Случай

Николай Подрезов
                Странное свойство случая! Оно проводит вас равнодушным мимо " Страшного", и,наоборот,вы ищите глубины тайны за ничтожным случаем.
               
                Велимир Хлебников               


    Полагаю, что  вряд ли так чётко и надолго в моей памяти отпечатался бы этот случай, если бы не одно обстоятельство или совпадение (это уж кому, как захочется), но именно с этого случая в моей жизни наступили перемены.
        Было это давно, в годы, которым имя «лихие». Оно и сейчас, когда мало – помалу утряслось, ремесло гончара на отшибе, нет в нём надобности как прежде, но какая - то верхняя сила стреножит меня при нём.  Летом, куда ни шло, туристы покупают, зимой – край.  Пытался зарабатывать работой, какая под руку попадётся, ходил на болото за ягодой клюквой, тонул, и не окажись поблизи ещё двоих таких же горемык, на том закончились бы мои мытарства. Добыть клюкву -половина горюшка, продать -совсем беда, не задались во мне коммерческие способности. 
      Перехвачу у одного маленько денег на недельку, бегу к другому, должок отдачи требует. Сталось так: по третьему кругу пошёл просить, спасу нет от стыда, а что поделаешь. Прихожу, а человек, выручавший много раз,  говорит:
- Что ты ходишь с протянутой рукой? Немцы, замаливая грехи, собрали денег и выплачивают тем, кто был угнан на работы в Германию,  твоя матушка полных пять лет отбыла, знаешь, сколько отвалят!.
Нехорошо как -то сказал, понял я, что занимать мне больше негде.  Что делать? Ума не приложу, хотя мороки никакой, возьми бумаги, сходи, получи,  людям тоже приятно будет, от чистого сердца делают. Да только мамушка моя была человеком иного кроя, ни минуты не сомневаюсь, не пошла бы. Припомнилось, как она пыталась в мою голову заронить правило борьбы с бедой, какая бы не навалилась и, самое интересное, науку эту она почерпнула там, в Германии. Весна, войне вот-вот конец,  сельхозработы,  немец за плужком, мамушка картошку в борозду кладёт и тут самолёты  бомбить начинают. Кричит немцу :
-Ложись,гад!.
Он, не останавливаясь:
Арбайт, арбайт…
Так и работали, пока не кончилась бомбёжка.
Вот её слова, сказанные мне тогда : « Какие бы беды не обрушились, нет лучшего средства, чем «арбайт», даже если результатом будут крохи, это больше, чем ничего ».

И надо же учудить: в такое время обзавёлся собакой, не морить же голодом.  По карманам, по сусекам собрал на корм, купил мешок « Дарлинга», на обратную дорогу денег нет. День праздничный, машин на трассе мало, потихоньку поплёлся к себе. Тащу мешок и вроде разделён на две половинки, одна другой:
-Кому нужно твоё упрямство, оно сродни гордыне.
В ответ:
-Брать в долг стыдно, но в этом случае  хоть и на земле ты,  да не на лопатках, есть надежда, что стряхнёшь эту напасть. Примешь пожертвование, собственными руками изничтожишь надежду.
Размышляя дошёл почти до своей свёртки, подустал порядком, поди километров десять оттопал. Решил передохнуть, у обочины сбросил мешок, на него  присел. Смотрю, у ног моих кошелёк, я его поперву  принял за комок грязного снега, нет, кошелёк. Подумалось, может ребятня шалит, привязали за ниточку, а тут же,  какая ребятня?  По обе стороны заснеженное поле.
Поднял, радость скукожилась, стало жаль потерявшего.  Вдруг адресок внутри?  Нет.   Денег в кошельке было на пару мешков корма, я набрал полные лёгкие воздуха, что есть мочи закричал в быстро надвигавшуюся темень:
-Я не пойдуууууу….
Вместо эпилога.
   За деньгами я не пошёл. Через неделю получил заказ, о котором можно было только мечтать.