Глава 16. Художественный образ

Элла Лякишева
    Иллюстрация из интернета.
             
     Поэтический язык создаёт ОБРАЗЫ.

     Основа основ поэзии (да и прозы тоже) -  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ОБРАЗ.
     Заглянем в словарь, чтобы определить суть этого понятия.

     Читаем: «Художественный образ — особый способ освоения и преобразования действительности, отражения жизни, в котором неразрывно связаны объективно-познавательные и субъективно-творческие начала».
 
  Всё понятно?  Вижу, что вы пожимаете плечами. Вот и я, если честно, не всё поняла в этих строчках — ох, уж эти учёные мужи, как они любят всё усложнять!
    Объясню проще.
 
  ОБРАЗ – это КАРТИНА, воспринимаемая прежде всего и в большей мере нашими чувствами, нежели разумом, причём образы могут быть не только словесные, но и музыкальные, живописные, скульптурные, танцевальные.

   Ещё понятнее: это то, что мы ВИДИМ, когда читаем произведение. То, что рождается в нашем воображении, в душе. Разнообразие образов как конкретных, так и абстрактных удивляет:

     образ природы,
     образ героя или героини,
     образ города,
     образ дороги,
     образ высокого или низменного чувства,
     образ детства, юности, зрелости, старости,
     образ музы,
     образ настроения,
     образ типичный, обобщающий, необычный... И даже
     образ эпохи, образ времени... 

     И всё это выражено обычными словами, но особенность настоящей художественной литературы в том, что она близка к живописи: она не просто рассказывает, но РИСУЕТ – только не красками, а словами.

    Поэту помогают специальные приёмы, предназначенные для живописания словом, - да-да, не просто писания или написания, а именно — ЖИВОПИСАНИЯ.  Об этих приёмах  пойдёт речь в  этой главе, не напрасно названной  «Глубины образного пространства».
 
  Н.В.Гоголь о произведениях  Пушкина сказал так: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства». В этой характеристике есть слово «пространство» - именно в нём  живёт Художественный образ - в ПРОСТРАНСТВЕ СЛОВА! Как бы парадоксально ни звучало, но это - истина. 

     Но как же создать ОБРАЗ, как суметь вылепить его и сделать произведением искусства? Есть ли у автора помощники? Конечно, есть.

     Представьте, что вы заходите за кулисы театра. Здесь  работают слуги  Художественного образа: костюмеры, декораторы, осветители — с  их помощью он  подыскивает подходящую к случаю одежду из нужных слов,  они украшают его ЭПИТЕТАМИ, освещают  СРАВНЕНИЯМИ.


 И пышную МЕТАФОРУ или ПЕРИФРАЗ подберут, ГРАДАЦИЮ или ИНВЕРСИЮ предложат, а может, оригинальную МЕТОНИМИЮ или СИНЕКДОХУ «откопают» в  кладовых.

      А то ещё круче — ОКСЮМОРОН  или даже какой-нибудь ЭВФЕМИЗМ...
Вижу, что вы озадачены: возможно, многие из этих терминов вам показались незнакомыми.

    А это всё  помощники  нашего Образа - их называют  художественными средствами  выразительности речи.  Познакомившись  ближе,  надеюсь, вы подружитесь с ними. И тогда они  станут  вашими помощниками тоже.

    Выделяют две основные  группы языковых художественных средств: лексические и синтаксические. Рассмотрим их далее.

    ПРодолжение на