Были старше легенды!

Игорь Степанов-Зорин 3
Леденеют сердца.
Люди снежной царят королевы.
И меняются Боги.
С прошествием тысячи лет.

Были старше,- легенды!
Что предки Адама и Евы.
Жили в них великаны.
Творенья великих побед.

Всё забыто давно.
И своё прокисает корыто.
В нём пора поменять.
Информации пищу твою.


Так во сне мне сказала.
Дикарка по кличке Пипита.
Та что зёрна кидала.
Ручному видать соловью.

Прожила тыщи лет.
Все века наблюдала за нами.
Но всегда в первобытный.
Летела в свой век ночевать.


Говорят она зналась.
С царевнами и королями.
И на много монархий.
Сумела в былом,- начихать.

Я не столько живу.
Только сотую может быть долю.
То что рядом она.
Тут сидит и читает стихи.

Это значит ли то.
Что стихи к ней уходят в не волю?...
До Богини славянской.
И лекарки Бабы Яги.

Или это всё сон?...
И снега эти завтра растают.
И заменят Богов.
 И правителей лет через пять.

Будет миром большим.
Перенаселение ,править.
Будут Боги .
С избытком людей  на Земле воевать..

Леденеют сердца.
Люди снежной царят королевы.
И меняются Боги.
С прошествием тысячи лет.

Были старше,- легенды!
Что предки Адама и Евы.
Жили в них великаны.
Творенья великих побед.
===============================

<Из поисковой строки интернета. Славяне.......AliExpress - Официальный сайт
ru.aliexpress.com
 
Славянская мифология о происхождении человека дает практически идентичную картину с кельтской. Вот что пишет А.Н. Афанасьев в работе .

«Языческие предания об острове Буяне»: «По единогласному свидетельству народного стиха о Голубиной книге и азбуковников, тело человеческое создано было от земли, волоса от травы, жилы от корней, кровь от морской воды, кости от камени, лыхание от ветра, мысли от облак, очи от солнца, душу вложил сам Бог».

В Беседе трех святителей -- одного их апокрифов, известном в Древней Руси уже с XI в., сказано, что Адам был сотворен из восьми частей: «1) от земли взято тело, 2) от камня -- кости, 3) от Красного моря -- кровь, 4) от солнца -- глаза, 5) от облаков -- мысли, 6) от дыхания -- волосы, 7) от света -- душа, 8) сам Господь вдохнул в него душу и дал власть над всем видимым и невидимым в водах и в горах, на земле и на небе».

 Как видите, приведенный выше древнеирландский текст практически совпадает с только что приведенным и совершенно ясно, что в данном случае основа одна -- индоевропейская традиция, освященная в начале этой главы цитатой из Махабхараты.

Обратимся теперь к другой книге замечательного исследователя А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», где приведены и проанализированы многочисленные предания о сотворении мира.


«Предания о сотворении мира, живущие в устах русского народа, обставлены такими подробностями, которые, несомненно, принадлежат глубокой древности. В книге Терещенко предание это записано в такой форме: «В начале света благоволил Бог выдвинуть землю.


Он позвал черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. Ладно, думает сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова...


 Господь куда ни бросит землю -- она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь, -- то на другом все видно, что делается на земле. Сатана смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил, чего он хочет. Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего сатану, и он где приляжет -- там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет -- там вырастит гора, где прискачет -- там высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле, он изрыл ее, наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор». Такое творение земли народ на своем эпическом языке назвал сеяньем. «Взял Бог песчиночку и насеял всю землю с травами, лесами и всякими угодьями».
 В русских преданиях, в которых зачастую перемешаны христианские и языческие представления, создателями земли, как правило, являются и Бог и дьявол. Многие исследователи связывают этот факт с богомильской ересью, однако и в славянском язычестве существует противопоставление Белобога и Чернобога. Но вернемся к Афанасьеву.

«В Галиции рассказывают, что в начале веков было только небо да море, по морю плавал Бог в лодке и встретил большую, густую пену, в которой лежал черт. "Кто ты?" -- спросил его Господь. "Возьми меня к себе в лодку, тогда скажу". -- "Ну, ступай!" -- сказал Господь и вслед за тем послышался ответ: "Я черт!" Молча поплыли они дальше. Черт начал говорить: "Хорошо, если б была твердая земля и было бы где отдохнуть нам". -- "Будет! -- отвечал Бог. -- Опустись на дно морское, набери там во имя мое горсть песку и принеси, я из него сделаю землю". Черт опустился, набрал песку в обе горсти и примолвил: "Беру тебя во имя мое!" Но когда вышел на поверхность воды, -- в горстях не осталось ни зернышка.


 Он погрузился снова, набрал песку во имя Божие, и когда воротился -- песку у него осталось только за ногтями. Бог взял этот песок, посыпал по воде и сотворил землю не больше и не меньше, как сколько нужно, чтобы им обоим улечься. Они легли рядом -- Бог к востоку, а черт к западу. Когда черту показалось, что Бог заснул, нечистый стал толкать его, чтобы он упал в море и потонул, но земля тотчас далеко раскинулась к востоку. Увидя это, дьявол начал толкать Бога к западу, а потом к югу и северу, во все эти стороны земля раздавалась широко и далеко.


Потом Бог встал и пошел на небо, а черт по пятам за ним, услышал, что ангелы славили Бога в песнях, и захотел создать себе столько же подчиненных духов, для этого обмыл свое лицо и руки водою, брызнул ею назад от себя -- и сотворил столько чертей, что ангелам не достало уже места на небесах. Бог приказал Илье-Громовнику напустить на них гром и молнию. Илья гремел и стрелял молниями, сорок дней и ночей лил дождь, и вместе с великим дождем попадали с неба и все черти, еще до сего дня многие из них блуждают по поднебесью светлыми огоньками и только теперь достигают до земли».


А вот предание заонежан: «По досюльскому окиян-морю плавало два гоголя, первый бел гоголь, а другой черен гоголь.


И тыми двумя гоголями плавали сам Господь вседержитель и сатана. По божию повелению, по Богородициному благословению, сатана выздынул со дня синего моря горсть земли. Из тоя горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а сатана понаделал непроходимых пропастей, щильев и высоких гор. И ударил Господь молот ком и создал свое воинство, и пошла между ними великая война. Поначалу одолевала было рать сатаны, но под конец взяла верх сила небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино воинство, и попадало оно на землю в разные места, отчего и появились водяные, леший и домовые».

Подобное же предание находим в апокрифической литературе, а именно в статье, озаглавленной «Свиток божественных книг». Хотя статья эта известна нам в позднейших и отчасти попорченных списках, но без сомнения -- происхождение ее весьма древнее, в ней заметны следы богомильского учения и некоторые передаваемые ею подробности встречаются в рукописях XV и XVI столетий. До сотворения мира, сказано в «Свитке», сидел Господь Саваоф в трех каморах на воздусех, и был свет от лица его семьдесят -- седмерицею светлее света сего, ризы его были белее снегу, светозарнее солнца.


Не было тогда ни неба, ни земли, ни моря, ни облаков, ни звезд, ни зари, не было ни дней, ни ночей. И рече Господь буди небо хрустальное и буди заря, и облаки, и звезды! И ветры дунул из недр своих, и рай насадил на востоце, и сам Господь возсел на восто-це в лепоте славы своей, а гром-глас Господень, в колеснице огненной утвержден, а молния -- слово Господне, из уст Божьих исходит. Потом создал Господь Тивериадское море, безбрежное, «и сниде на море по воздуху... и в виде на море гоголя плавающа, а той есть рекомый сатана -- заплелся в тине морской. И рече Господь Сатанаилу, аки не ведая его: "Ты кто еси за человек?" И рече ему сатана: "Аз есмь бог." -- "А мене како нарещи". Отвечав же сатана: "Ты бог богом и господь господем". Аще бы сатана не рек Господу так, тут же бы сокрушил его Господь на море Тивериадском. И рече Господь Сатанаилу: "Понырни в море и вынеси мне песку и камень". И взяв Господь песку и камень, и разсея по морю и глаголя: "Буди земля толста и пространна!" Затем взял Господь камень, преломил надвое, и из одной половины от ударов Божьего жезла вылетели духи чистые, из другой же половины набил сатана бесчисленную силу бесовскую. Но

Михаил-архангел низверг его со всеми бесами с высокого неба. Созданная Богом земля была утверждена на тридцати трех китах».

Западнославянские представления о происхождении земли разнятся от восточнославянских и по духу ближе к представлениям кельтов.

«По хорутанскому верованию, земля Волею Божией вышла из морской бездны, в которой до начала мира была погружена вместе с солнцем, месяцем, звездами, молнией и ветрами, первая показалась из воды высокая гора Триглав, самая жизнь на земле зародилась с той минуты, когда внутри ее загорелся огонь, то есть когда лучи весеннего солнца согрели мерзлую землю и пробудили в ней силу плодородия. У карпатских русинов существует верование, что вселенную созидали царь -- огонь и царица -- вода, то есть молния и дождь, небесный огонь солнца и живая вода весенних разливов, а сербская песня представляет молнию силою, господствующую над всем миром и все в нем устрояющей она делит мир и раздает дары -- Богу небесную высь, св. Петру -- летний зной, Иоанну-Крестителю -- зимний холод, Николаю-угоднику -- воды, Илье-пророку -- громовые стрелы. Замечательно, что слово творить указывает на воду, как на существенный элемент творчества, датское tvore -- разводить, размешивать что-либо сухое с влажным, исландское thvari -- тесто, русское творилка -- квашня, раствор -- смесь жидкости с чем-нибудь сухим или одной жидкости с другой, творог употребляется в смысле мягкой грязи.

Народное предание относит создание мира к первому весеннему месяцу -- марту, название которого говорит о времени, посвященному Марсу, -- богу-громовнику, победителю демонических ратей. Во всех мифологиях божество весенних гроз, как оплодотворитель земли и податель урожаев, наделяется творческою силою, от его дыхания произошли ветры, от его глаголов -- громы, от слез -- дожди, от густых волос -- облака и тучи». Будучи монотеистами, славяне и кельты имели вместе с тем огромное количество богов, выполняющих различные функции, которые так или иначе связывались с человеческой деятельностью. Поскольку мир был создан одним богом из собственного тела, а человек из частей земли по образу этого бога, казалось бы, зачем нужны посредники в виде более мелких богов? Вместе с тем многообразие природных явлений и человеческой деятельности нуждалось в более мелких «управителях» и «покровителях». Чем сложнее становились общественные отношения, тем большее количество богов появлялось в национальном пантеоне.

Любопытно, что финская космогония развивает практически ту же идею, что и космогония скандинавов и славян.


 «Изначально обитала в воздушной области дева Ильматр -- буквально дочь воздуха, однажды спустилась она с эфирных высот на море, и вот поднялась буря, море взволновалось,

Ильматр зачала в утробе своей сына от ветра и носилась по морской поверхности ровно семьсот лет, наконец чудному ребенку надоело заключение, и он сам проложил себе дорогу из чрева матери, это был Вейнемей-нен -- бог, обладающий даром могучих чародейских песен. Подобно светлому богу русского народного предания, он плавает по волнам первобытного моря и пением своим, то есть громовым словом и звуками завывающей бури, творит острова, мысы, заливы и подводные камни.

Затем прилетает орлица, соответствующая голубям карпатской колядки, садится на колена Вейнемейнена и несет яйца, из которых потом созданы были солнце, луна и звезды. Орел -- олицетворение грозовой бури, из-за разбитых молниями и рассеянных ветрами туч он выводит круговидные светила, которые на метафорическом языке уподоблялись золотым яйцам, снесенным мифическою птицею».

Мифология, как правило, оперирует разными попытками бога создать человека. Так, в Ирландии было несколько волн переселенцев, и судя по тем свойствам этих жителей, каждая раса создавалась богом разными способами и из разного материала. Вот что пишет Афанасьев: «Создание первого человека миф ставит в теснейшую связь с преданиями о происхождении огня. Как на земле огонь добывался через трение одного полена, вставленного в отверстие другого, так и на небе бог-громовник сверлит гигантское дерево-тучу своей острой палицей, и от этого сверления она чреватеет и рождает малютку молнию. Древнему человеку, который в громовой палице узнавал детородный член бога-оплодотворителя земной природы, естественно было это представление о происхождении огня и молнии сблизить с актом соития и зарождения младенца, тем более, что самая жизнь, одушевляющая человека, понималась как возженное пламя.


Священные песни Вед в добытом трением огне видят плод супружеского соединения обрубков дерева, из которых один представляет воспринимающую жену, а другой -- воздействующего мужа, масло же, которым их умащали, называют плотским семенем. Отсюда возникли мифические сказания, во-первых, что душа новорожденного нисходит на землю в молнии, и во-вторых, что первая чета людей создана богами из дерева».

Существует и другая мифологическая версия: «Миф о происхождении рода человеческого из камней в одной из наших старинных рукописей соединяется с верованием славян в Рода, имя которого в памятниках постоянно ставится рядом с роженицами, вещими предсказательницами судьбы новорожденного и помощницами в родах. Вот это любопытное свидетельство: "Вседержитель, иже един бессмертен и непогибающих творец, дуну бо ему на лице дух жизни, и бысть человек в душу живу: то ти не Род седя на вздусе, мечеть на землю груды -- ив том рождаются дети... Всем бо есть творец Бог, а не Род".


 Род, мечущий с неба груды -- камни, напоминает общеарийское представление о боге-громовнике, который разбивает облачные скалы, бросая в них молниеносным молотом».

Есть и еще одна версия. По известному свидетельству Несторовой летописи, волхв, рассказывая о происхождении рода человеческого, утверждает, что вспотевший от мытья в бане Бог обронил на землю капли пота, из которого дьявол сотворил человека, а Бог вдохнул в него душу.

Представления кельтов и славян о происхождении мира и человека удивительно близки. Скорее всего это не потому, что один народ повлиял на другой. Здесь нет учителей и учеников. Похоже, это тот случай, когда оба народа пронесли эти древнейшие индоевропейские знания сквозь череду веков и, возможно, именно эти знания позволили им хорошо понять друг друга после того, как пройдя многовековое самостоятельное развитие, эти два народа встретились вновь.

Темы космогонии и происхождения человека не зря сведены в общую главу, поскольку в цепочке Бог -- Вселенная -- Земля -- Человек, не только есть обратная связь, но, что всего важнее, с двух сторон этой цепочки стоят существа, имеющие похожий облик. Венец творения -- человек, замыкает собой цепь творений демиурга, по образу и подобию которого он создан, а значит в обязанности человека входит поддержание равновесия на земле, из частей которой он создан.


Отсюда становится понятен и смысл жертвоприношений, особенно человеческих, которые у кельтов и славян служили именно этой главной космической цели -- сохранению мирового равновесия.


Расчленение жертвы олицетворяло собой создание мира из частей бога, а различные способы умертвления жертвы -- посвящения ее богам разных стихий и функций.