Сен-Санс. Лебедь. Работа со звуком скрипки

Геннадий Маков
   Пьесу  «Лебедь» Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», озвученную программой Трио можно прослушать по этой ссылке - http://yadi.sk/d/hgRfKSwd63QdIg

   У читателя может возникнуть вопрос - зачем для озвучивания синтезированным звуком я выбрал именно эту известную пьесу? Ведь имеются записи этой пьесы в живом звуке и с превосходными исполнителями. Способен ли синтезированный компьютером звук хоть в чём-то состязаться со звуком живого исполнения? Способен ли он передать все нюансы и переживания, которые вкладывает музыкант в движения смычка по струнам своего инструмента?
   Конечно, нет. С живым исполнением синтезированная музыка состязаться, конечно, не может, и вряд ли такой момент когда-нибудь настанет.

   Тем не менее, синтез музыкального звука скрипки способен отражать нюансы исполнения. Синтезированный звук иногда оказывается чище звука натурального. Можно добиться звучания флажолет более явным и слышимым способом. Можно имитировать различные тембры звучания. Можно воспроизводить пищащие звуки, характерные для игры смычком у подставки. Удар смычком по струне, игра щипком - вполне доступны сценарию №4 программы Трио.
   А если этого недостаточно, то напишем другой сценарий. И это весьма просто. Никаких специальных знаний не нужно. Сценарий развития звука в программе Трио представляет из себя компактную запись на языке Бейсик. Примитивнейший язык, понятный даже начинающему программисту.

   Но давайте, я расскажу о том, как создаются нюансы скрипичного звука в пьесе «Лебедь».
   Вот так выглядит партитура партии скрипки, которую программа читает из обычного текстового файла:

 1 ================= TFA.TXT   VEL= 32000
  R=4 H=3 exo=3         я сопроводил текст партитуры небольшими комментариями -
 L= 32000               в первой строке указывается № сценария, по которому будет
 L= 32000               развиваться звук. 4 - это сценарий для скрипки.
 L= 32000               В этой же строке указывается громкость звука и устанавливается эхо.
 L= 32000
 L= 32000
 L= 32000 H=1
F= 784     T1= 31360  T2= 640 w5.15    тут устанавливается вибрато частотой 5 Гц
F= 739.98 T1= 31360  T2= 640                и амплитудой 0.15 для этой и всех
F= 493.88 T1= 31360  T2= 640                последующих нот.
F= 659.26 T1= 31360  T2= 640
F= 587.32 T1= 31360  T2= 640
F= 392     T1= 31360  T2= 640
 2 ============ 384000  384000  12
 UDc=150.0015
F= 440     T1= 62720  T2= 1280 l v.5    эта нота не играется отдельно, она слигована со
F= 440     T1= 15680  T2= 320 n                следующей нотой указаниями l-n
 UDc=0 H=3
F= 493.88 T1= 15680  T2= 320 v
F= 523.26 T1= 62720  T2= 1280
...

слигованная нота «Ля» исполняется нарастающим звуком с коэффициентом нарастания 0.0015 на каждый семпл. Указание UDc=150.0015 устанавливает это нарастание.
   Одновременно, чтобы нарастающий звук не казался излишне резким, указание v.5 смягчает его, устанавливая ширину пичка 0.5 вместо 0.35 (обычная величина, принимаемая по умолчанию). Указание v на следующей ноте возвращает настройку к обычному значению.
   К обычному значению затухания звука возвращает указание UDc=0.

   Сценарием №4 предусмотрено смешение двух звуков - звука, имеющего подвижную пичковую структуру, развивающемуся по алгоритму «b», и звука алгоритма «с» с мягким рельефом.
   Один и другой звук по умолчанию имеют разные настройки времени атаки и затухания:
DUb=150.99 и DUc=10.999
  в сущности своей это достаточно короткоживущие звуки, с быстрым начальным развитием и выразительным затуханием. Именно так начинается пьеса «Лебедь».
   Но уже на 6-м такте  указанием UDb=500.9995 UDc=30.9995 делается переход к полноживущему звуку, и вы можете заметить это на слух. Исключение делается только на двух нотах, перед пиано в средней части произведения. И только в конце пьесы, после долгого верхнего «Си» звук возвращается к установке по умолчанию, и вы можете слышать короткие и выразительные касания струны смычком.

   Скажу немного и об аккомпанементе. Я его почти не трогал. Только сделал небольшое замедление в конце. А в самом начале, когда скрипка ещё молчит, слегка акцентировал некоторые ноты правой руки. Такая акцентация на слух незаметна, но она придаёт звукам естественность и уводит их от монотонности машинного звука. Можно было бы ещё поиграть с ритмикой, поскольку при живом исполнении никогда идеального ритмического исполнения не будет. Но в данном случае считаю это излишнем. Гармония музыки и так сама по себе выразительна. При компьютерном исполнении она не нуждается в излишнем выразительном подчёркивании путём изменения темпа или ещё как либо. Поскольку компьютерное исполнение имеет свой своеобразный шарм, то стремясь к естественности звучания, нужно не переусердствовать, и сохранить своеобразную эстетику компьютерного звука.

  Вы поняли, о чём я. Тут нет соревнования в том что лучше - музыка, исполняемая вживую, или музыка "исполненная" компьютером. Интересна и та, и другая. И та, и другая имеют свои достоинства и преференции.

   Благодарю за внимание.
   И с наступающим Новым годом Вас всех!
_____________________
31.12.2018