Эпиграфическое вступление

Игумен Паисий Савосин
.

      ...Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное...
      Мф. 18, 3.

      ...Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
      1 Кор. 14, 20.

      ...И звук внезапно струны оборвёт,
      И слышится начало песни! – но напрасно! –
      Никто конца её не допоёт!
      М.Ю. Лермонтов, Русская мелодия, 3.

      Пора почтить тоскующую память...
      С.В. Шервинский, Коктебельские октавы.

      ...К покаянию Он призвал меня, и я тотчас последовал зовущему Владыке. Итак, за бегущим и я бежал, за текущим и я опять гнался, как за зайцем – собака.
      Прп. Симеон Нов. Богослов, Гимн XXII.

      Видели ли вы когда-нибудь утром, как заяц появляется из свежей колеи, оставленной телегой, бежит несколько мгновений по серебристому инею, потом останавливается, замирает, садится на задние лапки, настораживается и глядит вдаль. Кажется, что его взгляд умиротворяет Вселенную. Неподвижный заяц, отдыхая от своих вечных тревог, созерцает дымящиеся деревни. Невозможно вообразить себе более верного признака, что всё спокойно в окрестностях.
      Г. Д’Аннунцио, Огонь.

      ...Стяжи дух мирен...
      Прп. Серафим Саровский.

      Я говорил тебе, что, когда ещё мальчишкой начал играть, я понял, что время не всегда течёт одинаково. Я как-то сказал об этом Джиму, а он мне ответил, что все люди чувствуют то же самое и если кто уходит в себя... Он так и сказал – если кто уходит в себя. Нет, я не ухожу в себя, когда играю. Я только перемещаюсь... Я почувствовал, когда научился играть, что вхожу в лифт, но только, так сказать, в лифт времени.
      Х. Кортасар, Преследователь.

      О, царственный жест отреченья!
      Так ангелы метили души, которые должно спасти им –
      Лёгким мгновенным касаньем. И только.
      И отлетали далёко. Нежный рассеянный жест,
      В душах оставивший знак, – вот наше тихое дело.
      Р.М. Рильке, Элегия для Марины.

      Я должен был опуститься вглубь себя, чтобы расслышать его поближе... Точка, в которой я услышал звон колокольчика в комбрейском саду, была далека и вместе с тем внутри меня, она была ориентиром в бескрайних величинах, хотя и сам я не подозревал, что такой ориентир существует. У меня закружилась голова, когда я увидел внизу и при всём том в себе, – как если бы во мне было много лье высоты, – великое число лет.
      М. Пруст, Обретённое время.

      Родина! вскрикнуло сердце при виде ивы:
      такие ивы в Китае,
      смывающие свой овал с великой охотой,
      ибо только наша щедрость
      встретит нас за гробом.
      О.А. Седакова, Китайское путешествие, 1.

      ...Ты в этом убедиться можешь сам,
      К ним обратив прилежней слух и зренье,
      По лицам их и детским голосам.
      Данте, Рай, XXXII, 46-48.

      Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны.
      А. де Сент-Экзюпери.

      Нужно расти. Но нужно также всю жизнь хранить в себе Ребёнка. Посмотри на окружающих – тех, в чьём взгляде ничего не осталось от детства. Вот как это узнать: их взгляд отчётлив, когда предметы отчётливы, и расплывчат, когда предметы расплывчаты и безымянны...
      Поль Валери, Тетради.

      Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель... Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
      К.Г. Паустовский, Золотая роза, гл. Цветы из стружек.

      Под влиянием философии мы слишком быстро достигаем зрелости и застываем, подобно кристаллу, в зрелом состоянии. Как в таком случае можем мы надеяться без “дефилософизации” пережить те потрясения, что приносят новые образы – образы, всегда представляющие собой феномены юности бытия? Когда наш возраст позволяет фантазировать, мы не умеем объяснять, как и почему мы фантазируем. Мы становимся способными объяснить, как действует воображение, уже разучившись воображать. Значит, нужно вернуть себя в состояние незрелости.
      Г. Башляр, Поэтика пространства, X, 3.

      Сами мы причиною, что вещи развлекают нас, а не собирают, разоряют, а не созидают. Какая-нибудь вещь развлекает нас, потому что мы привыкли соединять с нею неблагочестивые мысли. Если же приучим себя соединять с нею благие помышления, то она перестанет для нас быть соблазнительною и суетною.
      Свт. Феофан Затворник, Поучение в Неделю 23-ю по 50-це.

      «Понятие окончательного текста – плод веры или усталости» пишет Х.Л. Борхес, в своём эссе о “Морском кладбище”, утверждение, заставляющее вспомнить высказывание самого Валери: «поэмы никогда не завершены – они просто покинуты».
      Б. Кокотов, Вдыхая дым.

      У рассказа не бывает конца. Разве что какое-нибудь подходящее место, где рассказчик может умолкнуть.
      Дж.Д. Сэлинджер, Грустный мотив.


к сборнику: http://www.stihi.ru/2019/01/17/7913