Крещение

Александр Савченко 2
На известной картине русского художника Александра Иванова  “Явление Христа народу”,  над которой он работал несколько десятилетий,  изображён сюжет крещения  нашего Спасителя в реке Иордане.
 В моем раннем стихотворении «Крещение Господне», опубликованном в сборнике «Светлые воды» (1984), есть такие строки об этом:

 Кверху взор устремив и головы,
 В день крещения люди видели,
 Как Дух вечности в виде голубя
 Снизошел на главу Учителя.

 Голос слышали – звуки трубные
 К нам дошли через толщу времени:
 – Сей есть Сын Мой с небес, Возлюбленный,
 Сын, в Котором – благоволение!

 Слава Богу за то событие!
 Вспоминая Христа крещение,
 Мы услышали и увидели
 Волю Божью и путь спасения!

 Как известно, крещение, совершаемое Иоанном Предтечей, было крещением “во оставление грехов”. Однако Христос не был грешником. “ Кто из вас обвинит Меня в неправде”, – говорил Он Своим противникам. И они ничего не могли сказать в ответ. Но почему Он пришёл креститься?  Почему Он сказал Иоанну: “Так надлежит нам исполнить всякую правду”?
 Потому что Он хотел оставить нам пример, что путь спасения надо начинать с покаяния, с осознания  своей немощи, с помазанья Духом Святым.
 
 Что такое крещение?  С филологической точки зрения, греческое слово библейского текста “баптизо” означает “погружение”. В данном случае имеется в виду погружение в воду. В духовном значении крещение –  это погружение  верующих из разных народов “в одно Тело”, то есть в Церковь Христову. Такова среда, в которую осуществляется это погружение. Личностью Крестителя является Дух Святой. Таким  образом, крещение представляет собой духовный акт, внешняя сторона которого выражается в полном погружении в воду, а внутренняя сторона заключается в погружении в среду Церкви Христа. Если крещение Иоанново совершалось “в покаянье” (Мф. 3:11), то крещение Духом Святым предназначено для присоединения крещаемого ко вселенскому церковному организму (1Кор.12:13): “Ибо все вы одним духом крестились в одно тело”.
 Так происходит запечатление Духом Святым: “В Нём и вы... запечатлены обетованным Святым Духом” (Еф. 1:13). О том же апостол Павел пишет и во 2 Кор.1:21-22;  Еф.4:30. И как при сотворении мира Дух Божий носился над водою (Быт.1:2), так и в случае святого водного крещения Он запечатлевает христианина печатью искупления и усыновления, как знаком собственности Божьей. Крещение Духом Святым многие богословы понимают как процесс, начинающийся с запечатления и продолжающийся систематическим исполнением силой Духа Святого, как о том пишет апостол Павел к эфесянам: “Исполняйтесь Духом”.

 Необходимым условием для принятия крещения является вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и личного Спасителя.
 Крещение  – это духовное обручение, как о том писал тот же апостол Павел: “Я обручил вас Единому Мужу, дабы представить Христу чистою девою”. С этого момента Христос становится нашим Женихом, а мы, верующие, Его невестой. Всем известно, каково приданое невесты: прежде всего,  послушание жениху, любовь к нему. Кстати, апостол Пётр определяет крещение как “обещание Богу доброй совести”, и подчёркивает, что оно спасает нас, верующих, воскресением Иисуса Христа. Отсюда следует вывод, что крещение принимается не для спасения, и спасает не крещение, а вера в воскресение Иисуса Христа. Недаром Спаситель когда-то сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет” (Мр. 16:16). Потому-то покаявшийся разбойник был спасён и первым вошёл в рай, не приняв водного крещения.
 
 Однако, идя путём послушания Богу, креститься необходимо, поскольку крещение – дверь в Церковь и в Новый Иерусалим. Возрождённые  и полноправные члены церкви становятся  гражданами Нового Иерусалима.
 Водное крещение имеет несколько значений:
 исполнение воли Божьей;
 открытое исповедание своей веры;
 обещание служить Богу в доброй совести;
 погребение ветхого человека в водную могилу;
 воскресение для новой жизни во Христе.

 Об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним  крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху” (6:3-6).
 Погружение верующего в воду –  прообраз погребения и воскрешения, знамение миру, что он умер, был погребён и воскрес для новой жизни во Христе. В послании к Колоссянам (2:12) эта мысль выражена другими словами: “Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём  вы и совоскресли”.
 
 Крещение – это принятие в видимую поместную церковь. Наряду с правами на участие в Причастии и в духовной жизни церкви, оно сопровождается многочисленными обязанностями. Это, прежде всего, необходимость любить всех детей Божиих – “хороших и плохих”, уважать священнослужителей, поддерживать  церковь духовным трудом, молитвой и материальными средствами и, безусловно, быть верными ей, причём, в самых тяжёлых испытаниях не покидать её рядов.
 Крещение совершается во имя Отца и Сына, и Святого Духа в водоёме  или баптистерии(Мф. 3:13-17; Ин. 3:22-23; Деян. 16:13-15;16:33). Крещение должны принимать люди, сотворившие достойный плод покаяния (Лк.3,8; Мф.3,8), наученные слову Божьему (Мф. 28:19-20). В том случае, если ребёнок умирает не крещённым, он может быть спасённым благодаря Христу, но никак не крещению (Деян. 4:12).
 Крещение является заповедью, данной нам Христом. И настоящий христианин должен исполнить эту заповедь. Да благословит всех нас в этом Господь!   

 Как известно, крещение Господа совершил Его двоюродный брат Иоанн Предтеча. И мы должны к какой-то мере стать предтечами для Христа в сердцах наших ближних. Об этом идет речь в стихотворении «Предтечи».

 В то время, как адскому зелью
 Народ поклоняться устал,
 Он послан был Богом на землю –
 Крестить Иисуса Христа.
 
 Он был величайшим аскетом –
 Акриды ел и дикий мёд.
 Меж Ветхим и Новым Заветом
 Греховный звал свергнуть он гнёт.
 
 Носил он, набросив на плечи
 Хитон из верблюжьих волос.
 Его называли Предтечей…
 За ним появился Христос.
 
 Господь подошёл к Иордану –
 Креститься,  как делал народ.
 – Я этого делать не стану,
 должно быть всё наоборот.
 
 Тебе бы крестить меня надо, –
 Сказал Иоанн, но Христос:
 «Должна быть исполнена правда», –
 в смиренье души произнёс.
 
 И смолкли ненужные речи.
 Спаситель крестился в воде…
 И мы – христиане – предтечи
 Христа в душах близких людей.
 
 Предтечи – мы, а это значит:
 Идти, не чуждаясь креста,
 И знать, что нет выше задачи –
 Содействовать славе Христа!


 КРЕЩЕНИЕ ОКУДЖАВЫ
 Булат Окуджава перед смертью крестился и принял имя: Иоанн.

 Он в переулке жил Безбожном –
 Поэт и песенник Булат,
 И как-то раз с вопросом мощным
 Соприкоснулся, как Пилат.

 «Где истина?» – звучал, как эхо,
 Мировоззренческий вопрос.
 Когда смерть рядом – не до смеха.
 Он понял: истина – Христос!

 Христос – начальник вечной жизни,
 Источник радости и свет,
 И устремился к звездной выси
 В бессмертье рвущийся поэт.

 И потянулся к Богу жадно,
 Так как христианином стал.
 С тех пор увидел Окуджава
 Смысл жизни в личности Христа.

 Крестившись, стал он Иоанном,
 Что означает: «Божий дар».
 Святая благодать – как манна
 Для тех, кого Бог оправдал.

 Процесс пошел паденья мощный,
 Атеистической листвы:
 Стал Протопоповским Безбожный
 Тот переулок из Москвы.

 Дай Бог, расставшись с жизнью прошлой, 
 Увидеть благодати клад,
 Как стал божественным безбожный,
 Нашедший истину Булат.