Телевизор из детства

Татьяна Фурсова -Павловец
               
                ( Из серии МОИ ВОСПОМИНАНИЯ)

      Я родилась в Советском Союзе.  В деревне, а если быть более точной, то в Брестском городском роддоме, куда маму отвёз папа. Когда мама родила меня, маленькую Танюшку, папа привёз нас с мамой домой, в ставшую родной для меня деревню. Называлась она – Хутора Романовские.  Папа там работал в лесничестве лесничим. А его замом была Анна Ивановна Василюк. И жили мы всё в том же лесничестве. С одной стороны была контора, состоявшая из двух больших комнат, а с другой стороны проживали мы -  в двух комнатах и кухне. А за стенкой от нас – Анна Васильевна с мужем дядей Мишей и двумя сыновьями – Геной и Сашей.  Но входы у нас были отдельные, отдельные маленькие верандочки и крылечки.
 
      Зато двор был огромный-преогромный!  В конце двора стояла клуня – огромный сарай, разделённый на две половины. Левая половина сарая была наша, а правая – дяди Мишина. Он держал коня, конь был не его, а лесничества. Но дядя Миша работал там конюхом и заготавливал сено для этого коня. Мы же в свою очередь заготавливали сено для своей коровы и на подстёл свиньям, которых приходилось держать, т.к. в деревне не было магазинов.  Но потом построили магазин, детский садик и школу. Магазин был и продовольственный, и промтоварный – как говорится, в одном флаконе! Были необходимые для сельчан вещи, грабли, ломаты, мотыги, даже конская сбруя там продавалась. А из продовольствия был хлеб, мука, комбикорм, конфеты, халва, перец, соль, сахар, уксус, вино и водка и кое-что по мелочи. Хлеб завозили редко, поэтому набирали по 10-20 кирпичиков хлеба сразу. Через час хлеба уже не оставалось. Поэтому мы всегда затаривались сразу по полной – покупали мешок сахара, мешок муки.

      Мама часто пекла хлеб и булки сама. А ещё – блины. Налистники, начиняла их творогом с яйцом и сахаром, скатывала рулетиком, подтыкая боковинки. Как же я любила эти налистнички со свежим молоком! А ещё любимым был отрезанный ломоть батона, смоченный ложкой молока и сверху густо-густо посыпанный сахаром. Я делала его очень быстро и тут же с этим лакомством бежала гулять на улицу с мальчишками. Почему-то девчонок я терпеть не могла за то, что они были рёвы-коровы! Мальчишки мне доверяли свои секреты. Мы лазили по заборам, по деревьям, по кустам, строили в них себе домики, играли в разные детские игры, в догонялки, в бэрика, в войнушку и ещё кучу-прекучу разных игр.

      Сколько себя помню, всегда у нас были гости, и постоянно кто-нибудь ночевал из папиных друзей и знакомых. Мы были очень гостеприимными людьми, а в деревне гостиницы не было, поэтому если приезжали из Бреста или из Минска в лесничество, или проверяющие, то, как правило, останавливались всегда у нас – это даже не обсуждалось! И что самое интересное – никто никогда не напивался! Выпивали иногда, и то только по праздникам! Ну, а если важные гости останавливались, то у нас всегда стояла в серванте бутылка водки – для неожиданных гостей. Причём, если и пили с гостями, то за весь вечер выпивали только по 2-3 рюмочки, а остальное содержимое бутылки убиралось назад в сервант – до следующих гостей. Никогда у нас никто пьяным не валялся, не дебоширил, не кричал. И так проходили за днями дни, за годом – годы.

     Тётя Аня с дядей Мишей построили себе дом в другом конце деревни и перебрались с мальчишками туда,а их комнату и кухню отдали нам в пользование, т.к. к тому времени у меня появилась ещё сестричка и братик. Папа переоборудовал эти комнаты, врезал дверь из нашей кухни в зал, получилась неплохая трёхкомнатная квартира. Зал, правда, получился проходной. Из него можно было попасть в родительскую спальню, а из кухни - в противоположную сторону была наша детская.

      О телевизоре мы и слыхом не слыхивали тогда. Их просто не было. Было только радио, с которым мы сверяли часы и слушали его по вечерам – концерты, новости, песни, рассказы об интересных людях.  Но всё изменилось, когда, наконец, папа однажды купил телевизор. Это был чёрно-белый «Горизонт»  примерно с 30-сантиметровым экраном.Ещё ни у кого в нашей деревне не было телевизора! У нас был - единственный на всю деревню.  И передачи по телевизору транслировались тогда не круглосуточно, как теперь, а строго по часам.  Начиная с 17.00 и примерно до 21.00.  И то это были только новости, передачи о природе или о странах разных,  потом концерт, один мультик и один художественный фильм. На этом все передачи  заканчивались. Да и то поначалу даже не каждый день транслировались передачи! Понедельник был выходным днём, и ещё какой-то, теперь уже даже и не вспомню, какой! 3 или 4 раза в неделю только были передачи по телевизору! Только через несколько лет сделали трансляции ежедневными, но понедельник ещё очень долго оставался выходным от трансляций днём!

      Поэтому к нам потянулись все соседи. Как только заканчивался рабочий день, вся взрослая часть деревни собиралась у нас в зале, возле телевизора. Устраивались на диване, мама сносила все стулья, какие только у нас были, табуретки, лавки и лавочки,(кто жил рядом с нами, приходили со своими табуретками) и приглашала всех к телевизору. Папа включал его и все застывали с открытыми ртами. Ведь никто никогда не видел ничего, кроме своей деревни и односельчан! Мы, дети, устраивались на полу или выглядывали из соседней спальни, и слушали разговоры соседей. О-о-о! Что это были за разговоры!
Например. Идёт концерт, выступает певица, сзади у неё в платье до пят, немного открыта спина.

- О! Дывысь, як вырядылася! Ну, чысто шлёндра!

- Гляды, а якэ платье!  Во бесстыжая! Спыну одкрыла, шоб мацалы!

- Нина, ты тильки подывысь: якы бусы начэпыла – блышчать, як мои котэлкы, колы отодраю од сажы! Ха-ха-ха….

- Галю, ты тильки побач – разрэз в юбци ажно до пупа! Ны трэба хлопцям нычого и просыты – само назустрич лизэ!

      Дядька Тарас тоже встревает в разговор, увидя певца в блестящих брюках и цветном пиджаке:
- Ось, чорт вырядывся! Як баба! Куды ёго жинка смотрыть?

- Надька, ось, послухай. Веркина нывистка знов бэременна ходыть. Вже, мусыть, пятого носыть! Як жэребая кобыла, рожае кожэн год! А Валерка йии – кобелина, ёму тыко бы зализты на бабу!....

          А когда передача была, кажется, называлась "Вокруг света", то комментариев и удивлённых возгласов было ещё больше!

- О-о-о! Ты глянь, яка рэка!!!! Вылыка, зараза! А о-о-о окиян! О Божухна, нэвжэ ж такэ бувае! Слухай, Васыль, а диктор сказав, шо глубына ёго аж висим киломэтрив, а Марыинской впадыны ажно 11!!!!! Мусыть, шось пэрэпутав! То ж скики домив можно одын на другый поставыты пятиэтажных!!!

- О, о,о! Дывысь-дывысь! Якэ вуно чорнэ дытятко! Як сажа в моёй пэчы! Як жэ их матэры разбырають? Вуны ж на однэ облыччэ!

- Оёй! А жинки то, а жинки! Голымы цыцкамы трасуть! Нэвжэ ж вуны так ходють??? О як бы ты, Надю, свои цыцкы выставыла! То вуны вси бы там замэртво попадалы! Бо ты одною цыцкою зашыбыты можэш! От бэсстыжы, то бэсстыжы! А щэ такое показують!

- Ой, мамочко дорожэнькая! Шо робыться, шо робыться!!! Мужыкы чорны, бы тое вуголле! А дывысь: пъяткы то, пъяткы - билы чи розовы! Бис их розбэрэ! То нэ мужыкы, то - чэртякы з пэкла повылазылы!

- О тож бодай! Голы лазять, бэз портков, бэз трусив! Яким ся лыстьем прыкрывае свои прычындалы! О бисовскэ отродье! Ёго и днём нэ вбачыш, а вжэ ж ныччю, то як их жинки ихние знаходять? Мусыть наобмацок! А як щэ и не тое пошчупае! Ха-ха-ха!

- От дурные бабы! Шоб вас холера ны брала! Своих мужыкив мало, так щэ й и на чорных чулувикив потягнуло! - дядька Микола смачно выругался и как-то странно хохотнул... Бабки и тётки, которых было вдвое меньше, чем мужиков, так и покатились от хохота.

- Хто-хто, а ты б, Мыкола, мовчав! Свою жинку зайиздыв, чи тоби нэ соромно: баба выйшла и дровы колэ! А ты з мужыкамы в домино граешь у сусида!

- А тьфу на тэбэ, Зина! Достала! Такий вэчэр змарновала своимы сплетнямы! - и он, досадно сплюнув, вышел из хаты. А бабоньки снова зашлись хохотом.

      И так… весь вечер! Таких комментариев наслушаешься! Таких новостей наузнаёшь!   Да только мама тут как тут:

      - Ну, и чего вы повыбегали сюда? Быстренько марш в комнату, уроки учить! Нечего вам взрослые разговоры слушать! – мы, нехотя уходили в свою комнату…

      А потом сосед дядя Петя и его жена тётя Надя тоже купили телевизор. И стало у нас в деревне уже два телевизора! Односельчане разделились на две категории - те, кто жил недалеко от дяди Пети, стали ходить смотреть "телек", как мы любовно называли телевизор, к дяде Пете. Ну, а остальные по-прежнему собирались у нас.

      Счастливое это было время! Соседи собирались в основном только зимой. А летом некогда было смотреть даже пару часов телевизор – сельская работа ждать не могла. Коровы, куры, гуси, индюки, свиньи ждать не будут, пока их хозяева посмотрят телевизор!  Да и мы, детвора, летом не сидели у телевизора, как нынешняя молодёжь, а спешили во двор – гулять с мальчишками и девчонками, делиться своими детскими новостями! И шалили, и шкодничали… Всяко бывало! Счастливое у нас было детство, несмотря ни на что! Пусть все жили небогато, но и нищими нас назвать нельзя было – и на конфеты (в том числе и дорогие шоколадные!), на вафли, на печеньки всякие – денег хватало!

      Игрушек, правда, было мало, но зато добросовестно сделанные, а не такие, что чуть пальцем тронешь – и развалится!  И конструкторы были разные, в том числе и металлические, в металлических больших коробках, из  этих деталей гаечками прикручивали-привинчивали-сочиняли всякие поделки – от стульчиков до машинок, самолётов и аэропланов. У нас у каждого был свой конструктор. Да и пища была чистая, экологическая – всё натуральное – и масло, и молоко, и хлеб. Безо всяких там добавок. Да и воздух тогда был гораздо чище!

      Нам, детям, было весело и с родителями, и в своих детских компаниях! Да и помогали родителям все, даже «плохиши», которые и учились неважно. Зато могли и дров нарубать, и скотину выгнать на поле, и покормить живность свою… Словом, не были лентяями!  И побегать, поиграть успевали… Не знаю, как, но у нас на всё хватало времени! А ведь были ещё и кружки по интересам в школе, в клубе. Я сама ходила в несколько.  В клубе 2 или 3 раза в неделю посещала танцевальный кружок, театральный кружок, кружок чтеца, кружок кройки и шитья в школе, кружок домоводства, где мы учились готовить и печь сладости, хворост, торты и печенья разные. Было очень интересно. А ещё посещала библиотеку – и школьную, и в клубе в библиотеку была записана. Читала очень много. Тогда все много читали!  Да и кружки все были бесплатные. Подруга у меня была записана в музыкальный кружок, где училась играть на баяне и гитаре. Так мы и жили, сочетая игры, досуг, со школой, работой по дому. Поэтому о детстве у меня остались самые добрые воспоминания.  Я была по настоящему счастлива!

     После сказанного:

     И что самое интересное: наш старенький-старенький чёрно-белый телевизор "Горизонт" Минского производства, который был приобретён мною уже в замужестве, был точной копией и служил так же верно и без поломок много-много лет. Только несколько  лет назад отдали (рабочий ещё!!!) моему брату - телемастеру! Так брат сказал, что этот телевизор ещё 10 лет спокойно прослужит верой и правдой, а кинескоп в нём такой, что и 20 лет будет рабочим!!! Вот это было качество! Кстати, со "Знаком Качества" был, и выпущен - что самое интересное, в момент аврала - перед самым Новым годом! А ведь обычно мы старались не покупать те вещи и изделия, которые были сделаны в конце года, чтобы не попался брак! Но мы-то купили цветной телевизор с большим экраном, хотелось всё видеть в цвете, более красивым и нарядным! И уже с тех пор поменяли несколько телевизоров - ломались! Но больше такого качества уже не было! А жаль...
14.38                12.01.2019 года