Интервью с балериной

Макар Надеждов
Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в театры Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на знаменитый русский балет, отличающийся невероятным профессионализмом и артистизмом танцоров.
Обычный зритель даже представить себе не может, какая работа стоит за идеальными движениями, легкостью и грациозностью актеров. В этом и заключается феномен русского балета.
Юлия Золотых рассказала, как становятся балеринами и что происходит за кулисами Мариинского театра.

Когда Вы начали заниматься балетом? 

В 2009 году, когда поступила в Академию. На тот момент мне было 11 лет. До этого я профессионально занималась фигурным катанием, и там были уроки хореографии, где мы растягивались и делали упражнения у станка.

Как вы поступили в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой?

Это было очень спонтанно. Мама где-то услышала, что идет набор, и мы, ничего не зная об Академии, пошли просматриваться. Тогда балет я в основном видела по телевизору, как-то ходила на спектакль «Жизель» в Консерваторию. Благодаря фигурному катанию, у меня уже были хорошая растяжка и поставленный прыжок. Мы пришли на просмотр 15 сентября, когда брали детей в подготовительное отделение, но, по счастливому стечению обстоятельств, меня взяли в первый класс. 

Как вы поняли, что балет-это не просто увлечение, а дело всей жизни? 

Наверное, может прозвучать смешно, но я поняла это совсем недавно, когда пришла в театр. Как-то на спектакле я смотрела на танец ведущей балерины и неожиданно осознала, что, если буду упорно работать и развиваться, то смогу прийти к такому профессионализму. Разумеется, для этого понадобится много времени и усилий и придется изменить какие-то свои привычки, но оно того стоит. Раньше я делала только то, что от меня требовали и что позволяли природные способности.   

Расскажите про Вашу учебу в Академии. Чем Академия отличается от обычных школ? 

Академия-это второй дом для студентов. Мы учимся общеобразовательным и специальным предметам, обедаем, празднуем дни рождения, после занятий часто ходим в музеи и театры. Мне кажется, что в обычных школах одноклассники связаны, по большей части, уроками.
С каждым новым годом ты привыкаешь приходить раньше и уходить как можно позже, тебя перестает пугать работа в праздники и выходные.   

Сейчас Вы танцуете в Мариинском театре. Как Вы попали в труппу?
 
Да, я второй сезон танцую в Мариинском театре, и для меня это огромнейший подарок судьбы. За год до прихода в театр я получила серьезную травму голеностопа и долго не танцевала, пропустила все экзамены и выпускные спектакли. Я уже была была готова попрощаться с профессией, но мой педагог М.А. Васильева уговорила меня посмотреться в театр, за что я ей очень благодарна.

Какие Ваши любимые спектакли (с Вашим участием) и почему?

Сейчас пошел второй год работы в театре, и за это время станцовано очень много интересных спектаклей, как любимых, так и не очень (улыбается). Например, бывают партии, которые эмоционально приятно танцевать, потому что можно немного подурачиться и показать свою актерскую игру. Есть спектакли, которые я очень люблю из-за музыкальной партитуры, например: «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви». Некоторые произведения даются тяжело морально, поэтому, увидев их в репертуаре, начинаешь немного "депрессовать" (улыбается).

Как проходят репетиции в Мариинском театре?

После Академии работа в театре была непривычной.
На уроке никто на тебя не смотрит и не указывает на ошибки. Занятие длится всего час, поэтому ты невольно учишься использовать время с пользой, чтобы успевать делать все необходимые упражнения.
Репетиции тоже проходят очень стремительно. Бывает, что на танец, который длится 10 минут, выделяется минут 15 (даже могут пораньше отпустить!). Иногда получается, что ты выходишь на сцену после одной репетиции.
А в Академии к зимним "Щелкунчикам" начинаешь готовиться уже в сентябре и репетируешь по 2 часа (улыбается). К выпускным подготовка вообще начинается с марта...
Этим и отличается работа в театре от учебы в Академии. 

Можете дать какое-то напутствие начинающим танцорам? 

Очень важно уметь говорить с самим собой, честно расставлять приоритеты. Балет-это профессия, которая в будущем будет кормить тебя и твою семью, поэтому нужно правильно распределять физическую и моральную нагрузку. И если ты чувствуешь, что с чем-то не справляешься, то надо обязательно уделить этому время и силы, потому что только так можно прийти к какому-то результату. В противном случае все может закончиться травмой, эмоциональным выгоранием или потерей интереса к балету.

Юлия Золотых в Instagram-yuliya_zolotykh, yuliya_zolotykh_ballet.