Критику на мыло или на чистую воду?

Татьяна Костандогло
Пришло время поговорить о критике на наших поэтических турнирах... Сразу оговорюсь - турниры нужны.
Польза от них великая не только начинающим поэтам, но и тем, кто себя маститыми считает. Об одном критике,
с которым мне в своё время пришлось столкнуться, есть стихи. До сих пор их наизусть помню:

         ОДНОМУ КРИТИКУ

Головой об стенку – мудрено ль?
Не дай бог сознаньем - о бездушье.
Разум сводит судорогой боль
И в устои мира веру рушит.
Я проклятье не пошлю вослед
Тем, чей мёртвый ум неуправляем,
Но скажу:"Спасибо, дармоед...
Речь мою не перепутал с лаем!"

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТИКА?

 "Критика (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) Разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку.

А вот как говорит о критике А.С. Пушкин: "Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Не говорю о беспристрастии — кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями. Где нет любви к искусству, там нет и критики."

Довольно часто мне приходится вспоминать слова Эрнста Хемингуэя, который говорил о критиках: "вши, ползающие по литературе". Это касалось тех, кто не мог сказать о прочитанном произведении ни одного хорошего слова. Литературный институт, кстати, в мире один единственный. И он - в нашей стране. Не догадываетесь почему? Правильно - научить стать писателем или поэтом нельзя. А у нас учат. В Индии поэтов считают святыми, их никто не имеет права судить. А у нас - судят. Вспомните Иосифа Бродского... К сожалению, он не одинок.

Инквизиция не дремлет и до сих пор, господа-товарищи. Вы спросите, о чём это я? Ясное дело - об отряде идеологов, верных правящему режиму. Профессионалы умеют вразумить молодое дарование... Правда, поэты потом в хороших стихотворцев перерождаются, но это уже другой разговор. Многие из добросовестных "знатоков своего дела" служат в литературном институте и его филиалах, в толстых журналах, в союзах писательских, в издательствах, на телевидении и, разумеется, в органах государственной безопасности. Ничего с этим не поделать - историческая закономерность. Хотя вроде "собака сдохла, дом сгорел." Но не будем забывать - каждый режим вместо зёрен вечности сеет свои кадры, и это понятно. Америку я не открываю.

Старые критики в большинстве своём являются вольными или наёмными служащими. Почти все они "продукты" социума. На наших турнирах четыре критика, но речь пойдёт о двух застуженных дамах со стажем, и обе они - Галины. Будем различать их по инициалам: Г.И. и Г.Д. Я очень постараюсь быть толерантной (лат. tolerare - терпеть.) Но согласитесь, терпение и дом терпимости - не одно и то же... Ведь у тех, кто награждён за длинную жизнь званиями, титулами, грамотами, медалями, орденами, есть негласное право судить и воспитывать будущих литераторов, называя это действо учёбой. Разумеется, возведённые в ранг вседозволенности "прокуроры" подкованы по всем статьям. Они начитаны, книжно образованы. Но они - теоретики. Г.И. своих стихов не имеет, а у Г.Д. так называемые стихи являются зарифмованной прозой, не более того. Конечно, им обеим наверняка известно о том, что творчество - всегда роды. А если критики или авторы книг о стихосложении не являются творцами, то как им познать вдохновение или радость творческих мук?

Увы, со стороны критиков можно встретиться с откровенной агрессией и пафосным высокомерием. Естественно, возникает резонный вопрос: ТАКАЯ критика что-то даёт поэтам? В турнирах, о которых я пишу, своя специфическая драматургия. Вспомним высказывания Г.Д. и Г.И. Восклицательные и вопросительные знаки в их репликах работают не как восторг, а как негодование или, в лучшем случае, как раздражение.

Турнир 38-ой. Критик Г.Д.

"Это кошмар и ужас!", "Она же пришла сюда не конфетки сосать, правда?",
"Уже всё написано сто лет назад!", "По вашим правилам никто не играет!"
"Штампы невероятные!", "Потоковый трёп!", "Зачем вам сиротливый лист осенний?",
"На фиг это надо?", "Я люблю поэтов, которым не нравятся свои стихи.",
"Так много! Из ушей валится!", "Салон, салон, салон!", "Вы должны искать другие образы
и говорить так, как до этого не говорили!", "Я всё сказала!"

Турнир 31-ый и полуфинал 2. Критик Г.И.

"Не надо прикрываться народом!", "Это совершенно недопустимо, такого не бывает!",
"Я не критик - я профессиональный читатель", "Да, я хирург!", "Похвала всегда оглупляет",
"Образованность свою хочут показать?","Гордыня и фанаберия. Забудьте!",
"Я гурман.", "Поэзия должна быть глуповата!"
"Очень плохое стихотворение!", "Я уже совсем усыхаю!", "Чё тут обосновывать? И так ясно!",
"Всё поверхностно, умозрительно - это то, что в поэзии не допускается!", "Очень длинные стихи!"
"Плюрализм в разных головах - это демократия, а плюрализм в одной голове - это шизофрения. Известный афоризм."
"Повеса повесился? Альфонс какой-то!", " Игра словами, клоунские примочки! Абсолютно пустое место!",
"Косили под Вознесенского?", "Это просто безвкусие!", "Наш зритель-слушатель умнеет на глазах!",
"Так вот, антики - античные наши поэты..."

Увы, Г.И. не слышит себя - ведь "антики" звучит как фантики... А какой предусмотрительный посыл она делает зрителю-слушателю, который по её мнению "умнеет на глазах!" ( Дескать, если ты не дурак - соглашайся со мной!) Перечисленного достаточно, чтобы понять о чём речь. Правильно уточнил один наш автор, глядя в глаза критикессе:
"Пинок и подзатыльник!" Уточнил, улыбаясь.

История со стихотворением "Прости, Господь!" уникальна сама по себе. Автор посвятил стихи Учителю Православия, Преподобному Исааку Сирину. На редкость сердечные стихи. По сути - коллективное покаяние, своего рода молитва о прощении. Критик Г.И. возмущена: "Это что-то избыточное! Исаак Сирин был бы недоволен этим стихотворением!" 
Что тут скажешь? Г.И. говорит от имени Великого Учителя из... СЕДЬМОГО века? Увы, остаётся одно - краснеть за наш век...
Г.И. любит повторять:"Я не критик - я профессиональный читатель." И добавляет: "Моя манера - это ведение семинара, а не участие в турнирах." Помилуйте, что же Вас заставляет трудиться критиком под зонтиком профессионального читателя? Простите, но мне Вас искренне жаль.

К сожалению, не знают у нас как и на каком языке говорить о Вечном. Критики привязаны к апробированной материальной реальности. Но разве реальность, оторванная от дышащего объёма, в состоянии объяснить поэтическую бездну образов или импульсную природу животворящего духа? Не хочу пересказывать книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики". Давайте лучше немного подышим её целебным воздухом. Поэтам я советую эту книгу знать. Ниже следуют некоторые выдержки из неё:

"...Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний и энергии чистых тонов.

...Содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. Цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего Духа.

..."Новый дух" есть дух абсолютной свободы. Свобода в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Абсурдное и героическое имеют равные права.

...Как "Новый дух" поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество.

...Поэт, ищущий неизвестного, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан.

...Поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар.

...Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними. И только в длительном испытании многозначный магический Дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность. Метафора не хочет сводить неизвестное к известному.

...В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире."


Однако, вернёмся к турнирам. Среди собратьев по перу есть те, кто принимает активное участие в голосовании и пишет в турнирной ленте свои отклики. А кому-то нравится роль молчаливого наблюдателя. А есть и те, кому всё равно...
Они так и заявляют: "Мне не интересно в этом участвовать." Понимаю всех. Но вряд ли поэт может не размышлять
 о творческом процессе, если он в нём живёт.

Творчество не знает никаких правил и закономерностей, оно не бывает новым или старым. Творчество либо есть, либо его нет. Кстати, в интернете в адрес нашего сайта иной раз звучит нелицеприятное - дескать, графоманов у них там выше крыши! Как же этому не радоваться? В наше-то время, когда не только стихи, но и книги мало кто читает, сайт Стихи ру - огромный корабль в океане, спасающий живые души. Здесь ликбез, граждане господа-товарищи... Вспомним, ликбез - ликвидация безграмотности! Живые интуитивно тянутся к перу, как к своему спасению. Негоже их мусором величать, сетуя по поводу того, что каждый второй сегодня пишет стихи. Радуйтесь этому явлению.

Интересно, многим ли приходила в голову мысль о том, что качество письма стихотворца, поэта или графомана по природной шкале равноценно? А ведь всё более, чем просто - в поэтическом мироздании каждый живёт на своём этаже. И у каждого поэта – свой читатель, и у каждого читателя – свой почитатель. То, что доступно обывателю, никогда не примет ценитель изящной поэзии. И наоборот. Почему? Да потому что в поэзии не бывает победителей и побеждённых. Здесь все невольно подчиняются закону сердечной ноты, то бишь гармонии совместного существования. Выпал из гармонии? Тогда, увы - образно говоря, автор мало чем  отличается от раковой клеточки.

Незримо все поэты друг в друга прорастают, ибо на духовном плане поэтическое тело есть один светозвуковой поток. Первопричина жизни - свет и звук - есть основа существования, благодаря чему мы и пребываем в творчестве.

Нельзя промолчать о молодых наших критиках - Валерии П. и Елене П. Слава богу - они другого поля ягоды. Обе - профессионалы. Но главное не только это. Молодые критики любят поэзию и чувствуют поэтов. Замечания делают тактично, заботливо даже. Пытаясь оправдать автора, не стесняются вслух осмысливать непонятное для себя. И ведущие наши Евгений С. и Елена А. на своих местах. Евгений - весь внимание. Он трогательно слушает стихи глазами, переживая за автора. И с Еленой А. приятно общаться. Елена приветливая, доброжелательная. Если говорить о роли ведущего, то возможно предположить, что ведущий является адвокатом выступающего поэта. Им и карты в руки - было бы уместно тормозить критику на резких поворотах.

Правда, как-то Евгений С. попытался неловко спасти ситуацию. В некотором замешательстве он произнёс: "Критик должен говорить как врач - правду и только правду! У критика такая миссия." Но ведь далеко не каждый врач умеет поставить верный диагноз. И хирурги, к сожалению, ошибаются. Доктор от бога никогда не скажет больному: "Вам не нужно лечиться. Вы скоро умрёте." Так что, господа ведущие-адвокаты, защищать своих поэтов от нерадивой критики - дело святое.

Есть приятная новость. Недавно состоялся турнирный финал. Это был новогодний подарок во всех отношениях - интересные поэты и два знакомых нам критика Г.Д. и Г.И. Удивительно - оказывается, обе они умеют быть... вежливыми? Всегда бы так!

Некоторые предложения о проведении будущих турниров я позволю себе озвучить. Прежде всего упомяну о правилах голосования. Не должно быть деления поэтов на простых смертных и на экспертов. Ведь поэты из художественного совета и экспертного клуба - те же самые поэты. Просто они когда-то были участниками турниров - ну и что? Следует ли из этого, что голос смертного стоит целковый, а экспертный голос - десять целковых? К чему нам на стихи.ру литературные песочницы, разъединяющие коллектив? По общему количеству проголосовавших намного проще ориентироваться, чем высчитывать сомнительные проценты.

Возраст участников Турниров значения не имеет, но мужскую и женскую поэзию ни по каким параметрам нельзя сравнивать. Разная энергетика, темперамент, мышление, манера письма, жизненные ориентиры. Словом, "соревноваться" друг с другом могут либо две поэтессы, либо два поэта. Первый Народный Поэт Стихи ру Михаил Анищенко-Шелехметский писал: "Давно собираюсь засесть за большую работу, посвящённую творчеству русских поэтов Последних Времён. Но всё чаще думаю о том, что сначала надо писать о женщинах. В чём-то женская поэзия сегодня сильнее мужской. Надо бы разобраться."

Для поэтов, желающих получить письменную критику на своё творчество, хорошо бы такую персональную услугу организовать. За определённую плату поэты могли бы по своему желанию и критика выбирать. Есть над чем поразмыслить - казна Стихи ру могла бы регулярно пополняться.

Один уважаемый автор из самых добрых побуждений пишет мне: "Неужели ты не понимаешь, что турнир - это шоу?
Опомнись - здесь никому ничего не нужно!"  Не хочу в это верить. Сегодня литературный портал для многих стал родным домом. Всем - Радостей, Любви и Вдохновения!!! Будьте в Здравии!!!