О философских взглядах П. А. Сорокина

Шолохов Виталий
Эссе

В монографии Г.Д.Чеснокова «Историко-философские этюды» (Москва 2011 г.) опубликована статья Глава 7. Питирим Александрович Сорокин и его место в социологии XX  века. Автор рассматривает проблемы истории отечественной философии. Его вывод: «Место П.А.Сорокина в истории социологии следует оценивать в рамках  той  социокультурной школы, в которой он принадлежал и среди представителей которой, он на протяжении всего XX в. занимал одно из самых видных мест. (Г.Д.Чесноков, 2011, С. 242).
С нашей точки зрения наиболее интересным в мировоззрении П.А.Сорокина оказывается его интегралистская концепция, которая позволила ему рассматривать проблемы социальной философии с позиций системного подхода. В этом эссе я попытаюсь реконструировать его концепцию с позиции нашей «квантовой» модели первых оснований бытия.  (См. PROZA.RU Имидж-концепция 1). В этой статье размышления о роли  квантов в рамках модели «Большого взрыва»  как начала физического бытия нашей Вселенной привели меня к предположению о нереальности возникновения нашего Мироздания из одной точки небытия. Физика сегодня установила, что во Вселенной действую четыре силы: гравитационная, инерционная, электромагнитная и химическая. Они не только есть силы, но и «участники» создания твердого фундамента, необходимого для возникновения и существования живых форм материи. В то время, когда жил и работал Аристотель, существовали только догадки в виде совокупностей: огонь, воздух, вода, земля. Это разнообразие форм материальной субстанции заставило Аристотеля отделить материю от форм ее существования.  В то время создание единой, интегральной, системной доктрины первых начал \ причин бытия не имело фактических оснований. Но возможно, именно поэтому Аристотель уделил такое большое внимание к,  прежде  всего,  именно физике. И эта же причина лежит в основании того результата, к которому пришла Наука в виде ее многочисленных направлений.  В результате возник многовековой отход от системности к рационализму и двухзначной логике. Кроме того, борьба материализма и идеализма стала основной интригой не только в познании, но и в политике.
Известно, что Аристотель в своем исследовании «энтелехии», где он использовал дуализм «становящегося и ставшего», логически сформулировал метод системного анализа исторической эволюции бытия. (Отметим, что для понимания эволюции бесценной оказывается также диалектика.) Оставалось только разработать физико-математический аппарат и создать теорию размерности, чтобы на основе достижений Квантовой Физики сделать вывод о «первичности» энергии и ее материальных форм. Кроме того, было необходимым в понятии «цель» перейти к пониманию законов Природы как их «цели» следовать этим законам с максимально возможной точностью. В результате, отпала необходимость в ответе на вопрос: Кто и как создал Мир? Правда, физический подход имеет определенную неточность. Однако, доказано, что эта неточность объективно неустранима из-за свойства алгоритма поиска экстремума цели и существования космического энергетического фона, который мешает прохождению информации, необходимой для «работы» экстремальных поисковых механизмов.
Напоминаю, что в качестве модели для поиска системы первых начал бытия я использовал закон возрастания энтропии. Так как изменение энтропии определено в физике как возникновение информации, а сама энтропия имеет размерность произведения [время x энергия], то существует системная связь между тремя размерностями, которую выразим в виде уравнения: F(информация x время x энергия) = 0.
Отметим сразу, что здесь информация, время и энергия взяты из фундамента бытия и не могут / не должны интерпретироваться с позиций современной физики. Как раз выражение функции F дает нам возможность дать определение всех этих «переменных». Например, «время», как функция энергии и информации, есть мера изменений в «театре» действующих сил (в том числе, мера труда человека) и мера скорости вычислительных средств (в том числе сложность алгоритмов мозга). В свою очередь, информация есть сложность программ (А.Н.Колмогоров) , которая определяет продолжительность (время) достижения решения и многообразие разнообразия условий в Природе и жизни человека.  Также: энергия есть функция материи, пространства и времени, например, такая как определена для величины энергии в физике через математику: M x V2/2 {здесь первая двойка – вторая степень, а V есть расстояние, деленное на время его преодоления}.
Рассмотрим модель общества Питирима Сорокина.
Так же, как можно сказать, что Душа человека есть энтелехия (продукт) его тела, также можно сказать, что культура есть энтелехия общества. Питирим Сорокин выделяет три типа субкультур: материальную культуру, духовную культуру и культуру коммуникаций людей в обществе. Но здесь у Питирима Сорокина специалисты находят некоторую неустойчивость в определениях. Эту нечеткость мы попытаемся ликвидировать, используя квантовую модель первых начал бытия, которые использовал Аристотель.
Здесь мы проведем еще одну параллель, используя определения Аристотелем частей души. Аристотель говорит о том, что душа человека имеет три части: растительную, деятельную и ум. Если привести в соответствие этим трем частям души первые три начала бытия: время, энергия, информация (конечно с учетом интегрального, системного начала), то можно соответственно трем культурам Питирима Сорокина можно привести в соответствие эти же первые начала. Тогда модель общества Питирима Сорокина принимает вид однозначно определенной теории, которая может быть использована для интерпретации его социальной и культурной динамики.
Но об этом – в следующей «фантазии».

01\10\2019
Виталий Шолохов