Media. Камерный триумвират квартета

Маргарита Мендель
Троица, трио, терцет – образ абсолютного совершенства в сакральном значении цифры «три», открывающей ряд основных констант: трех указателей мира: земли, воды и воздуха; трех сфер Вселенной и ее цикла: рождения, жизни и смерти. Это и три волхва, принесшие дары Иисусу, три голгофских креста и третий день воскрешения. Главный принцип неделимости мира и его целостности. Оттого и выбор в пользу трио был сделан «Филармоникой» неспроста. А фраза «Да свершится сие силой трех, да пребудет с нами Моцарт» в данном случае может восприниматься как заклинание, творящее чудеса. Но избранные счастливчики знают кем совершаются в Новосибирске чудеса и где находится рай для меломанов. Потому и успех концерта, состоявшегося 17 января в КЗФ, был гарантирован с первого дня продажи абонементной программы квартета.
  Два отделения камерного триумвирата представили нам диалог поколений композиторов разных эпох и стилей. До-мажорный терцет Антонина Дворжака перекликался с ми-бемоль-мажорным гранд Трио Вольфганга Амадея Моцарта. И даже отделения концерта, квартет «Filarmonica» выстроил в интервальном соотношении малой терции. Легкость и мастерство в сочетании с отточенностью формы и безупречностью выражения – такими качествами в исполнении Оксаны Анисимовой (заслуженная артистка России, скрипка), Валерия Карчагина (народный артист России, скрипка) и Ильи Тарасенко (альт) был наделен терцет Дворжака с его особой лирикой и множеством психологических нюансов. Allegro, словно расцвеченное лучами восходящего пражского солнца, которое переходит в грациозную вторую часть, а затем – в рельефный абрис Scherzo перед финальными вариациями, – каждый эпизод произвел неизгладимое впечатление на слушателей, о чем было нетрудно догадаться по бурным аплодисментам, едва сдерживаемым между частями. Так мелодическое полотно дворжаковского шедевра вновь обрело первозданные живые краски.
  Впечатления от второго отделения оказались не менее светлыми и живописными, ведь там, где звучит Моцарт – и звезды светят ярче. Мир Моцарта – всегда непостижимая тайна, с его (на первый взгляд кажущейся) простотой и безмерной сложностью, с утонченностью и душевной интимностью, – он остается великим Мастером совершенной соразмерности. На мой взгляд, исполнение произведений Моцарта (а тем более камерных) подразумевает высшую степень ответственности и непогрешимости перед слушателем, и задача эта не из простых: необходимо такое слияние таланта и искусства проживания, чтобы чувства музыкантов на сцене стали своего рода эквивалентом ощущений аудитории зала. Трио Валерия Карчагина (скрипка), Ильи Тарасенко (альт) и Станислава Овчинникова (виолончель) с этой задачей блестяще справилось. Их дивертисмент Моцарта был наделен и проникновенной интонацией, и точным эмоциональным посылом, и филигранностью. И одного «Браво!» будет явно недостаточно, чтобы передать всю степень восхищения и восторга, переполняющего чертоги чувств и мыслей.
  Концерты квартета «Filarmonica» уже стали определением праздника, а это значит, что слушателям только остается с верностью и нетерпением ждать новых встреч с любимым коллективом.
 


Маргарита Мендель, студентка факультета журналистики
19.01.2019



Фото: © Новосибирская филармония