Бета-каталог традиционной поэзии Кубани

Живая Поэзия Кубани
                Бета-каталог традиционной поэзии Кубани

         (Горячая десятка по усмотрению Ю. Рассказова на 2019 г.)


Сначала скажу о названии. Греч. буква  бета, в другой традиции произношения, вита (совпадает с латинским словом vita-жизнь), – это вторая буква алфа-вита, которую обычно используют как символ, нумерующий последовательность разработок. Невольная игра слов. Формально получается сокращение от «Витальный каталог», что соответствует делу, т.к. тут я даю вторую версию – сокращение и выборку из «Каталога витальной поэзии Кубани».

Эта выборка однозначно сообщает о высоком мастерстве и профессионализме приведённых авторов. Традиционная поэзия подкупает своей видимой простотой и доступностью, каждый из нас с младенчества находится в самой её гуще (пословицы, поговорки, прибаутки, шутки, сказки и т.п.). Мы все поэты волею языка, особенно те, кто обладает хоть  каким-то чувством языка и необходимой душевной чуткостью. Мы спровоцированы на языковое творчество самим языком и нашими родаками. Вот почему нам кажется, что профессионалами в народной поэзии быть легко. На самом деле, всё прямо наоборот. Профессионализм в традиционной поэзии не только даётся даром, но приобретается с опытом. Это и объясняет, почему в списке преобладают зрелые авторы. Так и должно быть: мастерством традиционной поэзии редко овладевают сызмальства.

Но может быть, молодые просто меньше известны на фоне авторитетов или даже задвигаются в тень? Бросается в глаза, что авторитеты, едва приобретают статус, чаще всего уходят со всех массовых ресурсов на полузакрытые, те, что объявлены профессиональными (но и там у них полно редакторских ляпов, граничащих с неграмотностью). Однако дело совсем не в молодости. Так, стихотворные сочинения С. Макаровой-Гриценко (председатель краевого отделения СПР, между прочим) практически невозможно найти в интернете. Так же и молодые, более или менее известные и знающие себе цену, например, Е. Гончарова (Табакаева), представлены в сети очень ограниченно. Отчего я и не могу сделать по-настоящему достоверной оценки. Но это касается и всех мастеров. Просто нет профессиональной инфраструктуры продвижения поэзии ни для молодых, ни для старых. Есть только местные локальные междусобойчики, где любой активный графоман легко может стать звездой. А таких, неведомых тусовок, ещё больше на низовом уровне, в самой невиданной жизни. И там, например, молодые люди сконцентрированы не на письменной народной поэзии, а на модных, популярных формах непритязательного склада (поп-музыка и поп-стихосложение скальдов, повседневный фольклор, массовое площадное творчество для  капустников и конкурсов и т.п.). Во всяком случае, есть ещё 20-30 имён молодых авторов, которых я не внёс в каталоги, потому что ни достоверной информации о них, ни образцов творчества не нашел.

Видимо, по этим техническим причинам мне было легко сделать выбор, несмотря на большое количество авторов. Настоящие мастера резко выделяются на общем фоне. Особенно такие, которые много могут, кажется, с самого рождения, как та же Е. Гончарова, или достигли мастерства самостийной остротой ума, как О. Барабаш.
Разумеется, здесь традиция дана не в её первой архаической форме (которой уже давно нет). Хоть в основе у каждого типовое народное творчество, каждый автор представляет себе окружающий контекст литературного языка и представляет собой цельное оригинальное олицетворение народного языка в этом контексте. Неизбежно современная народная поэзия сливается с сильным авторским началом. Самые интересные авторы органично сочетают то и другое. Если приводить известный пример, наиболее зримо, контрастно и памятно (может, даже впервые так ярко, если не считать Кольцова, Никитина) это было сделано Ю. Кузнецовым.

Нужно добавить, что есть еще с десяток, а то и больше, кубанских авторов, мастерство которых нужно было бы отметить, если бы это была горячая двадцатка, а не десятка (В. Динека, И.В. Васильев, В. Романов, В. Зангиев и др.).

        13.01.2019



 Десятка приведена ВНУТРИ ПУБЛИКАЦИИ «Ручной собор кубанской поэзии (Два слова о структуре литпроцесса и две топ-десятки кубанских поэтов)» на сайте Информаг a la РЮС – http://inform-ag.ru.



Именно там я начинаю делать современную инфраструктуру журнально-издательского дела, внедряя деловые принципы общения и продвижения во всех сферах словесности.