Дневник фарисейки. день первый

Пылаева Ольга 1
Дневник фарисейки. День первый

Это был действительно первый день года.
В новогоднюю ночь Тане приснился разговор с подругой, который повторялся на яву бесчисленное число раз, однако, раньше хотя бы не проникал в сны. Катя с непонимающим наивным видом (который почему то действовал Тане на нервы) в сотый раз задавала вопрос «я совершенно не понимаю, почему у меня нет хорошего мужа». С трудом скрывая раздражение, но чувствуя нарастающее воодушевление Таня твёрдо, не допускающим возражения тоном повторяла: «Неужели ты не понимаешь! (Мысленно: что это не возможно после того, что ты натворила! Ведь это совершенно очевидно и логично! - уверенно мысленно завершала фразу Таня, никогда не выходившая замуж и не имевшая ни малейшего практического опыта и понимания семейной жизн ).

Но Катя не понимала.

Проснувшись в утро нового года и вспомнив сон Таня наверняка бы выругалась крепким словом, если бы такое выражение эмоций ей было свойственно.
Ведь она немного гордилась собой, что справилась с так долго беспокоившим ее чувством осуждения по отношению к своей жизнерадостной и легкой в общении подруге. А оказалось, что чувство осуждения просто спряталось куда-то глубже, но не было побеждено.

- Когда же я смогу хоть немного любить и понимать, проявлять сочувствие и сострадание искренне? Почему мое сердце настольно непробиваемое, когда речь идёт о других людях и как же оно болит и рыдает, когда дело касается моих страданий.

Выпив крепкий чай и немного придя в себя после попыток встретить Новый год Таня посмотрела на часы и поняла, что может успеть поучаствовать в уборке храма хотя бы час-другой.

Уборка храма, в который обычно ходила Таня, перед Праздником Рождества была назначена на самые неудобные дни для людей, относящих себя к мирской категории - 31 декабря и 1 января. Оставалось два часа заявленного времени и, несмотря на усталость и недолеченную простуду, Таня решилась - возможность помочь в уборке для людей посторонних бывает к сожалению редко, перед большими праздниками, а работа Христа Ради в Божием Храме дорогого стоит. Так считала Таня.

Все дела по уборке храма близились к завершению, и Тане предложили помыть полы. Она легко согласилась и не была удивлена. Последнее время, если и удавалось получить какое то послушание в храме, то только мыть полы.

Имевшая некоторую склонность к мистическому мышлению, Таня была уверена, что характер таких послушаний связан непосредственно с состоянием человека и его души (такую точку зрения она не сама придумала, а слышала много раз, особенно в святых местах).
Рассказывали, например, о человеке, которого попросили в Дивеево сгребать снег, а несколько лет назад у него возник сердечный приступил именно при уборке снега у своего дома, и вслед за тем болезнь полностью изменила его дальнейшую жизнь.
Другой знакомый Тани, страдавший от непрерывных конфликтов с женой, был, также в Дивеевском монастыре, остановлен монахиней с просьбой вынести ведро грязной воды. Когда он принёс пустое ведро на место, монахини не было, а перед ним стояло второе ведро грязной воды. В монастырях не принято самостоятельно уходить с послушания без благословения, поэтому он вынес второе ведро. Перед ним стояло третье. Так он вынес 12 вёдер грязной воды. Постепенно после этого его семейная жизнь на удивление пришла в норму.

То что Тане предлагают мыть полы казалось для неё символом нехорошего состояния своей души, загрязнённой, прежде всего, осуждением. О том же ей намекала и прополка картошки от сорняков, в которой она участвовала прошлой весной в Дивеево. Вспомнила, как она не могла отличить маленькие ростки картошки от маленьких сорняков, как тяжело ей показалось обрабатывать свой участок, каким большим он казался.
Как можно осуждать кого-то, если по сути не разбираешься где добро, а где зло. Не можешь решить проблемы своей жизни. Где уж тут взять силы, чтобы рассуждать о чужих ошибках.

Вот и сейчас. В темноте храма вода в ведре быстро казалась грязной, темной. И Таня пошла менять ее во двор в соседнюю церковную пристройку. И при свете солнца вода оказывалась почти чистой. То есть, Таня не могла отличить чистую воду от грязной, при этом осуждение не оставляло ее даже во сне.

Ведро с удобным отсеком для отжимания тряпки показалось настолько совершенным, что у Тани возникло желание сразу пойти в ближайший супермаркет и купить точно такое же ведро со шваброй. Как бы это не казалось неожиданным первого января. Однако Таня понимала, что то, что кажется легким в Храме, дома может оказаться совсем иным, и мыть полы в своём дома даже такой чудесной шваброй будет далеко не так легко и весело.

В Храме было несколько человек. Двое мужчин в центре храма на высоких лестницах чистили паникадило, и говорили о проведённой новогодней ночи.

- вроде меньше салютов было в эту ночь?
- я не слышал, на службе был.
Дальше они обменивались адресами храмов, где можно было в тишине (в далеко от шума и веселья и салютов в том числе) провести эту новогоднюю ночь.

С другой стороны две женщины мыли окна. Их разговор был очень интересен, но долго их слушать было не удобно, так как у Тани было своё задание.

Одна ещё молодая женщина говорила о том, что в автобусе ее приняли за старушку. Они обменялись похожими воспоминаниями. Такие несоответствия возраста и внешнего вида появились рано, чуть ли не с 30 лет. Не объясняя и не обсуждая, слегка коснулись темы «безвозрастного» вида церковных женщин и вероятной связи этого явления с чрезмерной строгостью к себе, многим ограничениям (часто накладываемым самостоятельно - мысленно дополнила Таня). С ней давно произошло тоже самое. Вряд ли Богу угодны эти чрезмерные «подвиги» в сочетании с осуждением и отсутствием любви и милости к людям. Возможно в этом и причина такого раннего старения.

Дальше разговор был о том, что строгость к себе распространялась и на близких, в том числе на детей. Вспоминали, как запрещали семье отмечать Новый год, детям - ходить на елки (так как до Рождества - строгий пост). Это не дало хороших плодов. Одна из женщин рассказывала о своём знакомстве с семьей священника, пострадавшей в период репрессий. Какие благочестивые дети вырасли с семье священника, где светские праздники отмечались с радостью, а постилась вся семья только в самые строгие периоды Великого Поста
О том, что эта строгость не главное, а главное Любовь к Богу и к людям и живой пример этой Любви и Радости в Боге а не постного уныния.

Почему Господу была неугодны жертва фарисеев? Ведь они точно знали и правильно соблюдали все законы. Наверное, не только потому, что они «праведно жили» напоказ. Они ведь действительно так жили и это было непросто. Но они не имели в себе любвь. А главное, что ждёт от нас Бог - это любовь.

Пришёл «убогий Володя» очень взволнованный, тем что опоздал на уборку.
Таня как раз собиралась вынести очередное как ей казалось «грязное» ведро, но не смогла не остановиться, чтоб не послушать.

Володя регулярно был в Храме, участвовал в таинствах. Это мужчина лет 40, хорошо физически сложенный, но его одержда, движения, поведение и конечно речь выдавали в нем человека с ограниченными возможностями с детства. Возможно, это был чей то родственник. Было понятно, что церковная жизнь занимает большую часть володиной жизни, он на самом деле просто «живет храмом».
Умственная отсталость между легкой и умеренной степенью «профессионально» подумала Таня (не являющаяся профессионалом). Вёл он себя в церкви всегда неловко, но довольно тихо. Чувствовалось, что ему очень хочется дружить и общаться, но он понимает, что это невозможно и в друзья не навязывается. Было видно, что люди «терпят» его, относятся с терпением, но в этом нет любви, понимания, искренности, возможности о чем то радостно поговорить, посмеяться...

К сожалению, Володя получил
решительный  отказ на участие в уборке. «Нет, Володенька, мы уже все закончили, моют полы, тебе сюда не надо». Смущенно и скомкано пытался сказать, что он хочет помочь, хотя понимает, что возможно у него это получается не так красиво. Четкий и однозначный отказ.
Таня стояла с грязным ведром в руке и слушала этот очень важный для нее разговор. Фактически это был разговор с ней, с Таней. Она пониманила и чувствовала сострадание его инаковости. И своей инаковости. Ведь и со своей просьбой «дать возможность помочь» в таком важном для неё деле совсем недавно она получила такой же решительный отказ.
Володе трудно понять - почему, что в нем не так.
И Тане трудно понять - «что не так со мной».
Но получая чёткий отказ человек как правило точно осознаёт, что с ним что то не так.
И адресованный Володе ответ, очевидно, касался и Тани «Найди Володенька то дело, в котором ты сможешь быть полезен». Немой вопрос «какое дело?» был быстро перечеркнут предложением - «на службу приходи». Да, я приду, засуетился Володя. Я прихожу, всегда когда могу, я не всегда могу, но когда я могу, я конечно прихожу.

Тане вспомнилось, как она хотела подать записку в женском монастыре в Хотьково за человека с умственной отсталостью, живущего в интернате и написала «духовно болящий». Принимающая записку монахиня встревожилась и стала расспрашиваться, что это за человек, «не хулит ли он Бога, в чем проявляется болезнь его души». Узнав, что это «умственная отсталость», монахиня облегченно вздохнула, вычеркнула «духовно болящий» и посоветовала впредь не навешивать ярлыков. «Господь всех Сам ведёт своими путями, Он Сам знает».

Таня подумала, что мы ещё мало знаем о тайне «инаковых» людей и возможной их важной роли в нашем мире и их терпеливом несении креста  своей инаковости, неприятия и непонимания.

Пора уходить, а как тут хорошо, мирно, спокойно - легко обратилась к Тане закончившая работу женщина. «А выйдешь и начнёшь ходить по лабиринтам...»
«Спасибо, Господи, за то, что ты дал нам узнать Себя!»

Таня кивнула молча. Она совершенно согласна.