным хореем: в нечётных строках по 9 слогов и мужские рифмы, а в чётных строках по 10 слогов и женские рифмы, и правильная его запись такова:

Открываю дверь, здесь мир теней,  -- /- /+ /- /
Предо мною в паузе застыли.          -/ /- /- -- /-    
Нет ни чувств, ни боли, ни страстей,  /- /- /- -- /
Лишь улыбки, миг остановили.           -- /- /- -- /-

Однако в начале второй строки остаётся аритмия, обусловленная тем, что в предлоге «предо» ударение приходится на второй слог. Учитывая, что в этой строке не хватает подлежащего, указывающего на то, кто или что «застыли», целесообразно заменить неудачный предлог подходящим существительным:
Силуэты в паузе застыли -- /- -/ -- /-   .


Задания для самостоятельной работы.
   
Задание 1. В первых строках припева шансонетной песенки А. Укупника на слова Н. Касимцевой найдите аритмичную строку и предложите вариант устранения аритмии::

      Я люблю своего мужа,
      Больше мне никто не нужен.

Задание 2. По первому четверостишию стихотворения Н. Рубцова «НА ЧУЖОЙ ГУЛЯНКЕ»:
 
     До последней темноты
     Носимся, как танки!
     Не вернемся – я и ты –
     С этой погулянки!

определите стихотворный размер  и,  руководствуясь этим размером, скорректируйте последнее четверостишие:

    До последней темноты
    Вой гармошки!
    Все ребята – как коты,
    А девки – как кошки…   

      В следующих строфах определите их стихотворные размеры, найдите по одной аритмичной строке и предложите варианты устранения аритмии:


Задание 3. Р. Казакова

КРЫМСКИЙ МОСТ

«Много или мало
счастья и любви,
сама выбирала,
а теперь – живи!

Задание 4. Н. Рубцов
 
«Вот возьму и стану метким...»

Мол, давай-ка
Мы попроще
Рядышком присядем?
Мол, давай
Ты будешь тещей,
А я тебе
Зятем?   

Задание 5.  Д. Самойлов
 
«Был ли счастлив я в любви…».

Ах!  В каком волшебном трансе
Я в ту пору пребывал,
Когда на киносеансе
Локоть к локтю прижимал.

Задание 6.  Ю. Друнина
 
     ДВА ДЯТЛА

Осень встала у порога,
Смотрит, смотрит взглядом мглистым,
Слушая дробь диалога
Пессимиста с оптимистом.

Задание 7. Филатов

ПОЗДРАВЛЕНИЕ К 50-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА
              ОТ ЛИЦА ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО

Раз уж вы взялись ковать и плавить,
Вас не остановить – в добрый путь!..
Кто теперь посмеет вас заставить
Взять да и поставить что-нибудь!..

Задание 8. Д. Самойлов

«Отгремели грозы…»

Отгремели грозы.
Завершился год.
Превращаюсь в прозу,
Как вода –  в лед.

Задание 9. Д. Самойлов

СКОМОРОШИНА

Так бредут слепой с горбатым.
За леса свалился день.
И под месяцем рогатым:
– Что там, что там? – Вор? Пень?

Задание 10. Л. Филатов
   
 ПРО ФЕДОТА-СТРЕЛЬЦА, УДАЛОГО МОЛОДЦА
         
А вообче-то говоря,
Голубей ругают зря.
Голубь – ежели в подливке –
Он не хуже глухаря.

Задание 11. В. Тушнова

    «Думалось ненадолго…»
   
    Жизнь не переменится,
    сердце не состарится,
    ничто не перемелется,
    все как есть останется.

Задание 12. М.Зайцев

«Дерево упало – стало больше света…»

Дерево упало – стало больше света!
Только ветер взвился, ветви шевеля.
Поглядел направо – вертится планета,
Влево глянул – крутится матушка-земля.    С. 81.

Задание 13. Н. Краснова

«Мы стоим, прощаемся у клена…»

А потом вздыхает удивленно:
– Чтой-то стали ноженьки слабы.
Мы с тобою, бабушка Алена,
Обязательно пойдем по грибы!   С. 120.

Задание 14. В куплете и в припеве известной песни на стихи К. Симонова «КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ ЗАСТОЛЬНАЯ» определите их стихотворные размеры, найдите по одной аритмичной строке и предложите варианты устранения аритмии:

Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Репортер погибнет – не беда.
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.

Припев:

Жив ты или помер –
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим, 
Был фитиль всем прочим,
А на остальное  – наплевать!


 Решения заданий указывайте в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

29.12.18.