Кто убил Леонида Лазаревича?

Генрих Бабаджанян
Кто убил Леонида Лазаревича?

Это было в 1991 году.
Тогда, ещё в СССР, шла война между двумя советскими республиками – Арменией и Азербайджаном. Официальная советская власть, в первую очередь Горбачёв, были на стороне Азербайджана, поэтому я запомнил эту фразу, с которой начинались новости на СМИ: «Неизвестные лица армянской национальности…». Я не мог понять, почему лица неизвестные, а национальность имеется. Уверен, что в ЦК КПСС были свои «мутильщики».
Возможно, это были противники Горбачёва. Для них чем хуже – тем лучше. Наверное, они и нагнетали, обостряли обстановку. Точно сказать не могу, кто этим занимался, но то, что они поступали непорядочно, это точно.
Одни и те же члены ЦК одновременно поддерживали и армян, и азербайджанцев, что приводило к столкновению и гибели невинных людей армянской национальности в азербайджанских городах и сёлах. Бывало так, что «некие» проазербайджанские силы убивали милиционера, или солдата, после чего все информационные СМИ СССР обвиняли армян во всех грехах. Во всём должна была быть виновата только армянская сторона.
Такой был приказ сверху. А провокаторов было очень много. Многие на этом делали деньги. Велась грязная информационная война против армян с военной поддержкой со стороны Советской армии.
27 декабря я у себя в мастерской, как всегда, слушал радио «Маяк» и работал. В 14:00 была «Информационно-музыкальная панорама», которую вели два Александра. Один из них Рувинский, а фамилию второго не помню. Не помню, кто из них в тот день вёл программу. В информационной части подключилась к эфиру студия «Маяка» в Баку, где работал корреспондент Маис Мамедов. Он сообщил, что в Баку прибыл Леонид Лазаревич, который тогда уже работал на РС «Маяк». Они говорили о том, что Леонид должен поехать на линию фронта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, что более точные и исчерпывающие новости будут с места событий.
Леонид Лазаревич был честным, порядочным человеком и опытным журналистом и, конечно, очень смелым, раз решил поехать туда, где стреляют и убивают.
Во время радиопереклички Маис Мамедов вдруг спросил у своего гостя в студии:
– Леонид, а Вы не боитесь, что Вас там убьют?
Леонид ответил на вопрос стандартными словами, что не думает, что убьют, что не боится, и что война, всякое бывает… Дословно слова не помню, потому что после вопроса Мамедова я был уверен, что Леонид приговорён, что его точно убьют, чтобы обвинить в этом защитников Карабаха – армянских добровольцев.
Я был в панике, не знал что делать, но что убьют Леонида Лазаревича, я знал точно. И был уверен, что это был не вопрос, а приговор. Хотел позвонить в студию «Маяка», просить, чтобы они отозвали потенциальную жертву из когтей убийц, которого будут казнить ради политической выгоды.
Знал, что за Леонидом будет ходить убийца, чтобы при первой же возможности его убить по приказу руководства Азербайджана.
Я не знал, как сообщить и кому. У меня не было ни телефона в начале 90-х, ни номера телефона радиостанции «Маяк».
На следующий день в новостях сообщают, что в Карабахе погиб корреспондент «Маяка» Леонид Лазаревич…
Эта новость меня потрясла … Я винил себя в том, что не позвонил и не предупредил, что это подлая политическая игра против целого народа и ни в чём неповинного человека совсем другой национальности.
Потом сам себя успокоил тем, что в Москве никто не поверил бы и ничего не изменилось бы после моего звонка.
Напарник Лазаревича писал об этом. Писал про каких-то снайперов с противоположной стороны, но он не стоял рядом с убийцей и не мог знать, кто нажал на курок. Все эти годы я был уверен, что корреспондент радиостанции «Маяк» Маис Мамедов знал, что его коллега Леонид Лазаревич приговорён к смерти.
После смерти Леонида Лазаревича прошло 25 лет. Все эти годы я хотел написать об этом, но каждый раз оставлял на потом.
Вечная память всем журналистам, которые погибли на «горячих точках», хотя это не точки, а целые страны и народы, которые тоже невинно погибают.
Сегодня я созрел.
28.12.2016