Россыпи памяти - 9, Крим отняли!

Вит Уйманов
Вот один трагикомичный случай, о котором хотел рассказать, но с начало предыстория. Этими днями в январе 2019 исполняется ровно 50 лет, с того дня, как мы с женой где-то сразу после  празднования Нового, 1969 года переехали из самого центра Москвы в новую квартиру на Юго-западе столицы. А началось с того, что наш тогдашний «креативный» (по-русски хочется сказать несколько иначе) руководитель страны, Хрущёв (который до того отдал Крым Украине, посеяв семена вражды) задумал, ради поднятия престижа, организовать Всемирную (у нас всё «Всемирное» - революция, значение…) промышленную выставку. Выбрали место в поле на окраине тогдашней Москвы, заранее провели метро, продолжив главную линию от ст. «Университет». Потом, как всегда, «подсчитали - прослезились», от идеи отказались и решили строить образцовый жилой район. Сложилась парадоксальная ситуация: миллионы москвичей ждут прихода метро десятилетиями, бывает и всю жизнь, а тут метро есть, а домов нет. Когда мы первый раз приехали ознакомиться, то увидели белое заснеженное поле и единственный наш дом в 2-х минутах от метро.
Район быстро застраивался, но первые годы было странно наблюдать из лоджии как напротив по колхозному полю ходит  комбайн, пасутся коровы, верещат жаворонки, в болотце квакают лягушки. Тогда только начиналось кооперативное строительство и условия были льготные. Для справки:3-х комнатная кв. с отделкой (паркет, обои, кафель, сантехника, газовая плита) за 40% стоимости, а остальное с рассрочкой на 15 лет (кажется, без %%). Общая стоимость была сопоставима со стоимостью «Жигулей» (вот он, «звериный оскал» социализма!).
Проект застройки «Района коммунистического быта» получил высокую оценку в профессиональных кругах архитекторов. Через весь район проходит бульвар, который собирались оформить с размахом: например, около школы установили бронзовую скульптуру юноши с белкой на плече, а поодаль на постаменте – красивую голову женщины из белого мрамора. Жизнь налаживалась. Но наступили тяжелейшие 90-е годы, район стал быстро терять лицо: плиты с постамента «бронзового мальчика» содрали на продажу, мраморную голову украли, и дальше можно было бы и не продолжать.
Возрождение произошло в последние несколько лет. Бульвар облагородили: установили красивые фонари и многочисленные скамейки. Прошедшая осень выдалась на удивление сухой и тёплой. Я, практически ежедневно, направлялся посидеть в одиночестве «в тени дерев» или на солнышке с «томиком стихов» и черновой тетрадкой (вдруг что-то придёт в голову).  Как-то ко мне подошёл скучающий пенсионер: «Вы кто – генерал, дипломат?» (рядом дипломатический дом). С чего бы это – неужели произвожу такое впечатление! Ну, да ладно, наверное, это так, для знакомства. Присел, выяснилось, что приехал к сыну в Москву из одной из среднеазиатских республик, сам высококвалифицированный автослесарь, рассказал о тамошних «умельцах», привёл интересные примеры, как он внедрял свои технические решения (до чего же, всё-таки, талантлив русский человек!). У него острый наблюдательный взгляд и здоровое чувство юмора. Одна его история мне особенно запомнилась. Плацкартный вагон. Старенькая бабушка (русская, 30 лет прожила на Украине) ошибочно заняла нижнее место. Когда это выяснилось, а она не могла самостоятельно подниматься наверх, каждый раз происходила следующая сцена. Она стоит в  проходе, опираясь на верхнюю полку, ожидая, когда ей помогут  и, в оправдание своей беспомощности с упрёком повторяет на украинский манер: «Крим отняли! Крим отняли!». Да, глубоко в них засело чувство нашей вины. Интересно, когда им Крым отдавали «просто так», у них не возникало чувства неловкости? Или, словами Офелии из «Гамлета»: «Порядочные девушки не ценят, когда им дарят, а потом изменят»? Мой знакомый образно передал эту сцену, мы вместе посмеялись, а я потом, невольно, вспомнил и своё про Украину.
Я работал в центральном отраслевом НИИ в Москве, а один из наших филиалов  УкрНИИ находился в Киеве. Они часто к нам приезжали – были нормальные человеческие и деловые отношения, говорили, конечно, на русском. Как-то и я приехал в Киев в командировку, а тогда, как и везде, главная проблема была с устройством в гостиницу. Решил обратиться за помощь на филиал. Захожу в помещение, а там застолье! Собрался весь коллектив – на столе горилка, сало. Все разгорячённые, краснолицые, а я бледный, усталый стою в дверях. «О, Виталий Аркадьевич, здравствуйте, давайте к нам за стол!». Я объяснил проблему. «Не беспокойтесь,  мы вас устроим в общежитии, и, если хотите, можем вам предоставить…». Тут одна из присутствующих посмотрела на меня внимательным взглядом, но я от дополнительных услуг отказался. Т.е., тогда всё было нормально.
Но вот другой пример. За год до Московской Олимпиады–80  я побывал в Италии по туристической путёвке. Венеция, ночь, мы с приятелем шли каким-то тёмным переулком и остановились у ярко освещённой витрины магазина. Поодаль стояла пара – парень и девушка, разговаривали по-русски. Я обратился к ним:
- Вы тоже из России?
- Нет, мы из Украины,
- Я думал, что это одно и то же!
- Нет, это не одно и то же ! - ответили они со злобой. 
Напоминаю, что это ещё до 1980г. Теперь на Украине часто говорят, что из-за «Крим отняли!» «Россия потеряла Украину!». А, м.б., это они, из-за давнишнего врождённого национализма части из них и маниакальной мстительности на государственном уровне потеряли Россию, нашу общую веру, культуру, язык, общую историю. Поживём – увидим. Но  Крым  к нам вернулся, и это главное!

09.01.19.

Фото авт.