А. С. Пушкин IV

Ольга Дэн
                Продолжение.

19 век был не только временем расцвета отечественной литературы, но и  временем потрясающего проявления духовности и пророческого дара русских писателей и философов: А.Пушкина, М.Лермонтова,Ф.Достоевского, Н.Гоголя, Л.Толстого, В.Соловьёва, Н.Бердяева и других.Проявился их дар постижения настоящего и предвидения будущего, сущего и судьбоносного для России.
А.С.Пушкин за четверть века писательской жизни стремительно прошёл несколько литературных эпох - от условной художественной системы 18 века до зрелого реализма 19 века.Он был создателем современной прозы и поэзии, положив начало почти всем литературным жанрам: стихи, оды, поэмы,элегии,сонеты, эпиграммы, исторические зарисовки,рассказы, повести, романы, трагедии, литературная критика...
Национального гения влекли как философа общечеловеческие  идеи,темы, проблемы и образы, волновавшие лучшие умы человечества.В своих шедевральных произведениях А.С.Пушкин был мудрецом,романтиком, пророком и патриотом.
                И неподкупный голос мой
                Был эхо русского народа.
В духовный мир поэт входил своим даром отзывчивости, отмеченной Ф.Достоевским.
Создавая свои замечательные произведения, поэт следовал своему предназначению, не теряя достоинства, не стремясь быть придворным поэтом, он никогда не был среди тех, кто, по выражению М.Лермонтова, стоял жадною толпой у трона.Уже будучи известным на всю страну поэтом, Пушкин пережил несправедливые обвинения в том, что он  совсем исписался.Лучшим литератором признавали  баснописца И.Крылова, приближенного к императорскому двору.Понятно горькое сетование Пушкина по поводу   того, что он родился  с умом и  даром таланта, но  в России.
Рассматривая божественный дар пророка, нельзя не коснуться религиозных чувств А.С.Пушкина.В разные периоды жизни они были совершенно противоположными,это проистекало из того, что  веру он воспринимал не только как религию,  а как своеобразную часть  культуры и истории человечества.
Помимо христианства, православия поэт хорошо знал Коран,  постигал смысл других религий Востока, того же буддизма.Свои неиссякаемые поэтические сюжеты он черпал из античности.Античная мифология была его духовной купелью.Пушкин считал поэзию своим судией и относился к ней  как к призванию.
В молодости в южной ссылке в 1821 году поэт написал поэму "Гаврилиада", где его "вольтерьянское отношение к религии достигает апогея", стрелы сатиры летели в архимандрита Фотия, обличая мракобесие в сутанах. Поэму сочли богохульной, хотя  она была  скорее эротической.
В мае того же года поэт вступил в Кишинёве в "Ложу Овидия".С масонами он общался также и в гнезде декабристов - киевском имении Давыдовых Каменка. Эзотерические
знания обогатили его тайным мудрым опытом жизни. Однако потом А. С. вышел из масонской ложи, так как  подобные тайные общества получили " подозрительное и враждебное направление существующим государственным порядкам".
В ту пору под  бдительное око власти попало письмо поднадзорного поэта,  в котором он писал, что берёт "уроки чистого афеизта ( атеизма)и пришёл к выводу, что система взглядов, отрицающая творца и правителя, равно как и бессмертие души, хотя и не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к счастью больше всего правдоподобная".Следовательно, догматы религии поэт рассматривал с позиций суда разума.
Письмо наряду с конфликтом с графом Воронцовым ( с супругой которого у  поэта был вероятный роман) послужило поводом для исключения Пушкина со службы и высылки его из Одессы в село Михайловское, псковское родовое имение Пушкиных, под надзор полиции.
В Михайловском душа поэта окрепла,и его духовное становление проходило под влиянием народа, чье мировоззрение он усвоил.Расцвел и поэтический дар поэта, он создал в Михайловском ряд шедевров: главы романа "Евгений Онегин", сатирическую поэму "Граф Нулин", цикл "Подражание  Корану", где раскрывал тему пророческой миссии поэта.
Полнее  всего тема пророчества и божественного предназначения поэта отражена А.С.Пушкиным в его программном стихотворении "Пророк"( 1826 год), где им использована христианская символика,а  могучий дух достигает невероятного  духовного взлёта, просветления и накала.
Вспомним эти бессмертные строки и образы, навеянные Библией:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
.............................
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк,и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Поэт - гражданин в этом  стихотворении изображён метафорически в образе пророка, которого призывают Высшие Силы осуществить высокую божественную  миссию.Он наделён исключительным даром и в силу этого  должен "глаголом (словом) жечь сердца людей".Имеющий  подобный дар, не должен зависеть от мнения толпы и даже от "сильных мира сего", несмотря на  опасность неприятия её людьми.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн  писал по данному поводу:"В своём творчестве Пушкин очень правдив, аскетичен, предельно требователен к себе.Оттого его творчество есть удача...В религиозных темах его поэзия более литературна, чем духоведчески реальна".
Конечно, судьбоносная тема веры у Александра Сергеевича более литературная, чем религиозная, но всему поэтическому творчеству поэта была присуща исповедальность и надежда на  дружеское расположение читателей. За это они отвечали  Поэту сопереживанием и любовью.
Самым же ярким подтверждением пророческого дара А.С.Пушкина является одно из его поздних стихотворений, в котором он  подводит итоги своей творческой деятельности и жизни, которая неразрывно связана с его поэтическим даром:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит...
Вроде бы, нечего добавить к высокой ноте  финала этого эссе, но всё же сообщу любителям  нашего  великого поэта, что предсказала ему в молодости известная петербургская гадалка: его  огромную популярность и почитание  соотечественниками после его смерти.