От всей души

Аида Дружинина
        6 января 2020 года исполняется сто лет со дня освобождения города Ачинск
        Армией Кравченко - Щетинкина от белогвардейцев.

   Новогодний Ачинск. Центральная ёлка бесконечно хороша. В глубине от дороги дворец культуры. Когда-то я здесь работала. Проводила эти самые ёлки... Писала сценарии... А дед Мороз... был мой сын Роберт.
   Конечное, ёлка поярче, огней побольше...скульптуры ледяные... целый городок. И  стоит эта красота на улице Кравченко. Такая дорогая для меня фамилия... Девичья.
Но я к улице не имею никакого отношения. Однофамильцы.
   Вон... стоит рядом с дворцом пятиэтажный дом... Обычный. Ещё советский. И...жила в этом доме худенькая, крохотная женщина. Я заходила к ней в квартиру... А она... протирала очки..., щурила глаза... и улыбалась необыкновенно доброй улыбкой... с этакой хитринкой... А я была такой счастливой... видя её в здравии и добром настроении. Вот она и название улицы просто родные. Хотя... фамилия её - Соломатова.
   Впрочем, начну с начала.
   Шёл 1978 год.
   Я готовила вечер "От всей души", посвящённый шестидесятилетию Советских Вооружённых Сил и Военно - Морского Флота СССР. Военкомат и музей в таком случае - не обойти. Вот  в музее и увидела я фото Меланьи  Андроновны Соломатовой. Внизу надпись: Консультант музея. Ну!...Беру адрес...  и на квартиру. а в голове уже крутится сюжет... Партизанка, освобождавшая наш город от белогвардейцев в гражданскую войну с Армией Кравченко-Щетинкина. Конечное - героиня. Мужественная. Уверенная. Сильная.
   Заходу в дом... Встречает хрупкая, махонькая старушка в фланелевом халатике, которым можно обернуть её раза в два...
-Мне бы Меланью Андроновну. Можно?...
-Так я и есть Меланья.
   Сняла очки... протёрла... сощурила глаза... хитро на меня посмотрела...
-А что, не похожа?...
   Я смутилась. Но- не сдалась. С тех пор и до конца её дней я любила эту удивительную женщину.
   В библиотеке обнаружила книгу "Сибирские партизаны" Я. С. Замураева. Вот отрывок из неё:
   "По берегу стремительного Крола, под соснами и берёзами развернулся наш госпиталь. Раненые партизаны лежали на носилках и просто на траве. Возле них, стоя на коленях, работали медицинские сёстры и фельдшера.Эти самоотверженные и преданные люди были готовы сделать для раненых всё,Только бы облегчить их страдания. Тут в Выезжем Логу, особенно усердно работали главный врач-хирург Вологодский, медицинские сёстры: Тоня Перова, Аня Аршанская, Аврида Маркитант, Тоня Барашкова,Паша Соломатова, Малаша Соломатова."
   Вот как...Паша и Малаша...
   -Вы что...Сёстры?...
   -Двоюродные.
   -Она жива?
Да. Под Новосибирском.

   В тайне от Мелаши связались с Новосибирском. Пригласили на встречу сестру.
   А Меланья Андроновна рассказывает как в отряд попала. Ей просто надоело батрачить и терпеть побои и унижения хозяев.
   В деревне Перово (Ныне  Партизанское) появились агитаторы: Муравьёва и Костецкий. Стала ходить на сходки. А рядом...-деревню Колчак спалил. А другую - чехи обчистили. Объединились в подпольную организацию. Отправили ходоков по деревням. Сами-то оказались в окружении вражеском. Ходоки принесли весть, что в Степном Баджее образована партизанская республика. Туда и подались смельчаки. Среди них и двадцатилетняя Мелаша и чуть постарше-Паша. И стали они сёстры милосердия.
   Партизанам удалось пробить кольцо и уйти в тайгу. Бездорожье..., болота..., гнус..., голод... Армия не сдалась. Пробивались с боями к Минусинску. Вскоре партизаны перехватили документы, из которых узнали, что Красная Армия ведёт наступление на Урале. Под Володарском разгромили войско Бологова.
   Шестого января 1920 года объединённый отряд Кравченко - Щетинкина вступил в Ачинск. И, конечное, там были сёстры милосердия
Мелаша и Паша Соломатовы.

   Приближалось 25 февраля.
   Двадцатого приехала Прасковья Иннокентьевна и поселилась у меня. Она партийный работник. Всё знает и понимает. Её приезд в секрете. Проходит час...и она говорит:
-Я пять дней не проживу. Миленькая, ну, устрой нам встречу. Мы же партизаны. Умеем язык за зубами держать. Не подведём. Всё будет в лучшем виде.
   Отправляю посыльным сына к Мелаше:
-Приведи. Но: ты ничего не знаешь. Мол... мать на пирог зовёт.
  А и впрямь испекла. Любимый. Рыбный.
  Прячу Пашу в спальню. Дверь приоткрыла чуть-чуть, чтобы видно нас было.
Приходит Мелаша...-поздоровались. Пошумели. Стол накрыт в зале на четверых. Мелаша... протёрла очки...Хитрые глаза сощурила и говорит:
-Что за сабантуй...
Отвечаю:
-Если Мелаша-милаша сядет, то мой сын сделает фокус... и за столом появится очень дорогой человек.
  Пока Мелаша протирала очки...сын вышел под ручку с Прасковьей Иннокентьевной.
А я...перебралась жить к  Мелаше. Поменялись местами, чтобы сестёр не разлучать и никто их вместе не видел. Я появлялась... исчезала...Дел было - за глаза. Сынок - связующее звено. Телефон. Звонок. Разговор ... не называя имён. Репетиции...Дом...
   Волнуюсь Бог - не выдаст...

   Настал торжественный день и час. Вот как это было.Прочту вам, дорогой читатель, строки из сценария.После выступления и рассказа Меланьи Андроновны  - ведущая (то есть я):
-Двоюродная сестра Меланьи Андроновны Прасковья Иннокентьевна Соломатова живёт под Новосибирском.Ачинский комитет комсомола пригласил её принять участие в нашем вечере. Меланья, Андроновна! Встречайте своего боевого друга, партизанку, сестру Прасковью Соломатову.
   Без объявления звучит марш "Наша биография".
   Я волнуюсь... Очень волнуюсь.
   Люди встают с мест. Аплодируют. У многих на глазах слёзы.
   Меланья Андроновна встаёт из-за столика. Снимает очки... Протирает...Губы дрожат... По щеке побежала слеза...
   Не подвели меня сестрички. И...никто не узнал... я и сейчас не каюсь. Всё было правильно. Вечер "От всей души" делала и вела я. Вот я и поступила. как душа велела.
   
   С тех пор... с моей Мелашей где только мы не побывали... Обошли все агитплощадки города, цеха глинозёмного комбината, школы, техникумы. И везде она - гвоздь программы. Эта худенькая маленькая женщина до последних дней жизни была - в строю.
   Вот почему я с трепетом прохожу мимо пятиэтажного дома... в предпоследнем подъезде которого жила удивительная моя Мелаша-милаша, которую я любила безгранично.
   Надеюсь, она и вам понравилась, дорогой мой читатель.