Петергоф зимой

Вадим Константинов 2
                Он теперь не такой,
                Как был летом...

                Лишённый своих
                Знаменитых фонтанов...

                Как будто лишившийся
                Жизни...
               
                Но я чувствую:
                Пульс этой жизни
                Всего лишь
                Затих...

                И какое-то время
                Спустя,
                Вновь она с силой
                Брызнет!..
                02.01.2019.


Гордость Санкт-Петербурга, да и всей России, - Петергоф. Загородная царская резиденция, построенная Петром I, для остановок по пути в строящийся Кронштадт, произвела фурор в мире дворцово-паркового искусства. Диковинные фонтаны, дворцы, музеи, парки - все это можно увидеть своими глазами. Мы приехали в Петергоф зимой, чтобы в спокойной обстановке посетить Большой дворец и прогуляться по парку, насколько позволит погода.

Каждый, кто приезжает в Санкт-Петербург, стремится попасть в Петергоф, расположенный в нескольких десятках километров от центра культурной столицы. Летом в бывшую царскую резиденцию можно добраться по воде на Метеорах, а после закрытия навигации - по дороге. Мы же забронировали гостиницу "Новый Петергоф", поэтому до входа на территорию нам надо было пройти не более пяти минут.

Зимний Петергоф поражает тишиной. Летом здесь толпа людей - сплошной поток на всех дорожках, как в метро.

В этом году снег лег очень рано, сложно поверить, но это первая половина ноября. Конечно, фонтаны уже не работают, но мы приехали сюда не ради них.

Меня интересовал Большой дворец, на территорию которого летом не попасть без испытания очередью, да и внутри вас будут "гнать" на всех парах, группы идут сплошным потоком.

Мы зашли на территорию Петергофа со стороны города и какое-то время думали, что мы тут одни.

Однако, перед летними кассами увидели большую группу туристов из Китая, перед входом в дворец - еще одну. Также в дворец привели детскую группу, нашлись и индивидуальные туристы. Мы купили комплексный билет в три музея: Большой Петергофский дворец, Особую кладовую и Церковный комплекс стоимостью 950 руб. на человека. Как оказалось, в стоимость входит экскурсия, но в Особой кладовой нам ее провести не захотели, так как больше не было русскоговорящих туристов, и вопреки правилам отправили гулять по экспозиции самостоятельно.
 
В Большом Петергофском дворце в течение 5 минут сформировалась группа из индивидуальных туристов, нам выдали наушники и "передали в руки" замечательной экскурсоводу. Преклоняю колено перед такими сотрудниками, которые миллионный раз проводят аналогичную экскурсию и делают это с душой, рассказывают так, что невольно открываешь рот от изумления.
Это невыносимо печально, но во дворце нельзя фотографировать, поэтому интерьеры показать не могу, но постараюсь рассказать о них.

Петергофский Большой дворец начали строить при Петре I в начале 18 века.


Дворец, как символ победы в Северной войне, триумфа России. Изначально дворец был гораздо меньше, в длину составлял около 42 метров, т.е был равен ширине каскада фонтанов.

Петергоф закончили строить всего за два года до смерти Петра I, развитием резиденции занималась его дочь Елизавета Петровна, Екатерина II, а позднее новую жизнь в Петергоф вдохнул император Николай I. Он боготворил своего прадеда, поэтому относился к Петергофу особенно. Не даром в Большом дворце второй трон принадлежит именно Николаю I.

Страшная страница в истории Петергофа - Великая Отечественная Война. В 1941 году немцы всего за один день заняли Петергоф, а нижний парк превратился в поле ожесточенных боев. Часть сокровищ царской резиденции успели вывезли в отдаленные регионы, а один состав успел доехать только до Ленинграда, так что счет шел на часы. Так что экспонаты в музее подлинные.

Во время войны дворец был разрушен и горел. Вердикт комиссии после окончания войны был ужасен: разрушения составляют более 90%, объект восстановлению не подлежит. Но не даром Петр I задумал Петергоф, как символ победы России над врагом, поэтому процесс реставрации все же начался - череда побед не должна была оборваться. Петергоф возродился практически, как птица феникс из пепла, с 40-х по 90-е годы шла кропотливая работа.
При спасении экспонатов забирали и образцы шелкового покрытия стен, которое в каждой комнате неповторимое. Благодаря этим образцам в Щелково шло создание аналогичной настенной ткани, сантиметр за сантиметром, год за годом. Об этом нам рассказали в спальне Екатерины II – там настенная ткань невообразимой красоты.

В купеческом зале нам рассказали, что название он получил благодаря приему купцов в его стенах. Они подарили императрице чистейший бриллиант, который был использован в декоре короны Российской империи

Но до попадания в этот зал мы прошли по шикарной лестнице. Ее красоту сложно сравнить с чем-либо - модное елизаветинское барокко в исполнении Растрелли. Кстати, этот певец архитектуры Санкт-Петербурга и занимался развитием дворца по приказу Елизаветы Петровны.
Барокко с обилием золота главенствует в комнате для статс дам, статус при дворе которых приравнивался к генералам в армии.


Остальные парадные залы оформлены при Екатерине II в классическом стиле. Здесь уже нет такого обилия золота, стены украшены белой лепниной. В столовой можно увидеть керамический сервиз того времени, расставленный на столе. Он состоял из более, чем тысячи предметов, включая мороженицы и специальные тарелки для подогрева супа. Обеды в то время длились до восьми часов, одних супов было не менее пяти, поэтому под суповую тарелку ставили специальную подставку с кипятком для подогрева.
Еще один парадный зал под названием Чесменский оформлен картинами художника Хакера. Особенно интересна одна картина, иллюстрирующая Чесменское сражение. Как вы помните, знаменитая Чесменская битва в одноименной бухте принесла победу нашей стране в войне с турками. Благодаря графу Орлову и военным турецкий флот был сожжен. Однако художник не представлял, как выглядит горящие суда, и Екатерина II приказала взорвать Святую Варвару, которую потом окрестили самой дорогой моделью. Европа содрогнулась от такого поступка

Тронный зал в представлении не нуждается, его предназначение понятно из названия. Над троном висит портрет Екатерины II на коне со шпагой наголо. Это тот момент, когда на ее сторону перешла Гвардия, а ненавистный муж император Петр III был свергнут. Екатерина с Гвардией направляется в Петергоф.
Жилые комнаты производят не меньшее впечатление, чем парадные. Я была во многих дворцах России и Европы, но такой спальни, как у Екатерины Великой в Большом Петергофском дворце не видела никогда. Представьте огромный угловой диван: широкий, мягкий, огромный. Это мечта, эта вещь поражает в самое сердце!
Лично мне больше всего запомнились еще две вещи дворца. Это шкаф 18 века, на котором из деревянных пластин разных оттенков сделана сюжетная мозаика. Вторая вещь - резные настенные панели деревянного кабинета Петра I. Панели отличаются по насыщенности, более темные сохранены с тех времен, когда на них смотрели глаза императора.
Мы получили огромное эстетическое удовольствие от посещения дворца, поэтому хотя бы ради комфортной прогулки по залам стоит приехать в Петергоф зимой