Университеты наших родителей

Анатолий Хохлов
               

Сколько раз начинал писать про университеты моих предков, но так и заканчивал, как и начинал. Не получалось …
   Мой дед Хохлов Василий то - ли Васильевич, то - ли Фролыч родился и жил в Питере на рубеже 20 века. Какое образование он получил в то время, не знаю, но университетское образование ему дала  сама жизнь. Дед был пятым в большой и дружной семье. Родственники деда остались жить в Питере. Я с ними не имею связи. Мама моя рассказывала, что все братья и сестры получили  хорошее образование, ученые. Дед Василий был сообразительным, трудолюбивым, настойчивым. Работать он пошел рано на завод МИХЕЛЬСОНА. Мастером он вскоре стал знатным, и ему поручили руководить небольшим коллективом. Работая мастером на заводе, он  воочию убедился притеснением  рабочих со стороны  работодателей. И  по мере своих сил стал помогать рабочим и принимать участие в забастовках и стачках.  В 1905 году он вместе с рабочими принял участи в революционном движении. За что был арестован и выслан в Саратовскую  губернию Мокшанского уезда село Александровку  под надзор  полиции.(в настоящее время – это Пензенская обл. Бессоновский район )
   Несмотря на то, что он был под надзором, но и здесь, в селе,  он развернул  революционную деятельность. Собирал людей в волчьем овраге у Калининской запруды, читал им вырезки из газет и журналов. Как рассказывал Чернышев Яков – старожитель села Александровки -Журавлевки, он не боялся полиции и под видом учебы грамоте людей и привитию им мастерству уходил от ответственности  властей. Село было большое, но отсталое. И здесь у деда проявилось настоящее мастерство. Он соорудил сначала одну ветряную мельницу на горе в сторону села Халенёво. Потом вместе с сыновьями построил вторую уже в  центре села Александровке, которая работала до 1975  года, пока ее не поджог один из алкоголиков – фамилию я забыл—об этом мне рассказал дядя Яша Новичков – двоюродный брат моей мамы. На мельницу я ходил, когда учился в школе и гордился тем, что её построил мой дед.  Поом он соорудил  конную дранку и водяную мельницу. Останки водяной мельницы  сохранились до сегодняшнего дня.
   Жители села и близлежащих поселений пользовались  бесплатно всем этим, но народ  по своей воле в знак благодарности  отсыпал немного муки, пшена, гречки, всего того, что перерабатывали на мельницах  и на дранке. За доброту люди полюбили деда и сами ему старались помогать. Так при возведении водяной мельницы почти все село вышло на строительство  плотины реки Шукши. И тоже бесплатно. Бабушка Василиса пекла работникам блины, варила кашу и раздавала  жителям села. Славилась она в селе рукоделием, ткала, вязала, была славным  мастером на все руки.

                - 2 –
ИЗГНАНИЕ
Наступили новые времена – свершилась Октябрьская революция. Люди вздохнули всей грудью и приняли её всем сердцем. Были изгнаны и ликвидированы  Галицины, Шаховские с этих мест.  И там, где были заводы и усадьбы капиталистов- в Столыпинских   поселениях – стали растаскивать населением  все по кирпичику для строительства и ремонта своих домов. Так был разрушен кирпичный завод  на Комбинате,  усадьбы в Александровке и Сергеевке. Но хочу отметить, что дом деда , водяную  и  ветряные мельницы и лошадиную  дранку люди не трогали.
   Мой дед был тоже очень рад и приветствовал всей душой революцию. Несколько лет жили люди  в селе мирно, дружно и весело. Затем началась коллективизация и ликвидация кулаков. Дед был в совете бедняков и членом правления. Когда он был вызван  в Мокшанский уезд  начальством, – то  у него были изъяты все, что имел – мельницы, конь рысак, и дом, в котором проживала большая семья. Дом был пятистенный, и новая власть превратили его потом в «красный уголок» колхоза им. Орджоникидзе. Семья деда состояла из  девяти человек -  пятеро сыновей  и дочка Полина, которой было всего три годика. Старшие сыновья Леня, Иван, мой отец Николай, Василий и Гриша.  Так дед остался без дома, но благодаря сыновьям они срубили в лапу себе новый   дом. Потом  старшие братья нанимались в селах строить дома  и за счет этого  жила вся большая семья А когда стали большевики разорять церковь, мой дед встал на её защиту вместе с народом. Вот тогда и началось гонение  деда и его семьи. Его хотели арестовать, но кто - то  по секрету сказал ему об этом и дед пустился  с семьей в бега.
   С этого времени и началась новая жизнь, жизнь  скитаний и мучений. Глубокой ночью на подводе дед отправился в далекий и  неизвестный путь. Тогда всех ссыльных отправляли в Сибирь и он поехал туда же на попутном поезде, а затем на Сахалин. Но под станцией Кропотово арестовали деда и его семью и  отправили обратно в Александровку  По дороге дед и его сыновья сумели сбежать и отправились в Узбекистан, где потом и похоронили  деда и бабушку - в Сыр Дарье. Деду было всего 56 лет, а бабушка была моложе деда и тоже вскоре умерла. Остались его сыновья и тетя Поля без родителей.  Старшие братья были женаты ,а тете Поле шел двенадцатый год., дяде Грише 13 , а дяде Васи 15 лет. Братья поделили между собой молодых братьев и сестричку. Старший брат – дядя Леня взял   на воспитание и содержание сестричку тетю  Полю, а мой отец оставил с собой дядю Васю и дядю Гришу.
                - 3 –
ПОИСК  НОВОЙ  ЖИЗНИ      
   Первые дни дедушка и его семейные дети поселились в Ташкенте по улице Гоголя в доме номер двадцать шесть у двоюродной сестры моей матери, которые сбежали еще раньше от произвола новых властей в период  коллективизации и раскулачивания.
   Дом был большой и состоял из  нескольких комнат и просторного зала … Деньги были потрачены почти все на переезды. Но тетя Маруся имела большой сад, огород и все стали трудиться на данных участках. Рассадили новые сорта винограда, яблонь, груш, вскопали  и возделали земельный участок, на котором посадили картофель, овощи, лук, свеклу. Потом дед Василий стал искать  земельный участок, чтобы построить свой жилой дом. Знакомые тети Маруси подсказали, что продается земля  в Сырдарье. И дед отправился  туда. Земельный участок находился недалеко от вокзала через железную дорогу  На другой стороне улицы была уже построена городская  (в то время районная ) больница. Дедушка ,  не имея на покупку дома средств, стал с сыновьями делать кирпичи  из глины и на солнце сушить. Глина оказалась очень вязской, и кирпич  получался  прочный, как камень. В течении года дом был готов и вся семья переехала в Сырдарью.
   Климат оказался очень жаркий и не всем  полезен для здоровья пришельцев. Все братья стали болеть, Прожив пять лет, дед так же болел и умер, а через два года умерла и бабушка. По дедушкиной линии два его племянника потом стали Героями СССР. Оба покорители неба - летчики. Кстати сказать, здесь в новом доме родился я и старшая сестра Валентина.  Я позже был на кладбище, где похоронен дед  и бабушка в 1966году, посетил со своим сыном - Романом. Могилка, в которой были похоронены вместе = дед и бабушка, была прибрана, ухожена, но деревянный крест сгнил  и его убрали. За могилкой ухаживала моя двоюродная сестра, Тоня, отец, которой по моей матери, остались там жить. Они  и по  ныне живут там. После похорон родителей все Хохловы выехали на Камчатку.
  Но до Камчатки они не добрались. Под Иркутском по дороге моя мама стала рожать. Роды были тяжелыми, и отец со своей  семьей остался на станции. Так что младший братик  Виктор по существу был родом из Сырдарьи. А два брата – дядя Леня с сестричкой Полиной и дядя Ваня поехали дальше. Но вместо Камчатки они остановились на Сахалине. Дальше у них не было денег на билет. Остались жить в селе Стародубские, где устроились на работу и стали жить. В настоящее время здесь проживают мои двоюродные братья и племянники.
                - 4 –
ГОДЫ ВЫЖИВАНИЯ
После того, как мама оправилась от родов, она стала уговаривать  моего отца вернуться к её  родителям – в Александровку, куда были сосланы  родители  отца. Но договорились, что после того, как поднакопят денег, восстановится здоровье  мамы, вернутся к братьям уже   на Сахалин. Дело в том, что моя мама сбежала с отцом – сыном кулака –  без одобрения родителей, то мой отец возражал возвращению.  И как только он возвратился, его сразу арестовали,… но тут  началась война, и он был направлен на военную подготовку, а затем отправлен на фронт.
    А дядя Леня остался жить на Сахалине, вторично женился на тете Оле. Первая  у него умерла в Сырдарье…
А второй брат Иван уехал на Камчатку к друзьям. Тетя Поля  вышла замуж и родила девочку и мальчика-Тамару и Анатолия, потом вторично вышла замуж и родила еще дочку и сына – Люду и Виктора. Людмила в настоящее время проживает в городе Марксе Саратовской области, Тамара в г. Саратове, а Виктор в поселке Малиновском  Тюменской области. Я с ними дружу, мы переписываемся, а Виктор часто приезжал ко мне в Пензу и в Крым с братьями Толей и Гришей...
 Потом  пути братьев и сестер разошлись? Но это уже другая история...
    Записал 11.12.2018г

МОЯ  ВСТРЕЧА
    Трудиться я   начал на заводе имени Фрунзе в 1956 года .после окончания ремесленного училища № 1 по специальности  слесаря-инструментальщика.  Торопился  я  тогда домой с работы... Дел дома  было много. В  голове крутились мысли, что пришла пора убирать картофель, морковь, лук, свеклу, которую мы посадили в Арбекове. Сейчас это густо заселенный район города Пензы. Нам, рабочим, тогда выделял завод здесь земельные участки для нужд, а позже стали строить дома. Сначала  возводили деревянные  двух квартирные, позже кирпичные двух-трех этажные.
    Я жил тогда с мамой на улице Свердлова  в доме № 26 во второй квартире .небольшого деревянного дома. Открываю дверь с думой сейчас поедем в Арбеково  убирать картофель. И вдруг посреди комнаты перед  моими  глазами сидит мой отец на стульчике. Меня охватил страшный  ужас, ведь он умер почти десять лет назад и вдруг такое… Я бросился к нему с объятиями и диким  криком : Пааапааа, пааапааа!!! . Слезы брызнули ручьем из глаз и после долгих объятий стал , задыхаясь, уже   шептать – неужели это ты, мой отец... Тут вошла моя мама из другой комнаты и  говорит; - Толя, успокойся, это дядя Леня, старший брат твоего отца, успокойся, не переживай так. Но я не мог успокоиться… Мама, это же наш отец, а ты говорила, что он  умер. Но тут дядя Леня, тоже  вытирая слезы, сказал; - это правда, Толик. Я брат  твоего отца…
     Дядя Леня, дядя Леня, это вы... стараясь не верить услышанному,  вы так похожи с моим отцом, что не вериться. Я помню отца,  когда  впервые его увидел,  когда он пришел с фронта… Он также сидел на  стульчике в бабушкиной квартире. Мне тогда было восемь лет… - Ну, вот, сынок,  мы и встретились после  долгой разлуки, сказала  мама.- Садитесь за стол, кушать будем, мы тебя ждали,- сказала она. Мы  сели  – я рядом с дядей Леней, потом  старшая сестра Валентина, старший брат Николай и младший братик Виктор с сестричкой Таней. Разговоров – воспоминаний  было много  и радостная встреча длилась у нас долго…
     Так произошла моя  первая  встреча с братом моего отца, приехавшего из Хабаровска в Пензу. Потом он уже с семьей приезжал к нам еще два раза. Но это была уже другая история.19.01.2018г.
( Продолжение следует)

МИР  ТЕСЕН
( Говорят, что чудесь не бывает )
  Примерно лет через  десять    Дядя Леня приехал снова в гости  почти со всей семьей. Но к нам он пришел на улицу Свердлова один и пригласил  встретиться со всеми  в Ахунах, ссылаясь на вольный  воздух и  красочный уголок природы.
   Был ясный солнечный день. Весна распустила зеленые косы на деревьях, Радовала нас  красочными цветами на клумбах, на липах  распевали песни  птицы,  словом погода располагала к торжественной встрече.  Мы шли на автобусную остановку, а дядя Леня восхищался чистотой города. – Да, город не узнать, каким он был в нашу пору. – Говорил он. - Машин стало больше, троллейбусы ходят один за другим.  И люди одеты прилично…
    Вскоре подошел наш автобус, и мы сели.
   Автобус быстро довез нас до Ахун,  и мы пошли по главной улице небольшого санаторного городка. Я говорю дяде Лене, что здесь на этой улице живет мой друг Саша Носов. Вот в этом доме.
  Я  показал на двухэтажный деревянный дом, который показался впереди.
     Дядя Леня засмеялся, но ничего не сказал. Мне показалось это странным. Подходим к этому дому и направляемся к подъезду. А я снова говорю, что здесь живет мой друг, на втором этаже.  И мы поднимаемся тоже на второй этаж, и вдруг к нам на встречу из квартиры выбегает  Валентина Алексеевна со звонким голосом:
 - Толя, мы оказывается родные!
И обнимаясь, хохотали и плакали от радости. А я ведь сколько раз был у них в гостях и не интересовались,  кто они и откуда приехали.
  Я познакомился  с Сашей года три назад на литературном вечере в РДК имени Кирова,   С тех пор  дружили  и ничего не знали. Вот так, наш мир оказался тесен. А еще говорят, что чудес не бывает. 
   22.01.2019г.