Изюмный Эльф, а бывают ещё и Вишнёвые Эльфы...

Сан-Торас
БЕЗ КУПЮР.

Рецензия на «Ну, воты месяц пролетел, еще один...» (Сан-Торас)

____________Плодотворный месяц, Санто.))
 Можно сказать: автор сам подготовил свой бенефис по случаю Дня рождения (эх, везде вынуждают к самообслуживанию). ))
И хотя встретила здесь и более ранние Ваши стихи — их вариации, но факт налицо: это новый виток в Вашем поэтическом творчестве, новые ноты, новое звучание.

Прокомментирую по порядку.
1) «Пока земля, озябшая до дрожи...» - мятежное, жизнеутверждающее.

/Летит письмо. Но просит лес покоя.
Да только ветер, ветер не дает… СТ/ -

физически ощущается этот ветер — не только как природное явление и элемент осени, срывающей листву с деревьев, но и как символ движения, мятежного (или мятущегося) духа.

Здесь и в других стихах цикла улавливается настроение, близкое есенинскому «Свищет ветер, серебряный ветер». АВК

2) «НЕ ССОРЬ СЕБЯ С САМИМ СОБОЙ» - это глубина смыслов в богатстве метафор:

«Заря вломилась розовым плечом», «зрачками к небесам привинчен» - оригинальные авторские образы.

А это — то, что всего сильней зацепило:

«С последнего, мне кажется, видней» (СТ)
«комедия надежд на посошок». (СТ)

Почему зацепило — скажу в заключении. АВК))

3) «ЕДИНСТВЕННОЙ» - замечательный альянс любовной и философской лирики. Библейская тема органично вписалась. АВК

«Связи странного с полутаинственным
Зарождают предчувствие чуда». (СТ)

«Исключения тянутся к правилам» (СТ)

«Каждый ищет себе оправдания
И согласья с собой ищет каждый». (СТ)

4) «МГНОВЕННОЕ».

«пенки облаков» «звёзд ночная ртуть», «Сбежал в небесную ладонь,
Вскипевший млечный путь», «Коптила полночь фитильком». (с) -

Сколько же ярких, неординарных образов в Вашей творческой шкатулке, Санто!))

/Дул тёплый суховей,
Чуть подгоревшим молоком
Из детскости моей. СТ/ -

грустно и пронзительно, как ощущение детства (охватившее на миг среди настоящего). АВК.

/И в этот, ускользнувший миг
Мне вспомнилось о том,
Что прежде мир был столь велик,
Сколь мал он стал потом.
И жизнь казалась столь длинна,
Сколь бесконечен путь. СТ/ -

Что тут скажешь? Молча грустно киваю. Каждый возрождает картинки и спектр чувств СВОЕГО детства. А чувства, испытываемые по его поводу в моменты таких раздумий, думается, у всех похожи. АВК.

/Пройдет когда-нибудь она,
Так то ж когда-нибудь…/ (СТ) —

а это утешительное — тоже родом из детства. АВК

5) «ОБЛАЧНОЕ».

«Будто через меня проросли
Слишком красные корни деревьев»,

«Видишь, облачной лентой бинта
Затянуло просвет из колодца». (СТ) - яркая образность.

/Правды нет - но есть версия та,
Что в итоге у нас остается. СТ/ - Хорошо сказано, Санто.

/Мы украли себя у других. СТ/ - замечательная «кража» - в духе оксюморона.))

6) «УЛИТОЧНОЕ».

«А настроенье хоть поганое,
Испортить есть еще куда:)))» СТ —

славная ирония, Санто. И весьма оптимистично — как в анекдоте про пессимиста и оптимиста.))

«И я, как падший лист незрячий» (СТ) - образ осени, опадающей листвы проходит через весь цикл. АВК.

7) «БЕРМУДОВОЕ»

/И разойдемся мы по комнатам
В несовместимые миры.
Как трудно выбраться из омута,
Из тьмы бермудовой дыры! СТ/
/И то, что пройдено, пройдет… СТ/ (!)

8) «ВОЛНИТЕЛЬНОЕ»

Опять осень (думаю, она символична), переходящая в зиму.
Метафоры — нет, это не шкатулка, а рог изобилия.))

«ливня гулкое топтанье, последний лист слетевший на балкон... А за окном морозный почтальон уже несёт январскую посылку: наденет купол белый капюшон, повяжет
тополь снежную косынку, перекрестясь ветвями на огни холодных звёзд» (СТ)

«Ведь образность все тех же тополей,  зависит от дающего оценки». (СТ)

Да, для Вселенной поводы наших треволнений - цепь нейтральных событий, которым мы придаем ту или иную окраску — в зависимости от своего субъективного восприятия. АВК.

9) «САМЦОВОЕ». Хорошо, что созерцательная грусть лирического героя не беспросветна, а перемежается жизнеутверждающими нотами. Есть еще порох в пороховницах.))

10) «КОМНАТНОЕ»

/Не выходи из комнаты
Под лунной пушки дуло. СТ/ -

Санто, чего только нет у Вас про луну, в каких только ипостасях она не предстает.))

/На лучшее надеяться -
И есть успокоенье./ (СТ) —

философские раздумья (и постигнутое в результате них) проходят через весь цикл.

11) «КЛЮЧНОЕ».

А здесь в какой только роли не выступают слова!

«ливни слов», «кирпичи», «словоподтёки», «железные ключи»...
/Закроют чьи-то рты, откроют души.

Настроят мирный лад, начнут войну.
Слова мягки, тверды как мегалиты. СТ/

/Ты в океане слов поймай волну
Моей любви, заботы и защиты! СТ/ (понравилось про поимку волны. АВК)

/Но разве причиняют боль любя? 
Гуденье слов - назойливые пилы. СТ/

/Дай право мне на самого себя. СТ/ (! АВК)

«Пусть нянчат облака своих дитят» (СТ) - (прелесть, до чего мило. АВК)

«Не мы враждуем - наши представленья». (СТ) -

Не в бровь, а в глаз фраза — запишем в афоризмы. АВК.

/Кругом упреков каменных не счесть,
Но к ним свою  не  добавляю  лепту.
Библейская нас ослепляет месть:
«За око – око», значит, все ослепнут! СТ/ - И это в точку! АВК

/В молчанье разногласья не слышны
Я вычеркну из них слова-увечья!
Как много слов, как мало тишины
В болтливом улье, улье человечьем. СТ/ -

Грустно и то, что в этом «болтливом улье» зачастую не находится времени, мудрости или мужества на самое главное, важное слово.

Мудрое стихотворение, Санто. Что ни фраза — то афоризм. Очень понравилось. АВК.

12) «ЛЕВИНСОНОВОЕ».

/Претензий нескончаемый галдёж.
Без свежих истин - мудрость прошлогодня: СТ/

/А там февраль, белеющий в кальсонах. СТ/ Занятная картинка и очень зримая.))

13) «ПЕРЕВЕРТЫШИ» - очень милые стихи (мои давние знакомцы).

«Слетайте, обиды, с обветренных лиц,
Пусть Маленький всадник и ты, Медный принц,

Обнимутся дружеским жестом,
И в мире все встанет  на место!» (СТ)

14) «ВЕЧЕРНЕЕ»

«Бродит теплый вечер
Тихий, сумерЕчный» (СТ) -
а с этим познакомилась недавно - очарована его убаюкивающей напевностью.

15) «ПИЛИГРИМСКОЕ»

Мощное начало: в духе Цветаевой так начинать — сразу с аккорда. АВК

/Много вас, идущих мимо неба,
Жадные земные-человеки -
Взбили облака мякУшкой хлеба,
Вытрясли небесные сусеки.

Высохли дожди, свернувшись в тучи,
...
Каждый ухватил бы лунный лучик,
Если б не висел он так высоко.

Каждый проходил свои экстримы,
Постигал комедии и драмы -
Все мы в этой жизни пилигримы,
Жертвы Интернета и рекламы. СТ/

16) «Луна в тумане потных нег» — одно название чего стоит!

"Обнявшись с Музой, спал  поэт" (СТ) - милая картина. АВК.

/Своя тоска - сильней других.
Своя любовь — волшебней. СТ/ -

афоризм или пословица, достойная заменить «Своя рубашка ближе к телу».)) АВК.

17) «СОФИТОВОЕ»

/Я запах твой изжил – не вытравить повторно. Я выдернул из жил словесную ботву.
В руках степных ветров поёт луны валторна и льётся медный свет на желтую листву. СТ/

«Во мне не та резьба - я скроен не по моде» (с) - ценное авторское признание. Мода приходит и уходит. Стержень личности остается — хорошо, когда остается.

18) «ПРЕДНОВОГОДНЕЕ».

/Свет звёзд шинельку неба окатил -
И я воспрял туманными надеждами,
Вскураженный авансами светил! СТ/ -

везде у Вас свой, неповторимый почерк, Санто. АВК.
________________________________

Вот такой «автобусный тур» по Вашей праздничной подборке получился.)) Почему-то не обнаружила в ней двух, особо впечатливших меня, произведений — которые нахожу важными и даже определяющими в цикле:

1) «Посыпались из лунной наволочки»

/И мы взойдем по склону лет,
Но вверх по склонам не бывает - (!)
Зажжённый каждой жизнью свет,
Со смертью каждой угасает. (СТ)/

2) «Ночное»

Давно пора за все благодарить:
За сон, за день, за ясную погоду.
Найти судьбы связующую нить
И полюбить, что нелюбимо сроду.

Найти простые, ясные слова,
Воспеть в стихах уставшую Россию.
Единственная новость, что нова –
Талант, не растерявший страсть и силу.

Колючий ветер всколыхнёт Неву
И чередою опытов воздушных
Из  наволочки неба в синеву
Он облачные вытряхнет подушки.

А на столе  – открытая тетрадь
С Пизанской башней наклонённых строчек,
И белые листы зовут писать
Бессонно-звёздной беспокойной ночью…
© Copyright: Сан-Торас, 2018 —

это произведение достойно отдельного отзыва.

Оба стихотворения — яркое свидетельство «таланта, не растерявшего страсть и силу», а наоборот, созревшего — как драгоценное вино, окрепшего, как река, приобретшая спокойное, полноводное течение - по сравнению с бойким шаловливым ручейком (о ручейке сказано абстрактно - без привязки к Вашему и чьему-либо творчеству).

Стихи подкупают своей искренностью, задушевностью.

Сравнение с Вашей прежней поэзией (с которой довелось знакомиться ранее) привело к нижеизложенным выводам (разумеется, субъективным, основанным на моем видении поэта и поэзии - и с той оговоркой, что мы, стихиряне, не знаем всего Вашего творческого пути).

Что было? Был автор со своим неподражаемым почерком. Была мысль (и не одна на единицу площади), яркость и оригинальность образов, легкость, естественность их рождения. Было искусство в передаче картинки (зрительного образа) и настроения ЛГ. Был поэт-художник и зарисовки кончиком пера (в духе японской поэзии, о которой Вы немало рассказывали читателю).

Всё, что было, - осталось. Но теперь помимо глубины мысли явилась более глубокая прочувствованность каждого слова, проникновенность, исповедальность, вообще свойственная русской лирической поэзии. И музыкальность.

Новые Ваши стихи — стихи поэта-лирика - это взгляд ВНУТРЬ себя, философское осмысление (и переосмысление) пройденного пути и всего этого мироздания, и постановка новых творческих задач: «Найти простые, ясные слова» (с)...

Наверное, каждый поэт в своем творческом развитии проходит множество этапов. И каждому этапу — свой срок.

Я всей душой желаю Вам, Санто, чтобы всегда,
когда «листы зовут писать» (с) ,
у Вас было и желание, и все возможности отдаться творчеству и ощутить полноту реализации своего ТАЛАНТА.

Да, можно и на бегу записывать (и запоминать) стихи, рожденные на бегу. Но подготовка публикаций своего творческого багажа — очень кропотливое дело. Пусть у Вас будет для этого необходимый ресурс. А творческого ресурса у Вас с избытком.))

С уважением и теплом,

Анна Витальевна Коростелева 1   14.01.2019 16:06   

•   

______________Ответное письмо Вам, Аннушка, летит под названием «ИЗЮМНЫЙ ЭЛЬФ».
Сел я в кресло с чашкой чая, комп читает приятным голосом Вашу рецензию.
Заходит Лада, останавливается, слушает…
- Кто это пишет, Санто?
- Я тебе рассказывал про северных Эльфов, которые на автобусе
переплывают через Енисей.
- А почему Эльфы?
- Потому что у них Эльвироносная мать и бабушка Геновефа.
- Значит тебе пишет Изюмный Эльф!
- А какие еще бывают?
- Бывают Вишнёвые – они снимают вишенки с верхушек, а твой Эльф
вылавливает из глубин сплошные изюмы!
Вот так, Аннушка, Вы Изюмный Эльф! И моя жена, исходя из зоркости
Ваших наблюдений и выводов, подумала что Вы литератор.
Но думаю, многим литераторам до Вас, как мне до Енисея, учитывая
что сижу я на берегу Тихого океана, неподалеку от Мексики,
на границе с которой Трамп-пам-памп собрался возвести «великую стену».
Ваше письмо – драгоценный лакмус - через него проступает
«Успокоение», ибн счастье, как говорит китайская мудрость,
перекочевав в фильм «Доживем до понедельника» – это когда тебя понимают:

«Счастье - когда тебя понимают, большое счастье -
когда тебя любят, настоящее счастье - когда любишь ты.»
Конфуций. 551 год, до нашей эры.

«Одно слово может изменить твое решение.
Одно чувство может изменить жизнь.
Один человек может изменить тебя.»
Тоже Конфуций.

А внутри меня раскачивается маятник с амплитудой от неприятия
того что дано – до согласия.
Вы, снайперски попадая в точки над i меняете чувство с холода на тепло!
Как передать мою благодарность?!

Своя тоска - сильней других.
Своя любовь — волшебней.________ переживания бывают большими, а на

бумаге получается маленький «пшик», автор не замечает этого,
потому как воображение дорисовывает «пшик» картинками,
которые видит только он.
Напишет – «Она пришла!» – и от этих слов мир оживает
до дрожи, а читателю достается пус-то-та.
Это качество, присущее многим, включает сомнения и внутри меня.
Но Вы показали, что суть слов i смыслов долетает до Енисея,
благодаря этому, становится не столь важно, что подумает большинство,
ведь если уловил один – значит передано.
Вполне возможно, все это только личные сомнения, нередко слышу
добрые слова о моей поэзе, но обычно списываю их на человеческий фактор: обаяние, отношение, эмоциональность…
А Вы дали конкретику, за которую хочется поцеловать фмозг;)!

А на столе – открытая тетрадь
С Пизанской башней наклонённых строчек,

Это, и:

Зажжённый каждой жизнью свет,
Со смертью каждой угасает....__________ просто потерялось…

для меня искать нужные стихи в лит кабинете, так же тоскливо,
как рубашку в шкафу – попадается не та, ни то…
вообще разбрасывать легче, чем собирать;)) Бродский это понимал:

Я не то что схожу с ума,
Но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь,
И день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима
И занесла все это...

А в отношении необходимого ресурса, для продвижения творчества
на какой-нить «прилавок» - с коммерческой жилкой, с этим худо.
Не могу себя продвигать – не из скромности, или отсутствия
возможностей, просто внутренний штопор – про-тив-но.
Откликаюсь – и то с трудом, а инициативу проявить – никогда.
Сказать, что бы я этого не хотел – не скажу, но хоть что-то
для этого сделать не с руки.
Тем, рецензия Ваша, еще больше ценна, как добрая воля, как что-то
хорошее - чего не ожидаешь, не надеешься...
:))
От крутитцца в голове нетленка:
*
Послушай, не надо заглядывать вниз, где пресса и пресс бюрократии,
Ведь это тотальный идиотизм – «прогугливать» чьи-то понятия!
В закрытые двери не ломятся лбом, не  жмутся к чужим причалам!
Давай заниматься святым ремеслом, давай начинать  сначала!

Слова паразиты положено сжечь, хоть каждый и не полиглот, 
Но  всякая личность видна через речь! Когда открываются рот!
И ясно, чем человек начинен и где его мыслей бродилище,
Какой в голове Ньютона бином и библиотеко-хранилище,

Каков объем извилиномышц, глубинных истин искаемых,
Каких накопал этот ум-малыш полезнейших ископаемых,
И сколько любви в нем, добра и греха, души и тоски человечьей -
Нас отличает суть языка! - Ткань нашей личной речи.

И пока язык мой путем эмпирическим не свяжет стопарь вискария -
Наслаждайтесь оргазменно-эстетически риторикой моего глоссария!
Моим репунсивом анаколуфным, отточенным до  нюанса! 
Не прячьте головы в страхомуфты от когнитив-диссонанса!

Поэт не настроит свой дух втихаря на растиражированные вкусы!
У дельцов и волшебников  разные якоря, разные и паруса, и грузы.
Поэт - не родственник всей толпе! Он к тем высотам пригоден,
Где воздух разряжен - на той высоте, где он, как Бог, благороден!

Каноны, капканы культуры массовой - под лозунгом: «Все коитально!» -
Индивидуальность не встроишь в пазлы, куда встроены все повально.
Поэт идет к закату бредОвому смотреть, где небо заканчивается,
Чтобы дать дорогу чему-то новому, тайному и заманчивому,

Чему-то неясному, непредсказуемому - тончайшей звездной вибрации.
И он найдет подлежащее и сказуемое для всей небесной абстракции!
Потому что в реальности - вашей, банальной - он ищет иные черты:
Не заштампованной, парадоксальной, удивительной красоты!
:))


Чудно, что вы есть так близко и – так далеко…
Шлю Вам  воздушные одуванчики и снежинки  - нежнейшее сочетание не сочетаемого:)))
Обнимаю, благодарен, Ваш Санто.

Сан-Торас   14.01.2019 18:49