Продолжение.
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое...И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин...Пушкин умер в полном развитии сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем."
Ф.М. Достоевский.
Разве не великая тайна - название эпохи Пушкина золотым веком русской культуры и литературы!? А поэты и писатели того времени - это поэты и писатели пушкинского золотого века отечественной литературы.
Если выражаться языком советской литературы, следовало бы сказать, что на культурном и идеологическом фронте соцреализма развевается знамя, имя коему Пушкин.Патриарх русской культуры академик Д.С.Лихачев называл А.С.Пушкина "знаменем нашей культуры"...Хотя в первые годы советской власти, когда, по словам революционной песни, многое было разрушено "до основанья", а в строящийся "новый мир", где "кто был ничем",тот стал "всем", буржуазный пережиток прошлого - поэт А.Пушкин не был взят.Революционные поэты стремились писать лучше его, но им это не было дано...
Только со временем до строителей социализма, а потом и коммунизма дошло, что гений А.С.Пушкин единственный в своем роде феномен, и он на все времена.История, как говорится, всех и всё расставила по своим местам.Каждому - своё.И всему - своё время...
Слово культура ( в переводе с латинского языка) означает служение, возделывание,воспитание, развитие, почитание...Так она и понималась знающими и понимающими людьми в России как воспитание и возделывание человеческой души, становление личности.
Мы по сей день пожинаем горькие плоды разгула махрового и воинствующего атеизма советской эпохи,когда существование души напрочь отрицалось, считалось пережитком прошлого, а религия называлась опиумом для народа. Людям, отрицающим всё святое, общечеловеческие незыблемые ценности, понятия вечности и бессмертия души, божественного предназначения, пророческий дар, заветы предков и т.п., было не до высоких материй, они жили одним днём и , следуя вольному духу анархии,творили, что хотели, не признавая ни божьего, а порой и земного суда.
К сожалению, сегодня понятие духовности утратило свою чистоту и бескорыстие, истинное значение и уважение,это произошло от постоянного употребления его к месту и не к месту, его эксплуатируют часто люди недостойные.
А ведь духовность русских людей ( причем русских не по национальности, а по духу, о коем ещё в народных сказках сказано, о чём Пушкин писал: "Там русский дух, там Русью пахнет") была определяющей чертой народа,а основой её служило доброе сердце, милосердие и отзывчивость на чужое горе, чем отличалась и настоящая интеллигенция.Высоко духовной была и отечественная литература, у которой был и золотой, и серебряный век. А краеугольным камнем её был и остаётся А.С.Пушкин. Хотя он был в разные годы жизни и атеистом, и другом масонов с их тайными эзотерическими знаниями, широко образованным человеком, изучал философию и религии других народов,был глубоким мыслителем, в конце жизни стал православным христианином, в силу своего божественного дара и житейской мудрости, жизни среди народа,от которого поэт почерпнул нравственные основы, идущие от пращуров и его древних и новых верований, Пушкин был человеком духовным.
О цели творчества А.С.Пушкин как человек с тонкой душевной организацией,благодаря воспитанию, таланту, а в роду Пушкиных было немало поэтов и литераторов,в силу божественного предназначения говорил: "Цель художества есть идеал".А гений и злодейство считал не совместными, о чём он написал в "Маленьких трагедиях" о Моцарте и Сальери, да и во всех его произведениях чувствуется высокая нравственность, духовность, коей основа справедливость и отзывчивость. Здесь уместно вспомнить высказывание И.Анненского:"Гуманность Пушкина была явлением высокого порядка:она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания,и туманом слёз не заволакивала сознания; ее источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была,конечно,врожденной чертой избранной натуры Пушкина."
В этой связи вспоминаются и слова знатока человеческих душ, со всеми их тёмными закоулками, Ф.Достоевского:"...нет судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они спасли его в века мучений..." Будем надеяться, что и ещё спасут.
Любимая героиня А.Пушкина,носящая простонародное имя, Татьяна Ларина "русская душою", как и сам поэт,является идеалом русской женщины, никем не превзойдённым. Она , конечно, знает французский и всё, что приличествует барышне того сословия, к которому принадлежит, но близка к народу,живёт его понятиями нравственности, верованиями и суевериями,пониманием житейской мудрости: На чужом несчастье своего счастья не построишь. Татьяна имеет доброе и чуткое сердце, силу духа и чистоту души, она высоко духовная личность,её любовь и верность сильны и самоотверженны.
Если обратимся к истокам народного женского идеала - народному фольклору, являющемуся матрицей, по которой писаны все романы и иные творения нашей богатейшей литературы, то найдем этот идеал еще в народных сказках из древних времён, где героини прекрасны, добры, мудры, крепко любят и верны своим избранникам так, что идут за ними или в их поисках за тридевять земель. Там всегда действует судьбоносный закон воздаяния за зло и добро, которое в конечном итоге и побеждает.
А.С.Пушкин в своем непревзойдённом романе в стихах "Евгений Онегин" в сюжете и раскрытии идеи следовал правде жизни. От него идёт родословная идеальных русских героинь и героев, лишних людей, которые посмели быть умнее и выше средних обывателей в их окружении, что и составляет историю русского романа.