Метафизический взгляд на историю и духовность

Наталья Глазунова-Моисеева
 До возникновения письменности история людей, населяющих планету по имени Земля, передавалась в устной традиции от матери к дочери, от отца к сыну, от старейшин к рядовым членам общины.
Единственные напоминания о тех ранних событиях дошли до нас в виде мифов и легенд.
 Передача и запись событий всегда была делом весьма сомнительными, зависящим от социальных установок и личной точки зрения свидетеля данных событий. У каждой культуры свой собственный взгляд и свои задачи. обращаясь к так называемым историческим свидетельствам, мы видим, что сплошь и рядом их переписывали по многу раз: историю пишут, изменяют или замалчивают в зависимости от мировоззрения доминирующей цивилизации.
 Многие исследователи полагают, что в основе линейной истории нашего материального мира лежит другая история - история священных мистерий - скрытая история человечества. Наши предки, представители древних цивилизаций всего мира, знали, что вся жизнь протекает в череде великих трансформационных циклов: времена года, фазы Луны, рождение, рост, созревание и смерть живых существ. И они говорили, что помимо этих малых циклов, переживаемых каждым из нас на индивидуальном уровне, существуют более крупные циклы подъёмов и спадов, через которые проходит всё человечество планеты. Согласно древним учениям, каждый такой великий цикл включает в себя 4 Юги, или века (эры, эпохи).
 Цикл этих эпох начинается с Золотого века красоты, гармонии и благодати, когда мужчины и женщины осознавали свою изначальную божественную природу, живя в истине и полном согласии со вселенским духом. Но со сменой веков от Золотого к Серебряному, а затем Бронзовому и Железному человечество всё дальше уходит от яркого света духа. Человечество движется к эпохе полной материализации и конкретизации, к временам невежества и иллюзий, к веку, когда свет духа почти совсем угасает. Древние называли эту эпоху Кали-югой, или железным веком.
 Именно в этом Железном веке мы сейчас и живём, который подходит к завершению.
Согласно предсказаниям тантрических текстов, именно в это время восстанет богиня Кали, чтобы совершить свой яростный танец разрушения и трансформации. Посредством этого трансформирующего танца она вберёт в себя всю тёмную и деструктивную энергию нынешней юги в сокровенную сердцевину своего существа. Затем глубинами своего сердца - которое является источником бесконечной мудрости и сострадания - она впитает и трансформирует всю полученную энергию, очистив тем самым землю и человечество. В результате этого первобытного танца падут покровы, скрывавшие от людей наше собственное сияние. Человечество пробудится для осознания собственного бессмертия и вступит в новый Золотой век божественного осознания и света.
 Древние тексты утверждают, что с приходом и утверждением каждой новой эпохи после Золотого века вера, внутренняя целостность и приверженность духовным идеалам сокращается на четверть.
 В качестве иллюстрации такого последовательного обнищания духа, сопровождающегося ослаблением и внутренней деградацией человечества, нередко приводят следующую метафору: представьте себе корову, которая во времена первой эпохи, или Сатья-юги, твёрдо стоит на четырёх ногах. С наступлением каждой следующей эпохи благородное животное лишается одной ноги, что символизирует утрату человечеством четвёртой части своих добродетелей. Таким образом, в Серебряном веке, или Трета-юге, корова стоит на трёх ногах. С приходом Бронзового века, или Двапара-юги, несчастное животное балансирует на двух ногах, так как  духовные силы человечества истощены наполовину. Когда наступает Кали-юга, или Железный век, у изувеченной коровы остаётся только одна нога. У человечества, окружённого непроницаемой тьмой порока и морального разложения, остаётся лишь одна часть изначального духовного Огня.
Корова выступает в роли символа во многих культурах мира. Этот фемининный образ обозначает плодородие, питание, поддержку и сбережение. Она символизирует мать, первую учительницу и вечную покровительницу праведности и честности. Это животное является одним из важнейших источников пищи для людей. Разве не замечательно, что именно этот символ используется для иллюстрации учения о циклах упадка цивилизации? Не подразумевает ли эта метафора также то, что по мере ослабления духовного света и по мере того, как женщины утрачивают свою духовную природу и свою изначальную роль учителей и подателей пищи, мы все - как мужчины, так и женщины - неизбежно деградируем?
 С каждой эпохой мы не только утрачиваем духовную светимость, но и сгущаемся - становимся всё более материальными и плотными. Человек рождается свежим, чистым и едва оформленным - он представляет собою проекцию из сердца Божества. В самом начале, в миг творения, в момент, когда божественный андрогин размышляет о себе и делится на субстанцию и энергию, когда Шива излучает свою Шакти, когда Господь Бог испускает свою Шехину, мы возникаем из сердца пустоты, как изысканное проявление вибрации, звука и света. Излучающие чистый свет духа, наполненные бесконечной жизненной силой, мы безупречно настроены на все тончайшие нюансы вселенского проявления. Но, согласно учению о югах, в циклическом танце творения период гармонии обязательно должен закончится рано или поздно. Совершенное сияние первого момента творения знаменует начало процесса энтропии.
 Энтропия - это второй закон динамики, гласящий о том, что всё во Вселенной постепенно дезинтегрируется. Хотя материю разрушить невозможно, со временем она переходит в менее эффективное состояние. В нашей реальности все системы стремятся к распаду, смерти, или переходу в иное состояние бытия. Это верно в отношении человеческого тела, деревьев, трав, звёзд и планет. Этот процесс дезинтеграции сопровождается рождением всё большего количества душ: сокращением продолжительности жизни и физической силы человека, ростом числа заболеваний, страданий и сумасшествия.
 В результате энтропии, или нисхождения от изначального единства к разделению и уплотнению, духовная власть подменяется светской, качество - количеством, а священное - профанным. Фактически, конец цикла Маха-юги являет собой полную противоположность началу, и все ценности мира переворачиваются с ног на голову.
В отношении нашего быстро меняющегося мира интересно отметить, что в ходе каждого цикла время буквально убыстряется и жизнь человека протекает со всё большей скоростью. Это будет происходить до тех пор, пока не закончится само время, и мир в его нынешнем проявлении распадётся и начнётся новая Маха-юга, или великий цикл.
(продолжение следует)

(отрывки из книги Шерон Роуз *Путь Жрицы, путь Богини*