Пушкин и Сальери

Шведов Александр Владимирович
Пушкин и Сальери (заметки на полях)

Открытие оперного театра Ла Скала состоялось 3 августа 1778 года

Галантный век. Ломбардия. Милан.
На месте храма  возвели Ла Скалу
для зрелищелюбивых горожан
(церквей - с избытком, а театров мало).
Кареты нагло  лезут на фасад
в портал для въезда конных экипажей
(когда-нибудь, в эпоху автострад,
свой арендованный фиат  я  здесь оглажу).
Зал обвивает пара сотен лож
как вызревшие гроздья винограда
(в них  лица так безвременны  вельмож,
и проступает облик казнокрада).
И щиплют нервы струнам скрипачи,
готовясь к  оглушительной премьере.
Сегодня в этом зале прозвучит
новинка капельмейстера Сальери
(чью репутацию, когда наступит срок,
отравит пятистопным ямбом гений,
ещё не ведая про  собственный итог...
что может быть страшнее злосклонений).
Флейтисты   тянут звуки  до  небес,
и виртуозят   звонкие  кастраты.
(в октаве пятой взято до-диез?)
И чернь ликует,  и аристократы
( у них,  да что уж там, один испод).
И капал воск расплавленный на шляпы
в партере стоя слушавших господ*
(прославленному    правнуку арапа
претила   бы стоявшая  жара).
платочком  вытирает пот  Сальери.
Пора предстать пред публикой, пора
(он словно знает,  или просто верит,
а может, помнит - даже пусть немного,
что обцелован был в макушку богом).


* Публика в партере, ввиду отсутствия кресел, смотрела представление стоя, не снимая головных уборов, чтобы расплавленный воск свечей, которые использовались для дополнительного освещения, не попадал на головы